ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ - РГГУ.РУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления образова-
тельных программ и стандартов высшего и среднего профессиональ-
ного образования Министерства об-разования РФ

Г.К. Шестаков

"_____"_______________ 2001 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социально-культурной сфере)"

Квалификация информатик-аналитик
Вводится с момента утверждения
Москва 2001

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социально-культурной сфере)
1.2. Квалификация выпускника: информатик-аналитик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки
по специальности 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ( в социально-культурной сфере)"
срок обучения - 5 лет.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКА-АНАЛИТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социально-культурной сфере)"

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

1

2

3

ОПД

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1840 час

ОПД.Ф.09

Дисциплины области применения

Не более

840 час.

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Предмет, цели, задачи, основные понятия курса; основные исторические этапы развития социокультурной деятельности в России; сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности; субъекты и объекты, уровни социально-культурной работы; современные тенденции социально-культурного развития; сущность социально-культурной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с современной практикой.

2

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Институциональные формы организации социально-культурной деятельности : система социально-культурных учреждений РФ. Типы, функции, управление социально-культурными учреждениями. Социально-культурное творчество как общественное явление и объект регулирования; классификация, характеристика деятельности, функции общественных объединений; руководство общественным движением; условия оптимизации деятельности объединений

3

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ.

Информационная система в культуре как объект исследования; теория систем, теория информационного взаимодействия, семиотика; структура и условия протекания информационных процессов в социокультурном пространстве; специфика социокультурной инфосистемы; основные алгоритмы, внутрисистемные и подсистемные механизмы управления; основные принципы и методы реализации управленческих воздействий и оценки эффективности деятельности социокультурных инфосистем

4

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Теоретические основы социально-культурного проектирования; социально-педагогическое, маркетинговое проектирование, проектирование шоу-акций, избирательных кампаний; игровые методы проектирования; этапы разработки региональных программ

5

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЙСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Прикладная социология как инструмент познания социально-культурной сферы. Социология социально-культурной деятельности: ее предмет, структура и функции. Программа социологического исследования. Методология и методика прикладного исследования. Социологические методы изучения социально-культурной деятельности.

6

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ.

Социально-культурная деятельность как феномен современного мира; основные школы и направления социально-культурной деятельности за рубежом; подходы к построению теории социальной, культурно-досуговой и рекреационной работы; опыт решения социальных , культурно-досуговых, рекреационных проблем в отдельных странах

7

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.

Коммуникационная деятельность, виды коммуникационных явлений; коммуникационные каналы; информационный подход к социальным коммуникациям; система социально-коммуникационных наук

8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Предмет, задачи, содержание и сущность диагностики деятельности предприятия; виды анализа: их классификация и характеристика; методика проведения диагностики деятельности предприятия: основные принципы диагностики; информационная база анализа и диагностики; организация аналитической работы на предприятии. Системная экономическая диагностика; нормативные диагностические модели. Методы и приемы анализа. Диагностика финансового состояния; оценка и анализ экономических результатов деятельности; анализ производственных результатов; анализ результатов технического развития; анализ результатов социального развития; анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов; анализ состояния и использования основных средств; анализ использования трудовых ресурсов; анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг); оценка эффективности деятельности предприятия; диагностика потенциала предприятия.

СД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1572 час.

СД.Ф.05

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Не более

840 час.

1

МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ .

Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента в социально-культурной сфере. Эволюция концепций менеджмента в социально-культурной сфере. Особенности российского менеджмента в социально-культурной сфере. Организация социально-культурной сферы как система управления; жизненный цикл и типы организации в социально-культурной сфере; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента в социально-культурной сфере (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента в социально-культурной сфере: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте в социально-культурной сфере: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент в социально-культурной сфере. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления в социально-культурной сфере.

2

МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ.

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга в социально-культурной сфере. Эволюция развития маркетинга в социально-культурной сфере. Концепции маркетинга в социально-культурной сфере. Маркетинговая среда и ее структура. Приоритет потребителя.

Управление маркетингом в социально-культурной сфере. Организация маркетинга в социально-культурной сфере. Система маркетинговых планов. Финансы и контроль маркетинга в социально-культурной сфере.

3

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ.

Понятие и виды маркетинговых исследований в социально-культурной сфере.Объекты маркетинговых исследований. Особенности организации маркетинговых исследований в социально-культурной сфере. Программа маркетинговых исследований в социально-культурной сфере, ее структура и содержание. Методы проверки маркетинговых исследований. Особенности формирования потребительской панели в социально-культурной сфере. Подготовка отчета. Использование данных маркетинговых исследований в деятельности предприятий социально-культурной сферы.

4

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Социально-культурная сфера как отрасль экономики. Структура, показатели развития. Характер продукта социально-культурной сферы. Понятие материального и нематериального продуктов, их классификация. Специфика ценообразования на продукт предприятий социально-культурной сферы. Вторичные рынки и вторичный продукт. Коммерческие и некоммерческие предприятия социально-культурной сферы, экономические механизмы их функционирования. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий социально-культурной сферы. Особенности предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере. Экономика и организация репертуарных театров и антрепризы. Организация гастрольной деятельности. Экономика и организация туризма. Туроператоры и турагенты, их функции на туристическом рынке. Организация гостиничного хозяйства. Экономика и организация музеев. Экономика кинопроизводства. Экономика и организация рекламного и издательского бизнеса. Экономика и организация игорного бизнеса.

5

ЛОГИСТИКА.

Понятие, цели и задачи. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия. Логистические информационные системы. Стратегия и планирование в логистике. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации. Организация управления службами в логистике. Закупочная, производственная, распределительная виды логистики. Разработка систем складирования. Управление запасами. Транспортная логистика. Особенности логистики в отраслевых сферах.

6

ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концептуальные основы мультимедиа-технологий. Слабоформализованные мультимедиа-задачи, принципы постановки и решения; принципы построения и области практического применения мультимедиа-систем.

Математические и лингвистические основы мультимедиа-технологий. Мультимедиа-язык, мультимедиа-грамматики; методы формализованного представления и обработки смысла статических и динамических отношений в двумерном и трехмерном пространствах с использованием математического аппарата нечетких множеств и пространств толерантности; методы формализованного представления различных видеоотношений.

Информационные основы мультимедиа-технологий. Методы проектирования мультимедиа- баз данных и знаний, управление массивами данных; сетевые мультимедиа-технологии.

Программные и аппаратные средства мультимедиа-технологий. Мультимедиа-приложения Windows; авторские оболочки для создания мультимедиа-приложений; особенности реализации технологии объектно-ориентированного программирования; программные средства воспроизведения видеофайлов без дополнительного оборудования; интерактивные системы создания прикладных мультимедиа-программ; аппаратная поддержка мультимедиа: виды аппаратных средств, характеристики, принципы функционирования

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Информационные системы в организации туризма

Информационные системы в рекламной деятельности

Информационные системы в продюсерской деятельности

Компьютерные аналитические системы в искусствоведении

СОСТАВИТЕЛИ:
Утверждено УМО по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации..

Председатель Совета УМО по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации - Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

Ю.Н. Афанасьев
Заместитель председателя Совета УМО - Проректор РГГУ В.В. Минаев
СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела Гуманитарного образования
Управления образовательных программ и
стандартов высшего и среднего профессионального образования
Т.Э. Петрова
Главный специалист И.П. Ивановская



Версия для печати