РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Христофорова Ольга Борисовна


Христофорова Ольга Борисовна

 Москва, 2011

 

Доктор филологических наук,

директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заместитель руководителя магистерских программ ЦТСФ

профессор учебно-научного Центра социальной антропологии РГГУ

 

Область научных интересов и сфера профессиональной деятельности

фольклористика, социальная и культурная антропология, визуальная антропология, медицинская антропология

Образование

1987-1992 – студентка, МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра этнологии. Тема диплома: «Культ Вуду в контексте этнической истории Гаити» (научный руководитель – д. ист. н., проф. А.А. Никишенков)

1993-1996 – аспирантка Института высших гуманитарных исследований РГГУ (научный руководитель – д. филол. н. Е.С. Новик).

Ученые степени

с 25 апреля 1997 г. - кандидат культурологии. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 24.00.01 – Теория культуры (культурология) на тему «Моделирование поведения в архаических культурах (на материале малых жанров фольклора народов Сибири)». Москва, РГГУ.

с 25 ноября 2011 г. - доктор филологических наук. Защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора наук по специальности 10.01.09 – Фольклористика (филологические науки) на тему «Дискурс о колдовстве и локальные фольклорные традиции: семантика, прагматика, социальные функции» 23 декабря 2010 г. Москва, РГГУ.

Научные награды

Лауреат премии им. П. Г. Богатырева за монографию «Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России» (2011)

Дипломант VII Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга–2015» за монографию «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции»  (2015)

Преподавание

1998 – наст. вр. – старший преподаватель, доцент, профессор учебно-научного Центра социальной антропологии РГГУ; до 1.11.2011 - доцент учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.

Курсы: «Социальная (культурная) антропология», «Мифо-ритуальные системы», «Социология и антропология духовной жизни», «Миф, символ, ритуал», «Семиотические методы в гуманитарных науках», «Визуальная антропология», «Медицинская антропология».

2001-2002 – приглашенный лектор, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков. Курс «Визуальная антропология народов России».


Административный опыт

1993 – сотрудник сектора Традиционной культуры Института Наследия им. Д.С.Лихачева

1994-1997 – сотрудник Центра визуальной антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова

1997-1998 – ведущий специалист Института культурной антропологии РГГУ

2001 – 2004 – ученый секретарь диссертационного совета Д.212.198.06 (культурология) при РГГУ

2011 – наст. вр. – директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

2013 – наст. вр. – ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС

Организация конференций

1993 – I Международный семинар по визуальной антропологии. Москва, Институт Наследия им. Д.С.Лихачева. Секретарь Оргкомитета, координатор

1998 – Международная научная конференция «Модель человека в культурах Востока и Запада: междисциплинарный подход». Москва, РГГУ. Секретарь Оргкомитета, координатор

1998 – Межвузовский круглый стол «Сны и видения в народной культуре: мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты»». Москва, РГГУ. Секретарь Оргкомитета, координатор

1998–2002 – I–III Российский фестиваль антропологических фильмов, Салехард, ЯНАО. Секретарь оргкомитета, затем член отборочной комиссии

2001 – 2012  – I–VI Московский международный фестиваль по визуальной антропологии. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова и ИЭА РАН. Член оргкомитета, затем член жюри

2003 – наст. вр. – I–XVI Международная школа по фольклористике. Москва-Переславль-Залесский, РГГУ. Член Оргкомитета

2008 – Межвузовская научная конференция «Пространство колдовства», Москва, РГГУ. Координатор

2010 – наст. вр. – I–III Международная научная конференция «Демонология как семиотическая система», Москва, РГГУ. Координатор

2012 – Межвузовский круглый стол «Фольклор и антропологическая психиатрия», Москва, РГГУ. Координатор

2013 – Межвузовский круглый стол «Народная мифологическая проза: новые методологические подходы», Москва, РГГУ. Координатор

2013 – Международная научная конференция «Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве», Москва, РГГУ. Член Оргкомитета

2014 – Межвузовский круглый стол «Семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным сценарием и личным чувством», Москва, РГГУ. Координатор

2014 – Международная научная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа», Москва, ШАГИ РАНХиГС. Член Оргкомитета, координатор

2015 – Межвузовская научная конференция «“Осколки”» в традиции: как культура утрачивает свои элементы?», Москва, РГГУ. Член Оргкомитета

2015 – Чтения памяти Е.С. Новик, Москва, РГГУ. Координатор   


Полевая работа

1995 Тазовский р-н Ямало-Ненецкого АО, ненцы

2001 Алтай, челканцы

2002, 2003 Московская и Калужская обл., русские

2003 Кировская область, марийцы, русские старообрядцы

1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2011-2014 Пермский край и Удмуртия, русские старообрядцы

2013, 2014–2015  Куба, афро-кубинский культ сантерия (Регла де Оча-Ифа)

2014, 2015  Молдавия и Приднестровье: русские старообрядцы; православные (прихрамовая среда)

  

 

Участие в научных проектах, индивидуальные гранты

1997-1999 Повседневная жизнь в России XX в. (коллект. проект, исполнитель) РФФИ

1998-2000 Визуальная антропология в России. XX век (историографические, источниковедческие и архивоведческие проблемы) (коллект. проект, исполнитель) РГНФ

2000-2002 Визуальная антропология в России, 1987-1999: Постимперская идеология и влияние западных методов (индивид. проект) RSS/OSF (Институт «Открытое общество», Чехия)

