Недавние раскопки синагоги IV-V вв. н.э. в восточной Галилее (рук. проф. Дж.Магнесс) обнаружили среди прочего уникальную мозаику на сюжет, не относящийся к Ветхому Завету. Гипотетическая интерпретация сюжета открытого в 1913 г. как относящегося к истории Маккавеев (об этом мы писали в издании Четырех книг Маккавеев в 2014 г.), получила надежное, с нашей точки зрения, подтверждение, когда в 2014 была раскрыта верхняя часть мозаики. Сюжеты Маккавейских книг известны и популярны в христианских иллюминированных рукописях, церковной, а затем и светской живописи и графике. Существующие еврейские ренессансные книжные миниатюры и артефакты на Маккавейские сюжеты возникли преимущественно в Италии под влиянием христианских текстов и христианского искусства. Мозаика из деревни Хуккок - пока единственное античное и при этом еврейское изображение, относящееся к Маккавейскому восстанию.
В докладе сопоставляется интерпретация сюжета мозаики c формой главного хануккального предмета - девятисвечника, а также правилами обращения с этим светильником. Мы приходим к выводу, что еврейская традиция сохранила символический предмет и ритуал, а их символическую "программу" - историю девяти мучеников - сохранила (как и сами книги Маккавеев) христианская традиция. Открытие мозаики позволяет установить связь семантики вещи и ритуала с нарративом, который оторвался от нее примернополторытысячи дет тому назад, и сравнить вторичную символическую интерпретацию хануккального светильника в позднейшей еврейской традиции с первоначальной семантикой рассказа о мучениках.