ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ - РГГУ.РУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 Культурология


1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 _ от_02.03 _ 2000 г.
1 .2. Квалификация выпускника - культуролог
Нормативный срок освоения основной образовательной профаммы подготовки культуролога по специальности 020600 Культурология при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
1.3.1. Сферы профессиональной деятельности специалиста: научно-исследовательские и проектные организации, связанные с изучением культуры, с хранением и освоением культурного и природного наследия, государственные учреждения и общественные организации, занимающиеся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, культурные и образовательные учреждения.
1.3.2. Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста - культуролога являются:
фундаментальные проблемы теории и методологии культуры,
опыт истории мировой культуры,
формы культуры и культуротворческий процесс,
особенности функционирования культуры в современном обществе,
научно-практические профаммы сохранения обществом культурного и природного наследия.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности
Дипломированный специалист-культуролог подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
конкретно-исследовательской;
культурно-просветительской;
преподавательской;
организационно-управленческой;
проектно-аналитической.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника
Культуролог подготовлен к решению следующих задач:
изучение проблем теории и истории культуры;
познание современных культурных форм и процессов;
работа по выявлению, сохранению и использованию культурного и природного наследия;
культурно-образовательная работа в государственных и негосударственных учреждениях и организациях;
работа в учреждениях системы образования;
работа в проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного и природного наследия;
работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, подготовкой и реализацией научно-практических программ; консультирование в сфере культуры;
социокультурное моделирование.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - культуролога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020600 Культурология.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

3.1. Основная образовательная программа подготовки культуролога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки культуролога к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. Основная образовательная программа подготовки культуролога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки культуролога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
СТД- факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки культуролога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образо­ вательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КУЛЬТУРОЛОГА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины] 1800 ГСЭ.Ф.ОО Федеральный компонент 1260 ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 340 Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и термино­ логического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходнолитературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля, Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого • ' этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых • -:•-:•'.Ф ' '" " лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситу- <<~ '•'::&•, ациях неофициального и официального общения. Основы публичной ' • речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диало- •' :;>-: гической и монологической речи в сфере бытовой и профес- сиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные праг- -• •^-•-••^'••-•• матические тексты и тексты по широкому и узкому профилю спе- : ' циальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, рефе- рат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408 Физическая культура в общекультурной и профессиональной под­ готовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законо- !'«мьч>-к|п ' к" дательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. - :'" ; Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специ­альная подготовка в системе физического воспитания.Спорт. Инди­видуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. ГСЭ.Ф.ОЗ Отечественная история. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация истори­ческого источника. Отечественная историография в прошлом и нас­тоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления рос­сийской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I, век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное произ­водство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Vм ГСЭ.Ф.04 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, куль­турная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культуро­логических исследований. Основные понятия культурологии: куль­тура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, куль­турные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиден­тичность, культурная модернизация.Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. 74 (Дисциплина может быть представлена как курс по введению в специальность) ГСЭ.Ф.05 Политология '"'"• •-"*•••'•-••'•••-• . - Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.Политическая жизнь и властные отношения. Роль и мес­то политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динами­ка. Современные политологические школы.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления граж­данского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отно­шения и процессы. Политические конфликты и способы их раз­решения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадиг­мы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. ГСЭ.Ф.06 Правоведение о,- Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы совре­менности. Международное право как особая система права. Источ­ники российского права. Закон и подзаконные акты. Система рос­сийского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федера­тивного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обяза­тельства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правона­рушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступ­лений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура пси­хики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психи­ческие процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмо­ции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятель­ности.