2003-2004 Роль моделей коммуникативного поведения в межкультурном общении (на материале Ямало-Ненецкого АО) (индивид. проект) АНО ИНО-Центр (Информация, наука, образование), Россия

2004-2005 «Поэтика этнического»: роль региональных теле- и киностудий в конструировании этнокультурной идентичности (индивид. проект) ACLS Short-Term Grants in the Humanities (Американский совет научных сообществ, США)

2004-2005 «Демонологический дискурс» в пост-советской деревне: социокультурные функции (на примере двух конфессиональных общностей) (индивид. проект) MacArthur Foundation. Initiative in the Russian Federation and Post-Soviet States (Фонд Джона Д. и Кэтрин T. Макартуров, США)

2005-2007 Конструирование этнической идентичности в пост-советской России: роль региональных теле- и киностудий (на материале Крайнего Севера и Поволжья) (индивид. проект) INTAS Young Scientist Fellowship (фонд ИНТАС, ЕС)

2010-2012 Осажденные Антихристом: сопротивление и адаптация в локальных сообществах русских старообрядцев в годы советской власти (индивид. проект) Gerda Henkel Stiftung (Фонд Герды Хенкель, Германия)

2012-2013  Динамика ритуально-мифологических традиций в региональных и социо-культурных контекстах конца XX начала XXI в. (коллект. проект, зам. рук.) (Минобрнауки РФ в рамках федеральной целевой программы  «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы)

2014-2016  Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование (коллект. проект, исполнитель) (Российский научный фонд)


Зарубежные конференции и стажировки

Апрель 1996 Дрезден, Германия. Участие в международной конференции «Изучение народной культуры».

Июнь 2001 Гёттинген, Германия. Участие в международной конференции «Истоки визуальной антропологии: Конструируя пошлое вместе».

Июнь-август 2004 Лондон, Великобритания. Стажировка в Королевском антропологическом институте Великобритании и Ирландии (тема исследования: «Демонология в пост-советской России и современной Европе: социально-культурные функции»).

Июль-сентябрь 2005, 2006 Лондон, Великобритания. Стажировка в Королевском антропологическом институте Великобритании и Ирландии (тема исследования: «Конструирование этнической идентичности в постколониальном мире: роль региональных теле- и киностудий»).

Сентябрь-октябрь 2010 Мюнстер, Германия. Стажировка в Мюнстерском университете (тема исследования: «Сопротивление и сопротивление и адаптация в локальных сообществах русских старообрядцев в XX в.»).

Октябрь 2014 Зугдиди, Грузия. Участие в международной конференции Общества по исследованию нарративов (Belief Narrative Network of ISFNR) “Nature Spirits: Continuity and Change”. 

Май 2015 Печ, Венгрия. Участие в международной конференции “Charms, Charmers аnd Charming”.

Июль, декабрь 2015 Лондон, Великобритания. Стажировка в Королевском антропологическом институте Великобритании и Ирландии.


Число научных публикаций: 150

Избранные публикации

Монографии

* Логика толкований: Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М.: РГГУ, 1998. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 25). 114 с.

* Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: РГГУ; О.Г.И., 2010. 432 с. Тираж 1000 экз. (Нация и культура / Антропология/ Фольклор: Новые исследования).

* Икота: мифологический персонаж в локальной традиции. (Серия «Традиция, текст, фольклор: типология и семиотика».) М.: РГГУ, 2013..

Составление и редактирование

* Язык, культура и общество: Сб. науч. ст. и учеб.-метод. материалов / Сост. А.В. Дыбо, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2001. 428 с.

* Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Сост. О.Б.Христофорова. Отв. ред. С.Ю.Нек-людов. (Серия «традиция, текст, фольклор»). М.: РГГУ, 2002. 382 с.

* Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б.Христофорова; Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2008. 354 с. (Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика).

* Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике, антропологии, социолингвистике: учеб. пособие / Сост.: А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. 205 с. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).

* Пространство колдовства / Сост. и автор пред. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. 315 с. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).

* In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. 545 с.

* In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 2. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. 400 с.

* Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов III научной конференции. Москва, РГГУ, 15-17 мая 2014 г. / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2014. 119 с.

* In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014. 464 с.

* In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2015. 368 с.

Статьи

* Некоторые подходы к исследованию «нормативной герменевтики» // Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.: РГГУ, 1996. С. 63-70.

* Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции (18-20 фев-раля 1998 г.). СПб., 1998. С. 14-23.

* От этнографического фильма к индейскому кино. Деятельность Мексиканского Национального Института исследований индейских культур // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 2. М.: изд. РГБ, 1998. С. 53-61.

* Социокультурные аспекты риторических приемов в традиционных обществах // Вестник РГГУ. Вып. 2. ИВГИ за письменным столом. М.: РГГУ, 1998. С. 98-103.

* Особенности коммуникативного поведения народов Сибири и их роль в межкультурном общении // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В.Уфимцева. М., 1998. С. 224-231.

* К вопросу о структуре приметы // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1998. № 6. C. 30-47.

* Риторика антропологического фильма // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 4. М.: Изд. РГБ, 1999. С. 41-49.

* Как избежать несчастья: актантная структура поведенческих текстов // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. Кн. II. М.: РГГУ, 2000. С. 405-412.

* Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия // Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001. С. 99-114.

* Гадание как моделирование событий (к вопросу о программирующей функции ритуала) // Труды по культурной антропологии: Памяти Г.А.Ткаченко / Сост. В.В. Глебкин. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2002. С. 346-356.

* Функции смеха в ритуале: смех как знак // Смех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. СПб.: «Наука», 2002. С. 75-82.

* Получение дара (рассказы о шаманском становлении у нганасан) // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 10. 2003. C. 87-105.

* Current Tendencies in Russian Documentaries // XV ICAES 2K3 Humankind/Nature Interaction: Past, Present and Future. Florence, Italy. July 5-12, 2003. Abstract Book. Vol. II. P. 1334 (Session «Visual Anthropology»).

* Между сциентизмом и романтизмом: Клиффорд Гирц о перспективах антропологии // Новое литературное обозрение. 2004. № 6 (70). С.32-39.

* Визуальная антропология: российская действительность и зарубежный опыт // I Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник материалов. Т. 2. М., 2006. С. 98-110. 0,9 п.л.

* Символическая интерпретация социального дискурса (рассказы о деревенских колдунах) // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. С. 184-202.

* Проблемы сохранения и популяризации культурного наследия: опыт Великобритании // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 71-75.

* К вопросу об аудитории антропологических фильмов // III Московский фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник». 8-13 октября 2006 г. Сборник статей. М.: ТЕИС, 2006. С. 139-168.

* «Дети природы», или этнические проекты региональных киностудий // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2006. № 3. С. 437-462.

* Интерпретации молчания: речевой этикет народов Севера в заметках путешественников и по данным фольклора // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 12. 2006. C. 82-194.

* Заметки о колдовстве и естественных надобностях // АБ-60. Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина / Ред. Н.Б. Вахтин, Г.А Левинтон и др. (Studia Ethnologica. Труды факультета Этнологии. Вып. 4). СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. С. 168-176.

* Создавая будущее: марийцы в объективе кинокамер // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 4. С. 261-282.

* Медведь и сом: типология мотива // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2008. (Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика). С. 193-221.

* «У меня есть слово»: традиционный речевой этикет и проблемы этнического самосознания в авторских текстах // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». 2008. № 9. С. 303-321.

* Некоторые проблемы современной российской визуальной антропологии // Аудио-визуальная антропология: теория и практика. М.: ТЭИС, 2008. С. 63-71.

* Полевые методы в визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология: история с продолжением. М.: Ин-т наследия, 2008. С. 59-67.

* Концепты «знать» и «делать» в народной культуре // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня. М.: РГГУ, 2008. С. 364-380.

* Мифология в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.) / Отв. ред. И.В. Поздеева. Ч. 2. История, книжность и культура русского старообрядчества. Ярославль, 2008. С. 255-274.

* Несказочная проза и символическая стратификация социального пространства // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 138-158.

* Мифологическая традиция Верхокамья // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 359-368.

* О магах, маглах и дозорах: новые старые социальные мифы // Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего времени. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 57). М.: РГГУ, 2009. С. 35-48.

* Икота: к вопросу о генезисе мифологического персонажа // Живая старина. 2009. № 4. С. 20-23.

* «Стрях и надсада – напраслинная смерть...» // Живая старина. 2010. № 1. С. 49-51.

* К вопросу о семантике антропоморфных изображений у северных самодийцев // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Языкознание». 2010. № 9. С. 230-239.

* «Робячьи муки», или кувада по-верхокамски // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 2010. № 11. С. 279-287.

* Spirit possession in a present-day Russian village // Folklorica. Journal of the Slavic and East European Folklore Association. 2010. Vol. XV. P. 27-64.

* Концептуальное пространство колдовства: Предисловие // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»). С. 7-10.

* Антропологические подходы к изучению феномена колдовства // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»). С. 11-59.

* Охотник и два медведя: о возможном источнике эскимосского мифа // «Не любо-пытства ради, а познания для...» К 75-летию Юрия Борисовича Симченко / Ред. Н.А. Дубова, Ю.Н. Квашнин. М.: Старый сад, 2011. С. 273-282.

* Что делает приговорщик, или полисемия как механизм порождения мотива // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2011. № 9. С. 166-177.

* Демонология как семиотическая система // Живая старина. 2012. № 1. С. 66-69.

* Научная школа теоретической фольклористики // Дни аспирантуры РГГУ: Материалы научных конференций, Материалы Круглого стола. Научные статьи. Переводы. Вып. 6: В 2 ч. Ч. 1 / Редкол.: Д.П. Бак (отв. ред.) и др.; Сост.: Л.П. Трембич, В.И. Еремеева; Рос. гос. гуманит. ун-т. Управление аспирантурой и докторантурой. М.; РГГУ, 2012. С. 192-206. (В соавторстве с С.Ю. Неклюдовым)

* О нарративах, границах и внимательном чтении // Антропологический форум. № 16. СПб.: МАЭ РАН; ЕУ в СПб., 2012. С. 492-500.

* Как выглядит икота? // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. С.  123-148.

* Коммунисты как колдуны и колдуны как партия: рецепция советской власти в старообрядческих общинах Урала // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. статей / Cост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 92-104.

* Упавшая крыша и дочь колдуна, или о коллективности представлений и индивидуальности толкований // Запретное / допускаемое / предписанное в фольклоре / Ред.-сост. Е.Н. Дувакин, Ю.Н. Наумова. М.: РГГУ, 2013. С. 228-248. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).

* Земля, лёд и глаза: заметки к мифологии нганасан // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2013. С. 147-172. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).

* «Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов видения и визионера // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 3 / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014.

* Конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа» // Живая старина. 2015. № 4. С. 66-68.    

Тезисы и препринты

* Книжный апокриф и актуальная демонология («Сосуды непокровенные»  в русской традиции) // Мифологии «живые» и книжные: программа и материалы / Сост. А.С. Архипова, Н.В. Коптев, С.Ю. Неклюдов. М.: ЦТСФ РГГУ, 2011. С. 34-35.

* О «чертовых воротах», просыпанной соли и «шарфике невезения», или Магические практики в современном городе // Фольклористика и культурная антропология сегодня: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2012 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2012. С. 426-427.

* Что произошло во время встречи прп. Макария Великого с бесом? Канон и апокриф // Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов Второй научной конференции. Москва, РГГУ, 15-16 июня 2012 г. М., 2012. С. 75-83.

* Визуализация болезни как механизм символического лечения // Визуальное и вербальное в народной культуре: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2013. 339 с. С. 264-267.

* «Худенька рубашка, да и то переменка»: жены и «подруги» в жизни верхокамских мужчин в XX в. // Визуальное и вербальное в народной культуре: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2013. 339 с. С. 322-323.

* Семинар «Визуализация невидимого: влияние текста и контекста» // Визуальное и вербальное в народной культуре: тезисы и материалы Международной школы-конференции — 2013 / Cост. А. С. Архипова, С. Ю. Неклюдов, Д. С. Николаев. М.: РГГУ, 2013. С. 325.

* «А наш вот трясся с ней много годов»: «женский текст» в традиции старообрядцев Верхокамья // Семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным сценарием и личным чувством. Тезисы докладов Круглого стола ЦТСФ РГГУ (в рамках Гуманитарных чтений – 2014) (электронная публикация: Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [Офиц. сайт]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/2014_kr_stol_lyubov.pdf).

* «Гвинейский муэдзин» и другие: антрополог на поле психиатрии // Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога. Тезисы Международной школы-конференции / Сост. А. Архипова, С. Неклюдов, Д. Николаев. М.: РГГУ, 2014. С. 47.

* О пределах, переделах и «беспределе» поля // Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога. Тезисы Международной школы-конференции / Сост. А. Архипова, С. Неклюдов, Д. Николаев. М.: РГГУ, 2014. С. 108.

* Кто такой Антихрист, или Власть в восприятии старообрядцев-беспоповцев // Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов III научной конференции. Москва, РГГУ, 15-17 мая 2014 г. / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2014. С. 102-108.

* Between Nature Spirit and Christian Demon: Ikota in the Russian North // Conference of Belief Narrative Network of ISFNR «Nature Spirits: Continuity and Change». Abstracts. Tbilisi, 2014. P. 56.

* Как Дёма и Максим подругу не поделили: раздел 1866–1888 гг. в устной истории старообрядцев Верхокамья [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа», ШАГИ РАНХиГС, 27 –29 ноября 2014  (электронная публикация: Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [Офиц. сайт]. URL:   http://www.ruthenia.ru/folklore/).

* Новое из осколков: механизмы синкретизации в афро-христианских культах // «Осколки» в традиции: как культура утрачивает свои элементы? Тезисы докладов научной конференции ЦТСФ РГГУ (в рамках Гуманитарных чтений – 2015) (электронная публикация: Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [Офиц. сайт]. URL:  http://www.ruthenia.ru/folklore/2015_conf_oskolki_layout.pdf. C . 21-24).

«Ты меня попомнишь!», или Колдовство и власть в русском локальном сообществе // Антропология власти: фольклорные тексты, социальные практики: Материалы XV Международной школы-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2015. С. 149-154. 

* “You will remember me”: Witchcraft and power in Russian local community // “ Charms, Charmers and Charming ”. A three-day international conference at the Pécs Committee of the Hungarian Academy of Sciences, Pécs, Hungary. Friday 15th–Sunday 17th May, 2015. Abstracts. Pécs, 2015. P. 9.

* Пантеон Регла де Оча - Ифа как результат культурных контактов // XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. / Отв. ред.: В.А. Тишков, А.В. Головнёв. – Москва; Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. C. 206.

* Опознать беса: экзорцизм как визуализация демонического // Оборотни и оборотничество: механизмы описания и интерпретации: Сборник материалов международной научной конференции, 11–12 декабря 2015, РАНХиГС. М.: РАНХиГС, 2015. С. 91-104.

Рецензии

* Рец. на кн.: Christine D. Worobec. Possessed: Women, Witches and Demons in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2004. № 1. С. 594-602.

* Рец. на кн.: Chris J. Chulos. Converging Worlds: Religion and Community in Peasant Russia, 1861-1917. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2003 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2005. № 3. С. 617-623.

* Рец. на кн.: John-Paul Himka and Andriy Zayarnyuk (Eds.), Letters from Heaven: Popular Religion in Russia and Ukraine (Toronto, Buffalo and London: University of Toronto Press, 2006 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 3. С. 47-55.

* Рец. на кн.: Galina Lindquist. Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia. New York and Oxford: Berghahn Books, 2006. 251 pp. (Epistemologies of Healing. Vol. 1.) // Антропологический форум. СПб.: МАЭ РАН; ЕУ в СПб., 2008. № 8. С. 456-461.

* Рец. на кн.: Н.Е. Мазалова. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало XXI в.). СПб.: Петербургское востоковедение, 2011. 304 с., цв. илл. // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 215-218.

* Рец. на кн.:  Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере / Под общей ред. А.Б. Мороза. М.: ФОРУМ; Неолит, 2013. 592 с. // Живая старина. 2015. № 2. С. 57-59.

* Рец. на кн.:  Фетиш и табу: Антропология денег в России: Сб. науч. ст. / Сост. А. С. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013. 528 с. // ШАГИ / STEPS. Вып. 2. 2016.

Учебно-методические пособия

* Общая (теоретическая) фольклористика: Программа курса для аспирантов: Специальность 10.01.09 – Фольклористика. Образовательная программа послевузовского профессионального образования / РГГУ. Управление аспирантурой и докторантурой. М., 2004. 33 с. [препринт] (В соавторстве с С.Ю. Неклюдовым).

* Визуальные образы мира в сибирском шаманизме // Интерактивная электронная программа «Визуальные образы мира». М.: РГГУ, 2004 (В соавторстве с Е.С. Новик).

* Социальная антропология регионов мира // Социальная антропология. Программы курсов для специальности № 350100 «Социальная антропология». М.: РГГУ, 2006. С. 78-121 (В соавторстве с О.Ю. Артемовой и др.).

* Визуальная антропология. Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 31 с.

* Миф, символ, ритуал. Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 20 с.

* Социология и антропология духовной жизни. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 16 с.

* Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике, антропологии, социолингвистике: учеб. пособие / Сост. А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. 205 с. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика») (2-е изд. – 2013).


Число выступлений с докладами на научных форумах: 130

Избранные доклады

* О некоторых стереотипах речевого поведения в ненецкой традиции (Международная конференция «Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии», Москва, Институт славяноведения и балканистики РАН, 14-16 ноября 1995 г.)

* Социокультурные аспекты риторических приемов в традиционных обществах (Международная конференция по проблемам изучения народной культуры, Дрезденский университет, апрель 1996 г.).

* Коммуникация в традиционных обществах Севера Сибири: «невербальная риторика» (Межвузовская конференция «Невербальные коммуникации в культуре», Москва, Институт восточных культур РГГУ, июнь 1996 г.).

* Нганасанский миф о происхождении чисел (Межвузовская конференция «Квантитативные коды в культуре», Москва, Институт восточных культур РГГУ, 25 апреля 1997 г.).

* Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора (Межвузовская конференция «Мифология и повседневность», Санкт-Петербург, Институт русской литературы РАН, 18-20 февраля 1998 г.).

* Гадание в традиционных культурах Сибири: предвидение или моделирование будущего? (Межвузовская конференция «Слово как действие», Москва, филолог. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-29 апреля 1998 г.).

* Визуальная антропология в образовании: Опыт и перспективы (гуманитарный симпозиум Российского фестиваля антропологических фильмов «Салехард-98», Салехард, 23-30 августа 1998 г.).

* Особенности коммуникативного поведения у народов Сибири и их роль в межкуль-турном общении (Межвузовский семинар «Язык, сознание, культура: детерминационная зависимость», Москва, Институт языкознания РАН, 11 ноября 1998 г.).

* Ритуальные функции смеха: смех как знак (III Конгресс этнографов и антропологов России, Москва, ИЭА РАН, 8-11 июня 1999 г.).

* Визуальная антропология в университетском образовании (III Конгресс этнографов и антропологов России, Москва, ИЭА РАН, 8-11 июня 1999 г.).

* Экранный образ этноса как реальность и как конструкт (Межвузовский семинар «Антропология постсоветской этничности», Москва, Центр Карнеги, 1 октября 1999 г.).

* Символика сновидений в хантыйской культуре (II Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири», Тобольск, 12-16 декабря 1999 г.).

* Опыт использования интерактивных средств обучения в визуальной антропологии (Ломоносовские чтения. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2000 г.).

* В поисках посредника, или полевые методы в визуальной антропологии (IV семинар по визуальной антропологии «Фиксация традиционной культуры визуальными средствами: Практика. Методология. Этика. Инструментарий», Москва, Институт Наследия им. Д.С.Лихачева, 23-26 ноября 2000 г.).

* Этнографический фильм в образовательном пространстве (Мастер-школа антропологического кино и телевидения «Ключи от XXI века», с. Ключи Суксунского р-на Пермской области, 30 мая-6 июня 2001 г.).

* Мифотворчество профессионалов, или идеология антропологического фильма (IV Конгресс этнографов и антропологов России, Нальчик, 20-23 сентября 2001 г.).

* Портун, икотница, лекарь: феномен «знающих» в культуре старообрядцев (Международный семинар «Фольклор и психопатология: к проблеме текстопорождения», Москва, ИВГИ РГГУ, 11-14 октября 2001 г.).

* Шаманская болезнь у нганасан (Международный семинар «Фольклор и психопатология: к проблеме текстопорождения», Москва, ИВГИ РГГУ, 11-14 октября 2001 г.).

* Интерпретация социального дискурса: от ‘социальной механики’ к ‘культурной семантике’ (Международная конференция «Исследования по народной религиозности: современное состояние и перспективы развития», Санкт-Петербург, Европей-ский университет, 26-28 сентября 2002 г.).

* Антропоморфное изображение как символический двойник человека (на материале народов Сибири) (Межвузовская конференция «Живая кукла», Москва, ИВГИ РГГУ, 14-16 ноября 2002 г.).

* Опыт преподавания визуальной антропологии в университете (Круглый стол «Визуальная антропология и педагогика», Москва, Центр русского фольклора, 19-20 декабря 2002 г.).

* Типология обрядовых форм (I Всероссийская школа по фольклористике «Типология фольклора, Великий Новгород, 1-10 мая 2003 г.)

* Рассказы о колдунах в современной российской деревне: социальное измерение фольклорной традиции (V Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Шаманизм и иные традиционные верования и практики на рубеже тысячелетий: процессы, проблемы, методы исследования», Омск, 9-12 июня 2003 г.).

* Зрители антропологического фильма (V Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Визуальная антропология и антропологический фильм», Омск, 9-12 июня 2003 г.).

* Формальные методы классификации паремий (III Всероссийская школа по семио-тике фольклористике «Формальные методы анализа и дескрипции фольклорного текста», Псков, 1-12 мая 2004 г.)

* Современные тенденции в российской визуальной антропологии (Доклад на заседании Комиссии по этнографическому кино Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, Лондон, 16 июля 2004 г.).

* Социальная сторона мифологических воззрений (IV Всероссийская школа по фоль-клористике «Семиотика фольклора», Переславль-Залесский, 1-9 ноября 2004 г.)

* Региональные телестудии и «экранный образ» этноса (Межвузовская конференция «Медиакультура в меняющемся мире: формы и способы представления реального», Москва, РГГУ, 26-27 ноября 2004 г.)

* Медведь и сом: типология мотива (семинар Центра типологии и семиотики фольк-лора РГГУ, 21 февраля 2005 г.).

* Мифологический персонаж в функционально-семантическом рассмотрении: пошибка (V Международная школа по фольклористике «Мифология как система», Переславль-Залесский, 29 апреля-9 мая 2005 г.)

* Медведь и сом: судьба одного мифологического мотива (V Международная школа по фольклористике «Мифология как система», Переславль-Залесский, 29 апреля-9 мая 2005 г.)

* Теории ритуала в зарубежной антропологии XX в. (VI Международная школа по фольклористике «Обряд и текст», Переславль-Залесский, 28 октября-8 ноября 2005 г.)

* Чудесные исцеления в современном православии: теургическая терапия или языческое наследие? (Научные чтения памяти Г.А.Ткаченко, Москва, РГГУ, 3 ноября 2005 г.)

* Этнические проекты региональных телестудий (Международная конференция «Аудиовизуальные средства фиксации живой традиционной культуры-2005», Москва, Институт Наследия им. Д.С. Лихачева, 23-25 ноября 2005 г.)

* Былички о колдовстве как маркер социальных границ (I Всероссийский Конгресс фольклористов, секция «Прагматика фольклора», Москва, 1-6 февраля 2006 г.)

* Икота: мифологический персонаж или фольклоризация болезни? (I Всероссийский Конгресс фольклористов, секция «Фольклор и народные верования», Москва, 1-6 февраля 2006 г.)

* Социальные основы представлений о колдовстве (Круглый стол «Колдовство и магия в России и Великобритании», Москва, РГГУ, 23 мая 2006 г.).

* Колдун в пространстве дома (Круглый стол «Дом в пространстве языка и культуры», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 9 июня 2006 г.).

* Мифология в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья («Традиционная кни-га и культура». Всероссийская научная конференция к 40-летию полевых археогра-фических исследований Московского государственного университета, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-28 октября 2006 г.)

* О некоторых концептах русской народной культуры: колдовство как воровство (Научные чтения памяти Г.А.Ткаченко, РГГУ, 30 октября 2006 г.).

* Концепт «знание» в русской народной культуре (I Научная конференция Отделения теории и истории мировой культуры гимназии №1514 «Современное гуманитарное знание: диалог поколений», Москва, гимназия № 1514, 26 ноября 2006 г.).

* Сюжеты и мотивы быличек об икоте: попытка указателя (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 6 декабря 2006 г.).

* О магах, маглах и дозорах: новые старые социальные мифы (XIV Лотмановские чтения «Поэтика мифа сегодня», Москва, РГГУ, 20-22 декабря 2006 г.).

* Рассказы о чудесных исцелениях в исторической динамике (XIX-XX вв.) (VII Международная школа по фольклористике «Историческая память в фольклоре», Переславль-Залесский, 1-7 мая 2007 г.)

* Про азанде и не только: колдовство в истории социальной антропологии (Межвузовская научная конференция «Пространство колдовства», Москва, РГГУ, 5 марта 2008 г.)

* Психофизиология и фольклор: локальные версии (VIII Международная школа по фольклористике «География фольклорного факта», Москва-Переславль-Залесский, 4-11 мая 2008 г.)

* «Стрях и надсада – напраслинная смерть…» (семинар Центра типологии и семио-тики фольклора РГГУ, 22 сентября 2008 г.).

* Карпушатские колдуны, или колдовство и власть (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 13 октября 2008 г.).

* Колдовство и власть 2, или семиотика дерьма (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 21 января 2009 г.).

* Колдовство и власть 3, или почему марийцы – колдуны, а удмурты – нет (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 2 марта 2009 г.).

* Демонология в современном городе: тексты и контекст (IX Международная школа по фольклористике, Москва, 2 мая 2009 г.)

* «Робячьи муки», или кувада по-верхокамски (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 27 мая 2009 г.).

* Об этногенезе, ящерицах и заложных покойниках (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 28 сентября 2009 г.).

* Что делает приговорщик, или полисемия как механизм порождения мотива (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 14 декабря 2009 г.).

