Judaica Rossica

Научный семинар 
Центра библеистики и иудаики РГГУ
Judaica Rossica 



Доклад «Еврейская радуница: поминальный обряд в бывших местечках» посвящен современному состоянию традиционной культуры в бывших еврейских местечках России и основывается на материалах экспедиций в Брянскую и Смоленскую области, проведенных в 2015—2017 гг. Какие религиозные традиции соблюдали ассимилированные российские евреи в советское время и какие соблюдают сейчас? Как крашеные яйца сочетаются с праздником Лаг ба-омер? Что такое «еврейская радуница»? В рамках доклада будут демонстрировались фрагменты из интервью с информантами, проживающими на территории бывших еврейских местечек. 30 мая 2017 г., докладчик  к.ф.н., доцент ЦБИ РГГУ и зам. директора по науке Музея истории евреев в России Мария Каспина.


25 апреля 2017 г., доклад «Декларация Бальфура: современные рецепции» кандидата исторических наук, доцента кафедры международных отношений Белорусского государственного университета Дмитрия Шевелева. Письмо министра иностранных дел Великобритании лорду Ротшильду о поддержке правительством Его величества идеи создания в Палестине еврейского национального очага (от 2 ноября 1917) рассматривался как одна из важнейших отправных точек для современных международных отношений на Ближнем Востоке и других актуальных проблем региона.

Лекция Яны Агмон – специалиста в области компаративного литературоведения, магистра и преподавателя Тель-Авивского университета «Этгар Керет: обретение “второй возможности”» 4 апреля 2017 г.


30 марта 2017 г. с докладом «Иврит в Средние века и Новое время: живой или мертвый язык?» выступила Александра Полян, к.ф.н., филолог-востоковед, преподаватель РГГУ и ИСАА МГУ. Как иврит существовал в первые века нашей эры – на рубеже XIX и XX веков? В каком отношении его можно признать мертвым языком, в каком – живым? Какова специфика использования языка, который не был ни для кого родным? Об этих и других вопросах шла речь в докладе.


27 декабря 2016 г., в дни праздника Хануки, прошло праздничное заседание семинара Judaica Rossica, посвященное истории концепций праздника и ханукальной литургии. Раввин общины прогрессивного иудаизма Ле-дор ва-дор Леонид Бимбат рассказал об изменениях в интерпретации Хануки в разные периоды, кантор Ле-дор ва-дор Дмитрий Карпенко исполнил традиционные ханукальные гимны, коллекционер записей и нотного материала классического хазанута кантор общины Кодеш ве-холь (Израиль) Константин Котельников прокомментировал эволюцию ханукальной литургии. С авторской интерпретацией событий и истории Хануки выступил гебраист, преподаватель ЦБИ Леонид Дрейер.



Первый в 2016/2017 учебном году семинар Judaica Rossica прошел 9 декабря, где с докладом «В поисках "жидовствующих": переводы с еврейского и монастырская книжность» выступил Константин Бондарь,  Ph.D., научный сотрудник Центра диаспоральных исследований им. Гольдштейна-Горена в Тель-Авивском университете.  



Финальное в 2015/2016 учебном году заседание семинара Judaica Rossica с Марией Каспиной, Натальей Киреевой, Александрой Полян, Людмилой Жуковой прошло 30 мая. Круглый стол: «”Желаю получить от вас прощение, кости дома Шаммая”: феномен почитания могил праведников в иудаизме и паломничества к ним».


18 мая прошло очередное заседание научного семинара Judaica Rossica, где с докладом «Измена Родине в форме бегства за границу»: Судьба Александра Шатравки и феномен “побегушников” в СССР» выступила Ирина ГОРДЕЕВА, историк, доцент кафедры истории России нового времени ИАИ РГГУ.
Судьбы десятков простых советских граждан, так называемых «побегушников», которые, не имея легальной возможности покинуть СССР, пытались найти нелегальные способы расстаться с нелюбимой «Родиной», остаются вне внимания исследователей. Доклад имеет целью привлечь внимание к феномену «побегушников» на примере случая Александра Шатравки. Его яркая биография, предпринимавшиеся с середины 1970-х годов попытки уехать в США, отношение к СССР, история семьи матери, представления о том, что такое «Родина» и каковы желаемые взаимоотношения человека и государства, психушка и тюрьма, долгожданный отъезд, жизнь в Америке, - это история индивидуального бунта человека против пределов возможностей, ограничивающих его субъективность в силу рождения в стране, которая ревностно контролирует свои границы – и духовные, и физические, и жестко противодействует тем, кто пытается их нарушить.


12 апреля состоялась лекция литературоведа и библеиста, профессора Бар-Иланского университета Джеймса Кугела «Концепция Бога в библейских повествованиях».



В рамках научного семинара ЦБИ Judaica Rossica 30 марта состоялась лекция этнографа, фольклориста и переводчика Валерия Ароновича ДЫМШИЦА (Центр «Петербургская иудаика», Европейский университет в СПб) «“Куды йыдышь?”: превращение локального вернакуляра в язык глобальной коммуникации (9 тезисов об идише)»:
1. Мифы об идише. Идиш как умирающий / умерший язык. 
2. Место идиша в системе еврейских языков.
3. Идиш в структуре традиционной полиглоссии восточноевропейских евреев.
4. Идишизм как политическая программа. Борьба за язык как способ политической самоорганизации. 
5. Идиш в СССР. Политика языкового строительства.
6. Идиш в расколовшемся мире: Польша, США, Израиль, Канада и другие страны.
7. Литература на идише: другая национальная литература (польская, но не на польском; американская, но не на английском и т. д.).
8. Немного идиша в холодной войне.
9. Идиш в современном мире: от хасидов до хипстеров.


2 марта на очередном заседании научного семинара ЦБИ РГГУ Judaica Rossica  с докладом «"Я сама жива не буду, и тебе живой не быть": cудьбы субботниц в России первой половины XIX века» выступила Татьяна Игоревна ХИЖАЯ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета. С комментарием о роли женщин в русском сектанстве в целом и современном субботничестве в частности выступила Людмила Геннадьевна ЖУКОВА, кандидат культурологии, замдиректора Центра изучения религий РГГУ. 




23 декабря Центр библеистики и иудаики РГГУ и РАНХиГС провели совместное заседание семинара Judaica Rossica, в рамках которого состоялась презентация 33-го выпуска журнала "Государство, религия, церковь в России и за рубежом". Главная тема номера: "Иудаизм после СССР: старое и новое, религиозное и национальное". Авторы тематического блока: Мария Каспина, Саша Голубофф, Аланна Купер, Александр Львов, Галина Зеленина, Мария Эндель, Менахем и Эстер Яглом, Йонатан Меир, Марина Саприцкая, Зеэв Ханин, Людмила Жукова, Дина Писаревская. На презентации выступили редакторы журнала Дмитрий Узланер и Александр Агаджанян, приглашенный редактор номера Галина Зеленина, авторы и коллеги Людмила Жукова, Марк Куповецкий, Светлана Амосова, Юрий Табак.




20 ноября состоялось совместное заседание семинара Judaica Rossica  и семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории. С докладом "Традиционные изображения  и тексты на еврейских амулетах" выступила Мария Каспина, к.ф.н., доцент ЦБИ РГГУ и зам.директора по науке Музея истории евреев в России.
Доклад был посвящен соотношению визуальных образов и текстов на амулетах ашкеназских евреев. Большая часть рассматриваемых амулетов была взята из коллекции Музея истории евреев в России и ранее не публиковалась. Обсуждались следующие вопросы:
• Какие библейские тексты считаются самыми важными оберегами и почему?
• Почему на амулетах иногда изображают могилы Рахели, Давида, благочестивых раввинов и других праведников?
• Какие заговоры и заклинания стали обязательными элементами еврейских амулетов от сглаза и какие параллели этим сюжетам и мотивам существуют в традициях других народов?
Особое значение было уделено визуальному отображению самого письменного текста на амулетах, микрографическим композициям и магическим функциям надписей.
 




27 октября в Зале заседаний РГГУ в рамках первого научного семинара Judaica Rossica с докладом «Мария Горячковская: юдофильство – антисемитизм – паранойя» выступил Михаил Эдельштейн, к.ф.н., ст.н.с. журфака МГУ. 
Доклад прослеживал биографию литератора 1900–1910-х гг., автора полутора десятков книг и множества публикаций в периодике Марии Горячковской (она же Элеонора Диксон, она же Мария Евгеньева), вместившую жизнь в монастыре, дружбу с эсерами, переход на радикально-монархические позиции, работу в крупнейшей российской газете, недолгую двусмысленную славу, многолетнее пребывание в сумасшедшем доме, знакомство с Лениным и Луначарским, эмиграцию, покушение на Альберта Эйнштейна и многое другое. Милюков и Столыпин, Азеф и Красин, Аверченко и Розанов, Ильф и Булгаков, великий князь Николай Константинович и митрополит Николай (Касаткин) – все они составляют пестрый фон этой невероятной судьбы. 



Данный проект реализуется при поддержке Genesis Philanthropy Group (Фонд «Генезис»).