Общение и речь. Психология личности. Межличностные отно­шения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образо­вательная система России. Цели, содержание, структура непре­рывного образования, единство образования и самообра-зования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и разви­вающая функции обучения.Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи - Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые формы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Ин­тернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль ком­мерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методи­ческих документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литератур­ного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совер­шенствования навыков грамотного письма и говорения. ГСЭ.Ф.09 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические со­циологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Со­циальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и соци­альные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимо­действие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование миро­вой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социоло­гического исследования. ГСЭ.Ф.10 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци­ональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проб­лема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. СЭ.Ф.11 Экономика -, >;•••<•••• Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предло­жение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект мас­штаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип макси­мизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимо­нопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. .,..{ Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круго- оборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабили­зационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функ­ции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Бан­ковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой эконо­мики. ГСЭ.Р.ОО Национально-региональный (вузовский) компонент 270 ГСЭ.В.ОО Дисциплины и курсы по выбору студента, -.к ; „зь* 270 устанавливаемые вузом ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины 700 ЕН.Ф.ОО Федеральный компонент 600 ЕН.Ф.01 Математика и информатика 300 Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, компьютерный практикум. ЕН.Ф.02 Концепции современного естествознания ,.,.._. 200 Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции опи­ сания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; прост­ ранство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дально­ действие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, •'"• дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; осо­ бенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. .......... ЕН.Ф.ОЗ Дисциплины, устанавливаемые УМО 100 ЕН.Ф.ОЗ История науки 100 Предпосылки возникновения науки; наука и магия; система знаний в древних обществах; натурфилософия и логика в античном мире; значение арабской системы знаний в истории науки; генезис и основания науки Нового времени; наука в XX веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности; наука как социальный институт; специализация научного знания и проблемы его синтеза; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки. ЕН.Р.ОО Национально-региональный (вузовский) компонент 100 ОПД Общепрофессиональные дисциплины ; ^900 ОПД.Ф.ОО Федеральный компонент 3200 ОПД.Ф.01 Теория культуры ' ;- 60() Предмет теории культуры; основные категории и понятия теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и личность; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации. Проблемы философского и теоретического осмысления культуры в интеллектуальной истории; культура как ценность, норма, образ жизни, результат жизнедеятельности, способ смыслополагания, способ коммуникаций. Характеристика направлений, концепций, школ. Современные концепции культуры. История становления методов культурологии, типов культу- ' = рологического анализа. Методы изучения культурных форм и ';.•".' процессов. Исторический подход в культурологии (историко-гене-тический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Возможности феноменологии, философской герменевтики, психо­анализа в культурологии. Специфика тендерного анализа при изу­чении культуры. Системный и информационный подходы к ис­следованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции ~'-'" культурных текстов. Роль познавательных "поворотов" в методологии изучения культуры. Интердисциплинарные подходы в культуро­логических исследованиях. Культурология в системе современного гуманитарного знания. (Дисциплина может быть представлена в виде отдельного курса или совокупности родственных дисциплин по теории, философии, социологии, методологии культуры) ОПД.Ф.02 История культуры 600 Предмет, категории и понятия истории культуры; место истории культуры в социально-гуманитарном знании. Типы и виды культурно- исторических источников. Методы изучения вещественных, устных, 1 письменных, визуальных источников по истории культуры. Роль \ вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, метрологии, ] палеографии, геральдики, генеалогии, биографики) в изучении \ истории культуры. * Проблемы генезиса культуры; проблемы хронологии и периодизации истории культуры. Историческая типология культур; характеристика культурно-исторических эпох (согласно основным концепциям); Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. Язычество как феномен истории культуры; культурные ареалы * . , буддизма, христианства, ислама. Традиционные культуры Востока. *^ ~: * Культуры Древней Греции и Рима; культуры средневековой Европы; культура европейского Возрождения; нововременная культура. Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в истории русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентации; взаимовлияние культур в XVIII-XIX веках. Проблемы культуры XX века; особенности культурного семиозиса и культурных коммуникаций в связи со сменой научных парадигм; модернизм и постмодернизм. Сущность и : Г/ : особенности межкультурного общения в XX веке. Принципы и методы изучения личности в истории культуры. История культуры отдельных стран и регионов. (История культуры может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин). ОПД.Ф.ОЗ Эстетика 120 Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; история эстетической мысли; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производст­ венная, профессионально-художественная ); эстетические основы ис­ кусства и его отдельных видов; художественный образ как интег­ ральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности. ОПД.Ф.04 Теория и история искусств 180 Основы теории искусства, искусство как феномен культуры; виды и формы искусств; понятие художественной культуры. Ранние синкретические формы искусства. Основные памятники архитектуры и искусства Востока. Античная скульптура, живопись и мозаика. История искусств в средневековом мире. Своеобразие иконописи Византии и России. Художественная культура Возрождения. Основ­ные художественные стили в искусстве Нового времени. История искусств в России Нового времени. Ведущие направления и проблемы искусства в XX веке. Модернизм и постмодернизм в искусстве. Теоретико-методологические подходы к изучению ис­кусств в Новое и Новейшее время. Характеристика направлений и школ в искусствознании XIX-XX вв. (Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин) •>. -• ОПД.Ф.05 Теория и история литературы 180 Литература в контексте теории и истории культуры. Слово и образ; жанры и стили литературного творчества. Памятники литературы традиционного Востока. Классические литературные жанры античности. Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Основные литературные направления Нового времени. История русской литературы; русская литература XIX века как явление мировой культуры. Барокко, классицизм, романтизм, реа­лизм, модернизм и постмодернизм в литературе Нового и Новейшего времени. Проблемы взаимодействия литератур различных культурных регионов мира в XIX и XX веке. Феномен русской совет­ской литературы. Ведущие направления в мировой литературе конца XX века. Теоретико-методологические проблемы изучения литера­туры в XX веке. (Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин) ОПД.Ф.06 История религий 180 Религия как феномен культуры. Ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. История иудаизма. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии. История ислама и специфика исламской культуры. История православия и православной культуры Византии и России. Современные рели­ гиозные движения. Фундаментализм и модернизм в мировых религиях. Культура межконфессионального диалога в XX веке. ОПД.Ф.07 Семиотика и лингвистика ;,л» 130 Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции; типы знаковых систем; естественные знаки и их системы; образы и образные системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах. Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели. Современные представления о семантике и праг­матике. Типы означающих, означаемых. Синтактические характерис-; тики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории. (Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин) ОПД.Ф.08 Культурная антропология 400 Предмет культурной антропологии; ведущие подходы к изучению; исследовательские направления, школы, концепции; основные понятия, понятие об этносе и этнических процессах; антропогенез и этногенез: расообразование и история расселения народов; язык как этнический фактор; этнолингвистическая классификация; понятие об основных хозяйственно-культурных типах; родоплеменная структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем и табу; первобытная магия и происхождение власти; формы обмена и общения; этническое самосознание и взаимодействие этнических культур; преемственность культурных традиций; проблемы передачи культурной информации; типы культурно-исторического наследования. Конкретно-историчес­ кие аспекты восприятия, описания и понимания "своей" и "чужой" культур. ОПД.Ф.09 Культура повседневности -,,., 400 Способы существования человека в различной экологической ^ ;: среде. Материальные остатки жизнедеятельности людей, их типо­логия и методы изучения в археологии. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Понятие культуры повседневности и его составляющие. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры. Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамики повседневной культуры в традиционных обществах Вос­тока, в античном мире, в европейском средневековье, Новое и Новей­шее время. Особенности частной жизни и быта в различные культурно-исторические эпохи. Тендерные аспекты культуры пов­седневности. Многообразие и специфика номенклатуры предметов повседневной культуры в локально-историческом контексте. Со­отношение и взаимодействие культуры повседневности с народной культурой и массовой культурой. Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном ч ,д » гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности. Приемы и процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Характеристика ос- 12 ,;,. у,, новных школ и концепций изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности. Возмож­ности изучения культуры повседневности средствами исторического краеведения и микроистории. (Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин) ОПД.Ф.10 Риторика 120 --*!-* Предмет, основные категории и понятия риторики; культурно- исторический генезис риторики; риторика в истории мировой куль­ туры; исторические критерии оценки искусства риторики; риторика в системе форм словесной культуры; риторические аспекты литера­ туры, философии, теологии, историографии, журналистики, педа­ гогики; когнитивные функции риторики в производстве гумани­ тарного знания. Культурная семантика общения. Речевые модели и речевой этикет в контексте межкультурных коммуникаций. ОПД.Ф.11 Древний язык 300 Основы фонетики и грамматики; принципы и методы перевода, , поиска смысловых соответствий и толкования текстов; практическая работа с текстами источников, их перевод, интерпретация и куль­ турно-исторический анализ. ОПД.