* О коллективности представлений и индивидуальности толкований (XVII Лотмановские чтения «Конструкция дозволенного, или Вещи, о которых не...», Москва, РГГУ, 17-19 декабря 2009 г.).

* Упавшая крыша и дочь колдуна: как создаются смыслы (X Международная школа по фольклористике «Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика, морфология», Москва-Переславль-Залесский, 1-10 мая 2010 г.)

* Вера в колдовство как феномен локальной фольклорной традиции (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 17 мая 2010 г.)

* Как выглядит икота? Древнерусская книжность и народная культура (Международная конференция «Средневековая демонология как семиотическая система: Изображение. Текст. Народная культура», Москва, РГГУ, 18-19 июня 2010 г.)

* Откуда родом «скверный бес»? (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 25 октября 2010 г.)

* О «сосудах непокровенных»: греческая притча и русский народный обычай (XVIII Лотмановские чтения, РГГУ, 16-18 декабря 2010 г.)

* Одержимость как феномен женской религиозности (на материале русских старообрядцев) (Международная конференция «Гендерное измерение религии», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-13 мая 2011 г.)

* Охотник и два медведя: о возможном источнике эскимосского мифа (IX Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Жизнь на краю ойкумены: социальные, экологические и антропологические процессы в циркумполярных регионах», г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)

* Визуальная антропология как образовательный проект (IX Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Визуальная антропология», г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)

* «Суеверия» как форма сопротивления и политический феномен (IX Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Инновационный потенциал в консервативной религиозной среде: вариативный опыт культурной адаптации», г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)

* Книжный апокриф и актуальная демонология («Сосуды непокровенные» в русской традиции) (XI Международная школа по фольклористике «Мифологии “живые” и книжные», Москва-Переславль-Залесский, 29 октября -6 ноября 2011 г.)

* Икота, диббук, латах и другие – медицинские интерпретации фольклорного факта (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 19 марта 2012 г.)

* О «чертовых воротах», просыпанной соли и «шарфике невезения», или Магические практики в современном городе (XII Международная школа-конференция «Фольклористика и культурная антропология сегодня», Москва-Переславль-Залесский, 27 апреля – 2 мая 2012 г.)

* Что произошло во время встречи прп. Макария Великого с бесом? Канон и апокриф (II Международная научная конференция «Демонология как семиотическая система», Москва, РГГУ, 15-16.06.2012 г.)

* «Куклы мертвых» у народов Севера (Междисциплинарная научная конференция «Духи Севера: метафизика пространства» в рамках VI Красноярской ярмарки книжной культуры. Пропповский Центр (Санкт-Петербург), Фонд Михаила Прохорова. Красноярск, 30 октября 2012 г.).

* «30 лет назад я проглотила муху», или Как формируется личный нарратив «одержимого» (Круглый стол «Фольклор и антропологическая психиатрия», УНЦТСФ РГГУ, 28 ноября 2012 г.)

* Книжные сюжеты в фольклоре старообрядцев (XVI Международная конференция «Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции, Институт славяноведения РАН, 5-7 декабря 2012 г.)

* «Слово о ядении» прп. Нифонта Констанцского в книжной, лубочной и устной традиции: трансформации образов видения и визионера (XX Лотмановские чтения, Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 12-23 декабря 2012 г.)

* Прагмасемантика былички, или Когда, как и зачем говорят об икоте? (Межвузовский круглый стол «Народная мифологическая проза: новые методологические подходы», УНЦТСФ РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2013, 20 марта 2013 г.)

* Синдром «икоты» с позиций медицинской антропологии (Круглый стол «Экспедиции последних лет: новые горизонты полевой этнологии и социальной антропологии»», УНЦСА РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2013, 21 марта 2013 г.)

* Визуализация болезни как механизм символического лечения (XIII Международная школа-конференция «Фольклористика и культурная антропология сегодня», Москва-Переславль-Залесский, 26 апреля – 5 мая 2013 г.)

* «Худенька рубашка, да и то переменка»: жены и «подруги» в жизни верхокамских мужчин в XX в. (XIII Международная школа-конференция «Фольклористика и культурная антропология сегодня», Москва-Переславль-Залесский, 26 апреля – 5 мая 2013 г.)

* Этнокультурное vs. антропологическое в школьном образовании (X Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Этнология и проблемы образования»», г. Москва, 2-6 июля 2013 г.)

* Коммунисты как колдуны и колдуны как партия: рецепция советской власти в старообрядческих общинах Урала (Международная конференция «Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве», Москва, РГГУ, 26-28 сентября 2013 г.)

* Почему от прикосновения к менструальной крови болят глаза? Заметки к мифологии нганасан (Межвузовский круглый стол «Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии», РГГУ, 2 октября 2013 г.)

* Нгытарма, нгамтэр’у и другие: образы умерших в двух самодийских традициях (Международная конференция IX Сибирские чтения «Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры», МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, 28-30 октября 2013 г.)

* От книжного текста к быличке: механизмы формирования устной несказочной прозы (III Всероссийский конгресс фольклористов, Москва-Вороново, 3-7 февраля 2014 г.)

* Вера в колдовство как антропологическая проблема (Открытая лекция из цикла «ШАГИ на Пречистенке», 4 марта 2014 г.)

* «А наш вот трясся с ней много годов»: «женский текст» в традиции старообрядцев Верхокамья (Межвузовский круглый стол «Семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным сценарием и личным чувством», УНЦТСФ РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2014, 26 марта 2014 г.)

