РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


21.03.2013

Заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» и выставка «Детское чтение. Из домашних библиотек москвичей. Плакаты и книги для детей, 1880-1980 годы»

Планируется обзорная экскурсия по выставке, а также доклад,  с которым выступит А.С. Вайсман.


Заседание семинара

«Культура детства: нормы, ценности, практики».

проводится в рамках выставки

«Детское чтение. Из домашних библиотек москвичей. Плакаты и книги для детей, 1880-1980 годы», развернутой в Музее декоративно-прикладного и народного искусства

26 марта 2013 г., в 16.00

Организаторы: Российский Государственный Гуманитарный Университет, Факультет теории и истории искусства, Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Международный благотворительный фонд «ГЕНЕЗИС»

Планируется обзорная экскурсия по выставке, а также доклад, с которым выступит А.С. Вайсман, преподаватель ИСАА МГУ, зам.гл.ред.сайта www.booknik.ru.

Тема доклада: «Детство в женских мемуарах конца XIX – начала ХХ века. Елизавета Водовозова и Полина Венгерова».

Обе повествовательницы пережили рубеж столетия и были свидетельницами важных исторических событий и перемен жизни. Елизавета Водовозова – публицист, педагог и литератор, ее мемуары «На заре жизни» были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1911 году. Полина Венгерова родилась в еврейской семье, ее автобиография «Воспоминания бабушки» (написана по немецки и опубл. в 1908-1910 гг. в Берлине) – единственное ее литературное произведение.

Для обеих мемуаристок главным в рассказе является оппозиция «новое - старое», а одним из ключевых мотивов - мотив «золотого века» и потерянного рая. При этом мемуары Венгеровой – апология старых порядков, строгого религиозного воспитания с традиционной родительской властью над детьми. Мемуары же Водовозовой носят явно обличительный характер. Водовозова осуждает патриархальный родительский деспотизм, используя для этого сильные выразительные средства. Тем не менее, автобиографии Водовозовой и Венгеровой имеют определенное сходство на уровне авторских стратегий.

В докладе предполагается рассмотреть не только общие для автобиографий Водовозовой и Венгеровой мотивы, связанные с детством, но и мотивы, отсутствующие у этих двух авторов, однако важные для других мемуаристов-современников. Почему они отсутствуют и что приходит им на смену? Наконец, постараемся понять, кроме особенностей, обусловленных опытом (рассказ о женских учебных заведениях), есть ли в этих текстах какой-то специфически «женский» взгляд на детство?

Адрес: ул.Делегатская, д.3, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, схему проезда см.: http://vmdpni.ru/

Заказ пропусков: 8(916)624-34-19; mashatendryak@gmail.com; bezrogov@mail.ru