Ф.12 Прикладная культурология ' 200 Предмет прикладной культурологии и его составляющие. Инфор- ' мационная среда современной культуры. Виды и возможности современных массовых коммуникаций, их роль в производстве '• культурных форм. Использование в профессиональной деятельности новых технологий культуры. Современные принципы классификации и кодификации культурных артефактов и свидетельств о них. Способы выявления, ис- •.-... следования, популяризации, сохранения историко-культурных памятников. Подготовка и реализация научно-практических программ сохранения обществом культурного и природного наследия. Основы моделирования социокультурных процессов и управления ими. Направления и методы управления в сфере культуры. Орга­ низация управления в учреждениях культуры. Экономика культуры. Формы культурного консультирования. Виды проектной деятель- ; / ности в сфере культуры. .- , (Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов или родственных дисциплин) ОПД.Ф.13. Основы безопасности жизнедеятельности 50 ОПД.Р.О Национально-региональный (вузовский) компонент 350 ОПД.В.О Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 350 вузом 1600 450 450 8450 часов ДС.Ф.О Дисциплины специализации • " ' " ФТД.О Факультативные дисциплины ФТД.01 Военная подготовка Всего часов теоретического обучения 13 5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ ^ i? 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки культуролога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе: теоретическое обучение (155 недель), экзаменационные сессии (32 недели), - всего 187 недель практики- не менее 25 недель П.01 Этнологическая (фольклорная) - 4 недели ;,ч П.02 Музейно-краеведческая или научно-библиографическая - 3 недели •.-•. г П.ОЗ Практики по профилю специализации - 6 недель .,,,_ . , П.04 Преддипломная практика - 12 недель итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 8 недель каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 40 недель. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки культуролога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ..,.,...,.. 020600КУЛЬТУРОЛОГИЯ - v,?imr< ' Соблюдение следующих требований необходимо для реализации вузом основной образова­тельной программы подготовки дипломированного специалиста по данной специальности и прохождения процедур лицензирования, аттестации и аккредитации. 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки культуролога 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки культуролога. ; vj> Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заве­дения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудов­летворительно или зачтено, не зачтено). Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой их трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофес­сиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перерас­пределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов; осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации; устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установлен­ ного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами; ' реализовывать основную образовательную программу подготовки культуролога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профес­сиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста-культуролога предполагает, что не менее 75% педагогических кадров, обеспечивающих эту программу в рамках циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, ДС, должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически заниматься научной и/или научно-методической деятельностью; не менее 75% преподавателей общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса •••>-• ,; ; Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы дипломированного специалиста включает в себя: учебный план, разработанный в соответствиии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта; рабочие планы на каждый год обучения; утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального ком­понента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы дисциплин специализации; утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой и дипломной работах, государственном экзамене, практиках, а также перечень примерных тем курсовых и дипломных работ. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает использование вузом современных образовательных технологий, содействующих получению студентами качественного профессионального образования, овладению культурой мышления и умения на научной основе организовывать свой труд, приобретать новые знания. Учебный процесс должен строиться на необходимой информационной базе, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного специалиста. Каждый студент должен иметь необходимый доступ к библиотечным, музейным, архивным фондам, базам данных, к различным сетевым источникам информации и должен знать о наличии информационных баз по основной образовательной программе. Программа подготовки дипломированного специалиста-культуролога предполагает наличие в вузовской библиотеке и/или в учебно-методических кабинетах базовой учебно-научной и учебно- методической литературы, в том числе, профессионально важной периодики, научной литературы, учебников и учебных пособий, антологий и хрестоматий, серийных, справочных и энцикло­ педических изданий, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программ, а также методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, - наглядных пособий, мультимедийных, аудио-, видеоматериалов. Примерный перечень учебно- научной и учебно-методической литературы по основной образовательной программе подготовки культуролога составляется вузом с учетом методических рекомендаций УМС по специальности 020600 Культурология. ,,, 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответ­ствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом). 6.5. Требования к организации практик Учебные, научные и производственные практики должны соответствовать содержанию обще­профессиональной и специальной подготовки студетнов. Последовательность практик может корректироваться по решению ученого совета факультета в связи с конкретными производственными и национально-региональными возможностями. В со­держании практик следует учитывать особенности направлений специализаций. 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020600 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. 