* Куба: революция и сантерия (этнографические заметки) (Внутривузовский круглый стол «Антропология без границ: полевые исследования в необычных местах», УНЦСА РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2014, 28 марта 2014 г.)

* «Гвинейский муэдзин» и другие: антрополог на «поле психиатрии» (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)

* О пределах, переделах и «беспределе» поля (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)

* Икота: полевые видеозаписи «говорящего духа» (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)

* Культы карго в современной Меланезии (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)

* Кто такой Антихрист, или Власть в восприятии старообрядцев-беспоповцев (III Научная конференция «Демонология как семиотическая система», Москва, РГГУ, 15–17 мая 2014 г.)

* Мышь, змея и сатанинский ошейник: символы советской власти в восприятии старообрядцев Верхокамья (III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе», Москва,  МГУ им. М.В. Ломоносова, 23–24 мая 2014 г.)

* Правила повседневного благочестия в старообрядческой традиции (Международная научная конференция «Святыни русского православия юга Украины и Молдавии», Республика Молдова – Приднестровская Молдавская республика, г. Тирасполь, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, 22–24 сентября 2014 г.)

* Between Nature Spirit and Christian Demon: Ikota in the Russian North (International Conference of Belief Narrative Network of ISFNR “Nature Spirits: Continuity and Change”, Zugdidi, Georgia, October 1-4, 2014)

* (Фото)отчет об экспедиции к старообрядцам Молдавии и Приднестровья, август 2014 (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 15 октября 2014 г.)

* Современная старообрядческая эсхатология: локальные версии (Международная научная конференция «Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике: проблемы и перспективы», РГГУ, 23–25 октября 2014 г.)

* Как Дёма и Максим подругу не поделили: раздел 1866-1888 гг. в устной истории старообрядцев Верхокамья (Международная научная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа», ШАГИ РАНХиГС, 27–29 ноября 2014 г.)

* От «Музея рабства» до «храма сантерии»: ориша в современной кубинской идентичности (Межвузовская научная конференция «“Изобретая традицию” и создавая “воображаемое сообщество”». Памяти проф. А. А. Никишенкова, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 декабря 2014 г.)

Мышь, змея и сатанинский ошейник: символы советской власти в восприятии старообрядцев (Научный семинар Гимназии № 1514, Москва, 7 февраля 2015 г)

Люди в белом и сантеро-Фидель: отчет о полевой работе на Кубе в декабре-январе 2015 г. (совм. с Архиповой А.С.) Межвузовский научный семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика», Москва, РГГУ, 25 февраля 2015 г.)

Новое из осколков: механизмы синкретизации в афро-христианских культах (Межвузовская научная конференция «“Осколки”» в традиции: как культура утрачивает свои элементы?» УНЦТСФ РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2015, Москва, РГГУ, 18 марта 2015 г.)

* Ритуалы кубинской сантерии (по полевым материалам 2014 г.) (Внутривузовский круглый стол «Недавние исследования и экспедиции преподавателей УНЦСА», УНЦСА РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2015, Москва, РГГУ, 2 апреля 2015 г.)

Откуда у русалки хвост? Мифы и сказки как жанры фольклора (Лекция, Москва, Университет детей, 12 апреля 2015 г.) 

* Раздел поморского старообрядческого общества Верхокамья в середине XIX в.: отражение в устной истории (Всероссийский Круглый стол «50 лет Археографии Исторического факультета МГУ», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 23 апреля 2015 г.)

Власть, блеф и колдовство: выстраивание репутации в русском локальном сообществе (Внутривузовский научный семинар ЛТФ ШАГИ РАНХиГС, Москва, РАНХиГС, 28 апреля 2015 г.)

«Ты меня попомнишь!», или Колдовство и власть в русском локальном сообществе (XV Международная школа-конференция «Антропология власти», Москва-Переславль-Залесский, 29 апреля – 5 мая 2015 г.)

“You do will remember me”: Witchcraft and power in a local society in Russia (International Conference “Charms, Charmers аnd Charming”, Pécs Committee of the Hungarian Academy of Sciences, Hungary, Pécs, May 14-17, 2015)

Пантеон Регла де Оча-Ифа как результат культурных контактов (XI Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Культурные контакты в фольклоре и мифологии народов мира», Екатеринбург, 2-5 июля 2015 г.)

Почему марийцы — колдуны, а удмурты — нет? «Иной народ» в мифологии старообрядцев двух регионов (XI Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Культурные контакты в фольклоре и мифологии народов мира», Екатеринбург, 2-5 июля 2015 г.)

* Нганасанский миф о происхождении чисел (Чтения памяти Е.С. Новик, Москва, РГГУ, 9 сентября 2015 г.)

Отчет об экспедиции в Молдавию, август 2015 (Межвузовский научный семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика», Москва, РГГУ, 21 сентября 2015 г.)

* Спор о вере: раздел 1866–1888 гг. в устной истории старообрядцев Верхокамья («Биографический текст-память-идентичности». Третьи научные чтения памяти К.В. Чистова, СПб, 23-24 ноября 2015 г.)

* Опознать беса: экзорцизм как визуализация демонического (Международная научная конференция «Оборотни и оборотничество: Механизмы описания и интерпретации», Москва, РАНХиГС, 11-12 декабря 2015 г.)

* Цикл из 5 лекций “Антропология: человек и его культура” (Москва, Университет детей, направление “Векторы”, 18, 25 октября, 15, 22, 29 ноября 2015 г.)