Экспедиция 2004 года (Республика Удмуртия) - РГГУ.РУ
Экспедиция 2004 года (Республика Удмуртия)
Северо-удмуртская экспедиция

В 2004 году этнологическая экспедиция проходила на севере Удмуртии, в полиэтничном районе, так как студенты специализировались в изучении различных народов России.

бабушка  с наташей  третья

В экспедиционную группу входили: Наталья Антропова, Марина Еремина, Наталья Кизас, Ирина Лобачева, Олеся Михайлова, Радмила Нагапетова, Людмила Рахманова, Сергей Серов, Майя Сковородникова, Павел Табачков, Александра Талалаева, Павел Тетерин, Роман Шалимов, а также студенты 3 курса – Владимир Ермаков и Ирина Кучерова.

В период подготовки экспедиции проводились коллоквиумы, на которых студенты делали сообщения по культурным традициям удмуртов и татар, прослушали лекции Л.Н.Черенкова, старшего научного сотрудника Института культурного и природного наследия МК РФ (Москва), Л.В. Князевой, главного специалиста Управления по охране памятников Министерства культуры Республики Удмуртия (Ижевск).

В процессе проведения экспедиции были организованы встречи и лекции со специалистами по культуре, языку, истории и фольклору бесермян и чепецких татар – Е.А. Поповой, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Удмуртского института языка и литературы УрО РАН (Ижевск); К.Н. Касимовой, кандидатом исторических наук, доцентом Глазовского педагогического университета; А.Н. Касимовым, аспирантом Ижевского государственного университета.

Во время экспедиции студенты посетили Глазовский краеведческий музей, где познакомились с этнографическими коллекциями и экспозициями по традиционной культуре народов севера Удмуртии.

четвертая  пятая  шестая

 

Базовым местом нахождения экспедиционной группы являлось село Кестым Балезинского района, один из духовных и культурных центров чепецких татар, откуда участники совершали выезды в другие населенные пункты севера Удмуртии:

Гордино, население – бесермяне, татары, удмурты; Юнда, население – бесермяне, удмурты; Пыбья и Котомка, население – удмурты; Афонино и Шарпа, население – русские, старообрядцы (Балезинский район);

Багыр, население – русские, старообрядцы (Красногорский район).

В процессе работы участниками экспедиции были сделаны:

– Видеозаписи похоронной и поминальной обрядности чепецких татар (6 часов: 2 похорон, 3 поминок), русских старообрядцев (4 часа: похоронный молебен, поминальный обед); видеозаписи заговорно-заклинательных актов чепецких татар (1 час: 1 исполнительница), удмуртов (30 мин.: 2 исполнительницы), бесермян (15 мин.: 1 исполнительница); видеозапись свадебной обрядности чепецких татар (5 часов: никях и праздничное застолье); видеозапись ежедневного и пятничного намаза (3 часа); видеозапись лечебного искусства костоправов чепецких татар (1 час: 1 исполнительница). Видеозаписи осуществлялись в аналоговом (VHS) и цифровом форматах, в отдельных случаях с помощью двух или трех камер.

– Аудиозаписи песенного фольклора чепецких татар (4 часа: 4 песенных сессии от четырех коллективов, в том числе три в обрядовых условиях на поминках), бесермян (2 часа: 3 песенных сессии, в том числе две от одного коллектива), удмуртов (2 часа: 2 песенных сессии от двух коллективов); аудиозаписи несказочной прозы – легенды, мифологические и устные рассказы чепецких татар, бесермян, удмуртов, русских старообрядцев (15 часов: более трех десятков исполнителей); аудиозаписи заговоров чепецких татар, бесермян, русских старообрядцев (1 час: 6 исполнителей); аудиозаписи описаний обрядов, поверий и примет чепецких татар, бесермян, удмуртов, русских старообрядцев (10 часов: более трех десятков исполнителей). Аудиозаписи осуществлялись в аналоговом и цифровом форматах.

– Фотографии носителей обрядовой и фольклорной традиций, домашней утвари, одежды, домов, кладбищ и т.д. чепецких татар, удмуртов, бесермян, русских старообрядцев (более 2000 шт.).

Активная работа велась студентами в этнографических музеях Кестыма и Юнды. В общей сложности были сфотографированы и описаны около 900 хранящихся в них предметов материальной культуры чепецких татар и бесермян.

– Фотокопии рукописей с заговорными текстами, молитвами, обрядовым фольклором, девичьих анкет и песенников (около 30 шт. общим объемом более 1000 с.).

Фотографирование осуществлялось на пленочные, цифровые фотоаппараты и цифровую видеокамеру.

Участники экспедиции благодарят жителей и администрацию сел и деревень, где они работали, за помощь и поддержку и особенно – Р. Н. Ахмадвалиеву, сотрудницу Республиканского этнографического музея (Ижевск), А.Г. Касимову, директора Кестымской средней школы, А.П. Урасинову, заведующую Юндинского отделения Балезинского краеведческого музея.

 В.Л. Кляус




Версия для печати