7.1.1. Специалист отвечает следующим требованиям подготовки: знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; знает этические, конституционные и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и соци­ альных проектов; обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; < имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функ­ ций; - свободно владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком; - знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной сре­ де (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обра­ ботки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, способен в ус­ ловиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информаци­ онные образовательные технологии; г<; ;,, • .'••>: понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные пробле­ мы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в систе­ ме знаний; -.'..•:.: • Г способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; v < „?•-,.. способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессио­ нальных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; знает свои контрактные, административные, юридические обязанности; -..>..•-...• готов к сотрудничеству с коллегами в профессиональном сообществе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать нестандартные управ­ ленческие решения, знает основы педагогической деятельности; ..''J- • Л-i П Т' методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональ­ ной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. 7.1.2. После освоения общепрофессиональных дисциплин специалист должен: .; V •"обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по теории, истории, методоло­гии культуры, другим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное представление о своео­бразии культурных феноменов, их содержании, динамике, функциях, возможностях познания и прогнозирования; *знать предмет, основные категории и понятия дисциплины, основные виды культурно-исторических источников и способы их атрибуции, принципы и методы истолкования текстов, приемы и процедуры работы с источниками по истории и теории культуры; "свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из ино­странных языков, владеть навыками библиографического анализа; владеть основами одного из древних языков; *иметь представление: о месте культурологии в современном гуманитарном знании; о сущно­сти культуры, ее структуре, формах и основных функциях; о генезисе культуры, расообразовании, лингвистической и этнической дифференциации народов; о языках культур, роли знаков и символов в культуре; о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; о религии как феномене культуры, формах религиозного сознания, истории и характерных чертах различных конфессий; о природе и структуре эстетического сознания, основных сферах эстетической деятельности; о литературе и искусстве как феноменах культуры, основных литературных жанрах и направлениях, художественных стилях в истории культуры, проблемах теории и проблематике литературы XX века, художественной куль­туры XX века; о риторике в системе форм словесной культурыдеории и практике культурных ком­муникаций; *уметь свободно ориентироваться в теориях, подходах, школах, концепциях мировой и отече­ственной культурологии; *знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, особенности культуры XX века; типы культурно-исторического наследования и способы трансляции культурной информации; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; *уметь использовать полученные навыки анализа современной социокультурной ситуации, делать прогнозы и принимать решения; использовать специальные знания и профессиональные на- 17 выки для изучения культуры, сохранения и освоения природного и культурного наследия, преподавания культурологии в образовательных учреждениях; применять нормативно-правовые основы культурной деятельности в своей профессиональной культуре, в решении задач управления в сфере культуры. По дисциплинам специализации конкретные требования к специалисту определяются высшим учебным заведением с учетом направления специализации и требований практики. 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста 7.2.1. Итоговая государственная аттестация культуролога включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. ........ 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста Выпускная квалификационная работа культуролога представляет собой законченную разработку, в которой ставится и исследуется оригинальная, актуальная для культурологии пробле­ ма. В работе выпускник должен показать умение определять предмет изучения, формулировать ис­ следовательские задачи, выбирать теорию и подходы к разработке темы, описывать культурные формы и процессы посредством профессионального языка, делать обобщения и выводы, позволяю­ щие квалифицировать знания выпускника как соответствующие государственным требованиям к уровню и содержанию подготовки культуролога. Работы должна включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности и степени изученности, постановкой цели и задач работы, определе­ нием методов исследования и категориально-понятийного аппарата, конкретным исследованием проблем, выводами, списком использованных источников и литературы. ' 7.2.3. Требования к государственному экзамену Итоговый государственный квалификационный экзамен по теории и истории культуры, стро­ится на интегративной базе освоения дисциплин общепрофессионального блока и блока дисциплин специализации и включает в себя важнейшие элементы из профессионально ориентированных со­ставляющих общего гуманитарного и социально-экономического, а также естественнонаучного циклов образовательной программы подготовки специалиста. Программы аттестационных испытаний устанавливаются вузом на основе методических ре­комендаций, разработанных учебно-методическим объединением и с учетом национально-региональных компонентов образования. Государственный экзамен может проводиться в устной или в письменной форме, в том числе, с использованием возможностей и методик тестирования и раз­личных форм интерактивного обучения. СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-методическое объединение по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейного дела, научно-технической информации Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 020600 Культурология 7.12.1999 г. протокол №10.


Версия для печати