Новости

09.11.2015

"ТОЛСТОЙ и ГАНДИ: ОДНАЖДЫ и ВСЕГДА"

 

Лев Хамаза

 

ТОЛСТОЙ и ГАНДИ: ОДНАЖДЫ и ВСЕГДА

 

         В РГГУ во время дней Юго-Восточной Азии устроили  предпремьерный показ фильма  «Лев Толстой и  Махатма Ганди: двойной портрет в интерьере эпохи» (киностудия «Роза»).

Не удивительно: авторы сценария Виктор Листов и Галина Евтушенко работают в РГГУ, а молодой режиссер Анна Евтушенко – выпускница университета.

Этот фильм  можно считать фильмом-напоминанием о великих сынах России и Индии. В их характерах, в их жизненных путях сошлось всё лучшее, что свойственно культуре наших стран.

         Скажем сразу: задача, которую взялись решить авторы ленты, была весьма непроста. Попробуйте найти зримые экранные образы для философских суждений и нравственных постулатов. Кроме того, портретируемые гении не только никогда не встречались, но даже по большей части и жили в разные исторические времена. Только в последние месяцы жизни Льва Николаевича Толстого между ним и индийским правозащитником Ганди возникла переписка. Письма 1909 – 1910 гг. и легли в основу экранного рассказа. Его сюжеты свободно развиваются в разных странах, на разных континентах – в Европе, Азии, Африке. От берегов Ганга до Волги до Темзы учение двух мыслителей распространяется по свету. И авторам фильма удаётся проследить неожиданные, подчас парадоксальные, стороны этого движения.

         Оба философа – и русский, и индус – посвятили жизнь великой проповеди непротивления злу насилием. Мир в ХХ веке, прошедший через две мировые войны, через социальные и национальные революции, через расовые столкновения – с трудом воспринимал простые истины толстовства и гандизма.

           Вот два ярких, запоминающихся примера из новой картины.


      Толстой обращается с письмами к российскому министру Петру Столыпину; убеждает его остановить репрессии («столыпинские галстуки» - так  назывались тогда казни через повешение), не рушить патриархальную крестьянскую общину, не разжигать у мужика частнособственнических инстинктов владения землёй. Прав писатель или нет – другой вопрос. Для создателей картины важна только убежденность яснополянского старца в правоте, в верности его проповеди. И авторы находят потрясающий зримый образ: два живописных портрета кисти художника Ильи Репина. Портрет Толстого, написанный на тёплом спокойном фоне; и портрет Столыпина на красном, кровавом фоне русской революции.

         Слов здесь не надо.

         Другой пример – из биографии Ганди.

         Летом 1939 года мир уже на грани мировой войны. Ганди с ужасом и тревогой следит за тем, как Европа подходит к краю пропасти. Он отчётливо понимает, что господин Гитлер – палач и мерзавец. Порядочный человек не должен к нему обращаться; это наносит ущерб чести. Но у Ганди своя шкала ценностей. Что значит честь одного человека, если ее ценой можно попытаться спасти сотни тысяч, миллионы людей?  И вот индийский философ пишет письмо «г-ну Гитлеру», убеждает его остановить войну, не проливать кровь. С экрана звучит потрясающий психологический документ ХХ века! Ганди не предотвратил мировую бойню. Но он показал себя достойным учеником Толстого, исчерпав решительно все возможности ненасильственного сопротивления вооруженному злу.

         Двойной документальный портрет Толстого и его последователя Ганди можно считать фильмом об истории. Как же – ведь его действие происходит в прошлом, ХХ веке. Но тут ещё не вся правда. Многие эпизоды ленты построены на материале нашей современности. Авторы приводят зрителя в Ясную Поляну, знакомят его с тем, как сегодня звучат здесь голоса индийской философии, культуры, искусства. Создатели ленты отдают себе отчёт в том, какой путь прошло учение Толстого-Ганди за истекшие десятилетия. Оно поистине захватило миллионы людей – в России, Индии, Европе. Тому много свидетельств.

         В фильме не просто помянуты визиты в Россию, в Ясную Поляну выдающихся лидеров Индии – Джавахарлала Неру, Индиры Ганди, Лала Бахадура Шастри, известного дипломата,  нынешнего Посла республики Индия П.Ш.Рагхавана. Речь идёт о плодотворном взаимовлиянии народов, о родственной близости разноплеменных учеников и последователей Толстого и Ганди.

         Современность в картине не отделена композиционной гранью от прошлого. Вполне естественно. Кто же не знает, что молодёжь сегодняшней Европы не удовлетворяется ценностями и учениями западных мировоззрений и всё глубже постигает основы восточных философий? Это течение, связывающее Восток и Запад, давно заметил французский писатель  Ромен Роллан. Ещё на заре ХХ века он писал о том,  как Толстой-студент учился основным идеям непротивления у безымянного буддистского проповедника в Казани; как много десятилетий спустя эту непротивленческую проповедь подхватил Ганди и ее светильник пронёс по всему миру.

Особо скажем о доверительной интонации фильма. Авторы пригласили актера театра «Современник» Сергея Юшкевича  озвучить картину. Он настолько справился с задачей, что его присутствие в картине становится невидимым. Мы слышим Толстого и Ганди и потрясены их голосами «до дрожи», как сказал на обсуждении картины представитель пакистанской диаспоры.  

         Как и во многих документальных фильмах, в картине «Толстой и Ганди: двойной портрет в интерьере эпохи» - многие не досказано. Отдельные эпизоды заслуживают того, чтобы развить их в самостоятельные произведения. Например, есть повод создать документальную драму об участии Толстого в Крымской войне или о голодовках Ганди, протестующего против насилия. Авторы только как бы заманивают зрителя намёками на интерес Толстого к походу русских войск в Индию в 1801 году. Или – тем как  Ганди успел перед смертью простить своего убийцу. Такие краткость и недосказанность обычно суть признаки содержательного, насыщенного смыслом фильма.

На обсуждении фильма, состоявшемся сразу  после просмотра, выступали взволнованные зрители: д-р Захид Али Хан, главный редактор «Альянс Мессенджер»; Раджа Абдул Кайуум, Советник по прессе Посольства Пакистана в России; Ноор Хабиб Шах, представитель межрегиональной общественной организации «Землячество пакистанцев»; д-р Кашмир Сингх, Президент «Хиндустани Самадж», Ассоциации индийских соотечественников в России; Зауре Исхакова, заместитель декана по учебной и воспитательной  работе  Казахского Национального университета, Елена Еркина, ведущий эксперт «Московского дома национальностей» и многие другие.  Они говорили, что фильм тронул их до боли в сердце, до дрожи в руках – настолько он актуален и своевременен. Картина стала для собравшихся  мощным антимилитаристским полотном. Вглядываясь в материалы хроники, возраст которой почти 100лет,  каждый  гражданин русский ли, индиец ли задумается о своем месте в этом мире и своем вкладе в мирный процесс. Профессора Сергей Серебряный  и Ростислав Рыбаков говорили о богатом хроникальном материале, наполнившим фильм, об интересно снятой современной Ясной Поляне.

         Равнодушных фильм не оставил. После такого бурного обсуждения  мы с уверенностью полагаем, что новый вклад творческих людей, подготовленных и работающих в РГГУ – фильм режиссеров Галины и Анны Евтушенко (сценарий Виктора Листова и Галины Евтушенко) – в исследование культуры и России и Индии откроет новую страницу интереса к великим личностям, какими были и остаются Лев Толстой и Махатма Ганди.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru