РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


24.11.2015

Международная научная конференция "Современный взгляд на роль искусства в эпоху радикальных социально- политических изменений"

Контакты:
8 (495) 250 - 68 - 43
8 (495) 250 - 67 - 74


Факультет истории искусств РГГУ
организует

Международную научную конференцию
"Современный взгляд на роль искусства в эпоху радикальных социально- политических изменений"
25 – 26 декабря
25 декабря с 10.00 до 17.45
26 декабря с 11.00 до 17.00


Программа:

Программа (возможны небольшие изменения)

25 декабря, пятница
10.00 – 17.45
Российский государственный гуманитарный университет (Москва, ул. Чаянова, 15, м. Новослободская, Менделеевская), ауд.

10.00 – 10.15. Регистрация участников
10.15 – 10.30 Приветствие декана факультета: Владимир Колотаев, д.фил.н., профессор кафедры кино и современного искусства.
Открытие конференции. Вступительное слово организаторов конференции: Наталья Смолянская, к.ф.н., доцент кафедры кино и современного искусства, Александр Марков, д.фил. наук, зам. декана ФИИ по научной работе

Утреннее заседание
Ауд.

Современные кураторские стратегии и художественные практики в эпоху социально-политических изменений

Сессия 1
10.30 –11.50
Актуальные кураторские стратегии и политические высказывания: вопросы корреляции
Модератор дискуссии Наталья Смолянская

10.30 – 10.50 Татьяна Волкова (Москва), член рабочей группы фестиваля «Медиаудар»
Современные кураторские стратегии: куда сегодня заводят куратора актуальные художественные высказывания?
Актуальные искусство сегодня покидает музеи и выставочные залы и выходит на улицы, чтобы уже никогда не вернуться назад. Что делать в этой ситуации куратору ? Где точка, в которой искусствовед, следуя за художником, теряет профессиональную идентичность и становится политическим активистом?

10.50 – 11.20 Давид Красовец (David Krasovec), (Франция), PhD, искусствоведение, доцент в ИГСУ РАНХиГС
Программа Венецианской биеннале 2015 г. и исландский павильон: какое определение политики предлагается в данном случае?
(Le programme de la Biennale de Venise 2015et le pavillon islandais: quelle définition de la politique y propose-t-on?) (выступление на англ. яз)
Чтобы выразить политическую позицию или протест, многие художники обращаются кзеркалу того, что они хотели бы отвергнуть.Если отвлечься от провозглашений и разоблачений, предназначенных для работы по расшифровке, каковы те типы общества, которые предлагают художники?В случае Венецианской биеннале, действительно ли размышления об отношении к истории говорят о функционировании общества (иначе говоря, речь идет о политике в этимологическом смысле), или речь идет о непосредственной реакции на актуальные события?

11.20 – 11.50 Дискуссия на тему:
Актуальные кураторские стратегии и политические высказывания: вопросы корреляции.

11.50 – 12. 00. Кофе-пауза

Сессия 2
12.00 – 13.40
Московский Акционизм в контексте современной биополитики
Модератор дискуссии Татьяна Волкова

12.00 –12.20 Михаил Немцев, (Москва), научный сотрудник РАНХиГС
Пространство биополитики и тело современного художника: новейший вариант
В докладе рассматривается акционизм в контексте современнойбиополитики, изученной М. Фуко и Дж. Агамбеном. Доказывается, что работа акционизма с телом художника прямо проистекает из протеста против господствующей биополитической логики. Рассматриваются различные варианты акционизма, как акционизм одиночек, так и спонтанных или устойчивых объединений, и раскрывается специфика работы с телом в каждом из них.

12.20 – 12.40 Павел Митенко , исследователь Московского Акционизма
В сторону политического искусства: между эстетическим нарциссизмом и растворением в социальном служении.
В своём выступлении автор хотел бы проследить логику, которая связывает идею свободы и современные художественные практики; освобождение, обещание которого несёт искусство и его политическое воплощение. Это требует от нас современного прочтения программы немецкого роматизма, впервые устанавливающей искусство на горизонте политического освобождения и до сих пор задающей координаты размышлений о политике и искусстве. Основной вопрос: каковы особенные черты политического, публичного воплощения этой программы? Ответы, предложенные к обсуждению, сформированы на основании исследования практик политического искусства, артивизма, активизма и московского акционизма 1990 -2015 гг.

12.40 – 13.10. Дискуссия на тему:
Московский Акционизм в контексте современной биополитики

13.10 – 14.00 Обед

Дневное заседание
Ауд.

Современные теории искусства в контексте прочтения некоторых радикальных событий социально-политической истории ХХ века

Сессия 3
14.00 – 15.40
Ситуационизм и наследие 1968: актуальное прочтение
Модератор дискуссии Илья Будрайтскис

14.00 – 14.20 Степан Михайленко,(Москва), к.ф.н., специалист по ситуационизму, переводчик книг Ги Дебора и И. Изу
Концепт "спектакля": от леттристской эстетики Исидора Изу к социально-философский концепции Ги Дебора
Концепт "спектакля" известен по всему миру благодаря книге французского философа Ги Дебора "Общество спектакля" (1967). В данном случае мы рассмотрим процесс генезиса и трансформации значения этого концепта в текстах Дебора; истоки этого концепта в творческих практиках французского леттризма; то, как изначально чисто эстетический концепт наполняется непосредственно политическим и социально-философским содержанием"

14.20 – 14.40 Наталья Смолянская, (Москва), доцент кафедры кино и современного искусства, к.ф.н.
Эффект прочтения: актуальные стратегии художественной практики и теории искусства в контексте событий 1968 г.
Если события мая 1968 года во Франции стали символом студенческого протестного движения, то что можно сказать о том, каковы эффекты прочтения этих событий в свете изучения актуальных художественных практик?События 1968 инициировали новые практики экспериментального документального кино (кинозарисовки), интерес к документу и «бедным» практикам искусства, а также комиксу, плакату … Но, сегодня также хотелось бы рассмотреть, как теоретическое, философское высказывание преображается в художественной практике, в кураторских стратегиях выставки-дискуссии?

14.40 – 15.10 Ксения Ермошина, (Париж), "Центр Социологии Инноваций" (Centre de Sociologie de l'Innovation) (по скайпу)
Переизобретение повседневности. Как противостоять банализации "репертуаров действий" в актуальном искусстве?Французский и российский опыт.
Автор хотел бы проанализировать то, как наследие1968-го было переприсвоено капитализмом. а также про банализацию протестных практик и про попытки придумать новые протестные практики после 68 года (который иногда ещё называют "концом истории" левой идеи).

15.10– 15.45 Дискуссия по теме:
Ситуационизм и наследие 1968: актуальное прочтение

15.45 – 16.00 Кофе – пауза

Сессия 4
16.00– 17.45
Методология изучения социального искусства
Модератор дискуссии Владимир Колотаев

16.00-16.20 Александр Марков, (Москва),д.фил.н., кафедра кино и современного искусства:
Новая социальная поэзия": литературоведческий или искусствоведческий термин?
Выражение "новая социальная поэзия" стало одновременно брендом, термином и обозначением социального поведения в литературе, обнажив проблему "параллельных рядов" и "литературного быта". Ни одно выражение из описывающих новейшее искусство в России последних лет не вызывало таких больших споров. В докладе анализируется искусствоведческий смысл понятия "новый" и реконструируются причины введения этого термина, раскрывается его объяснительный потенциал.

16.20 -16.40 Татьяна Барандова, (Санкт-Петербург), НИУ ВШЭ, Санкт-петербургский филиал, доцент
Не(со)гласные агенты в современной политике
М. Эпштейн назвал современных художников единственными "гласными" в России. Несогласие, возможность голоса, возможность художественного заявления в докладе рассматриваются как деятельность сообщества "гласных".

16.40 – 17.00 Илья Будрайтскис,(Москва), публицист, исследователь, член редакций "Художественного журнала" и Openleft.ru
"Социалистический реализм" и грядущая катастрофа
Подобно тому, как марксизм манифестировал завершение философии, а коммунистическая партия - конец партийной политики, искусство социалистического реализма с самого начала обозначило свое место по ту сторону истории – там, где преодолев свою предшествующую социальную обусловленность, оно обретает свой подлинный смысл и завершает свой путь.За десятилетия своего существования это ни с чем не сравнимое направление, однако, так и не обрело законченные очертания и не прояснило собственную генеалогию.

17.00 – 17.45 Дискуссия по теме
“Методология изучения социального искусства”

26 декабря, суббота

11.00 – 17.00
Российский государственный гуманитарный университет (Москва, ул. Чаянова, 15, м. Новослободская, Менделеевская), ауд.

Социальная идентичность и возможности искусства: актуальные теории и практики кино и современного искусства

Утреннее заседание
Ауд.

Сессия 5
11.00 -
Социальная идентичность и возможности искусства
Модератор дискуссии Александр Марков

11.00 – 11.20 Владимир Колотаев, (Москва), д.фил.н., профессор кафедры кино и современного искусства
«Фантом устойчивой идентичности: к вопросу формирования образа прошлого средствами кино”
На основе стадиальной модели построения идентичности докладчик покажет, как современный российский кинематограф моделирует фантазматический образ прошлого страны, к которому стремится субъект настоящего. Средствами кино восстанавливается советская классическая система отношений власти и личности, в основе которой лежит жертвенный комплекс. Таким образом снимается фундаментальная нехватка идентичности: я субъекта встраивается в матрицу советского идеального образа.

11.20 – 11.40 Максим Казючиц, (Москва), к.ф.н., заведующий кафедрой
истории и философии науки "Академии медиаиндустрии"
Нонконформизм в неигровом кино США 2000-х: Алекс Гибни
Автор рассматривает современное состояние документальной публицистики, отличающейся эклектизмом выразительных средств. На примере работ американского документалиста А. Гибни рассматриваются современные стратегии деконструкции современных форм официального дискурса в неигровом кино.

11.40 – 12.00 Андрей Олейников, (Москва), к. ф.н., доцент РГГУ и РАНХиГС.
Добродетели и пороки профессионализма в фильме Дэвида Саймона "Прослушка"
Едва ли можно назвать какой-либо другой современный телесериал, который был бы принят с таким восторгом интеллектуальной публикой, какой пришелся на долю криминальной драмы «Прослушка» (The Wire).Свое восхищение ею неоднократно выражал Славой Жижек. На сегодняшний день существует уже около десятка научных сборников, в которых подробно анализируются те или иные стороны социальной жизни Америки, изображенные в этом сериале. Доклад будет посвящен проблеме дисфункции социальных институтов, которая непосредственно сказывается на работе и судьбе полицейских, старающихся честно выполнять свой профессиональных долг.

12.00 – 12.45 Дискуссия по теме
Социальная идентичность и возможности искусства

12.45 – 13.30 Обед

Дневное заседание
Ауд.

Круглый стол по теме:
Кино и политическое высказывание
с показом фильмов Ги Дебора и Криса Маркера

Участники круглого стола:
Владимир Колотаев, д.фил. н., профессор кафедры кино и современного искусства, Елена Петровская, к.ф.н., зав. сектором эстетики Института философии РАН, Степан Михайленко, к.ф.н., исследователь ситуационизма, переводчик книг Ги Дебора и Исидора Изу, Наталья Смолянская, к.ф.н., доцент кафедры кино и современного искусства, Андрей Олейников, к. ф.н., доцент РГГУ и РАНХиГС.
Максим Казючиц, к.ф.н., заведующий кафедрой истории и философии науки "Академии медиаиндустрии", Александр Марков, д.фил.н., кафедра кино и современного искусства в

13.30 -14.20 Было бы у меня четыре верблюда, Крис Маркер, 1966 (с субтитрами на англ. яз.)

14.20 – 15.30 Обсуждение.

15.30 -15. 40.Кофе-пауза

15.40 – 16.10 Критика разделения, Ги Дебор, 1961 (с субтитрами на русском языке)

16.10 – 17.10 Обсуждение

17.10. – 17.30 Финальное обсуждение и подведение итогов конференции конференции


Контакты:
8 (495) 250 - 68 - 43
8 (495) 250 - 67 - 74