ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ - РГГУ.РУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
образовательных программ и стан-дартов профессионального образова-ния
___________________ В.И. Кружалин

"_____"_______________ 2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социальных коммуникациях)"

Квалификация информатик-аналитик
Вводится с момента утверждения
Москва 2002

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социальных коммуникациях)"

1.2. Квалификация выпускника: информатик-аналитик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки
по специальности 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социальных коммуникациях)"
срок обучения - 5 лет.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКА-АНАЛИТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в социальных коммуникациях)"

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы Всего

часов

1

2 3

ОПД

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1840 час

ОПД.Ф.09

Дисциплины области применения

Не более

840 час.

1

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ

Коммуникация как процесс. Роль коммуникаций в современном информационном обществе. Формы коммуникаций. Семиотические проблемы коммуникации. Психологические проблемы коммуникации. Модели коммуникаций: в гуманитарном знании, модель А. Грамши, модель В. Шкловского и др. Прикладные модели коммуникации: К. Шеннона, Н. Винера; модели массовой коммуникации. Виды коммуникации: визуальные и вербальные каналы коммуникаций и их разновидности: документы, массмедиа, кино, радиовещание и телевидение. Методы анализа массовой коммуникации. Международные коммуникации. Электронная коммуникация и ее перспективы. Коммуникативистика как интегральная эволюция научно-общественно-коммуникационных систем. Зарубежные и отечественные концепции коммуникативистики.

2

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Типы социально-коммуникационных технологий: технологии СМИ; технологии связей с общественностью (PR-технологии); технологии формирования и использования архивов - их роль и значение в социальных коммуникациях. Проблемы классификации социальных технологий; социальные технологии в эпоху информатизации, проблемы управляемости социума средствами социально-информационных технологий; эффективность социально-информационных технологий, двойное назначение социально-информационных технологий (проблема "черных" технологий); этика применения социально-информационных технологий; профессионализация социально-информационных технологий

3

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет и методология социальной психологии; социальное общение (коммуникативный, интерактивный, перцептивный аспекты); социальная психология групп, психология межгрупповых отношений; социализация, социальная установка; психология социальной манипуляции; информационные аспекты социальной психологии. Понятие общественного мнения, роль общественного мнения в механизме обеспечения устойчивости социума; каналы и институты формирования и выражения общественного мнения; понятие "лидера мнений", референтной группы, коммуникатора и др; социологические методы исследования общественного мнения, мониторинг общественного мнения; общественное мнение как социально-информационные технологии.

4

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОТОГРАФИИ, КИНЕМАТОГРАФИИ, РАДИОВЕЩАНИЯ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Место теории и практики фотографии, кинематографии, радиовещания и телевидения в развитии коммуникаций. Методологические и искусствоведческие аспекты создания изобразительных и звуковых источников информации. Роль художественного мастерства в развитии аудиовизуальной культуры общества. Язык звука и образа в системе социальных коммуникаций. Практические технологии подготовки кино- и аудиовизуальных документов.

5

МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Государство и социальное управление: исторические и философские аспекты; органы государственного управления и его аппарат. Правовые аспекты социального управления: объекты и субъекты социального способы правового регулирования. Организация управления социально-коммуникативными процессами: цель, структура, типы организационных систем массовой коммуникации. Теория и методика социального управления: социологический подход к управлению общественными системам; общественные системы и социальные отношения. Управление общественными системами. Управление коммуникациями. Управление персоналом. Социальное партнерство как общественное явление: социальные трудовые конфликты. Школа человеческих отношений и современный менеджмент.

6

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Документ как объект коммуникации. Классификация типов документов по различным признакам. Понятие документального потока. Состав и структура документальных потоков. Системы документирования. Характеристики экономических, научно-технических, социально-политических, управленческих документов. Специфика и технология их создания и обработки. Закономерности старения информации и документов в документальных потоках. Методы организации оперативного и архивного хранения документов.

СД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1572 час.

СД.Ф.05

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Не более

840 час.

1

ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Роль глобальных информационных сетей в социальных коммуникациях. Сеть ИНТЕРНЕТ -основные модели и протоколы. Организация доступа в ИНТЕРНЕТ. Формирование IP-адресов. Услуги ИНТЕРНЕТ. Часто используемые программы-клиенты. Стандарты кодирования. Технология создания гипертекстовых документов на языке HTML. Информационный поиск в Интернет. Поисковые машины. Практика использования ИНТЕРНЕТ в социальной коммуникации. Правовые аспекты интернет-деятельности. Электронные публикации: поставщики содержания - издание баз данных - онлайновые службы - информационные сети - конечные пользователи. Информационные ресурсы/сервисы ИНТЕРНЕТ.

2

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Основные концепции и понятийный аппарат в области компьютерной обработки графической информации, географических систем и технологий мультимедиа.

Математические и лингвистические основы мультимедиа-технологий. Мультимедиа-язык, мультимедиа-грамматики; методы формализованного представления и обработки смысла статических и динамических отношений в двумерном и трехмерном пространствах с использованием математического аппарата нечетких множеств и пространств толерантности; методы формализованного представления различных видео- отношений.

Информационные основы мультимедиа-технологий. Методы проектирования мультимедиа- баз данных и знаний, управление массивами данных; сетевые мультимедиа-технологии.

Программные и аппаратные средства мультимедиа-технологий. Мультимедиа-приложения Windows; авторские оболочки для создания мультимедиа-приложений в сфере социальных коммуникаций.

3

СИСТЕМЫ ЗАПИСИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Традиционные и современные компьютерные технологии записи аудиовизуальной информации. Зарубежная и отечественная материально-техническая база записи аудиовизуальной информации. Методы и технологии кино-, фото-, фоно-, видео- документирования: цифровые, аналоговые и другие технологии. Значение использования современных технологий записи аудиовизуальной информации для развития социальных коммуникаций

4

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ

Понятие "информационная диагностика". Цели и прикладные задачи информационной диагностики. Виды информационной диагностики: ретроспективный анализ; аналитическая и обзорная информация, экспресс анализ. Объекты информационной диагностики: социальные группы, общественно-политические процессы, текстовые и аудиовизуальные документы. Технологии информационной диагностики: информационный мониторинг объектов; контент-анализ текстовых документов; кластерный анализ; рейтинговые системы. Типы и классификация диагностических решений. Современные информационные технологии диагностики социальных объектов и процессов.

5

СИСТЕМЫ МАШИННОЙ ГРАФИКИ

Принципы дизайна изобразительных источников массовой информации. Методология реализации принципов дизайна изображений с помощью компьютерных технологий. Растровая и векторная графика. Модели двухмерной и трехмерной машинной графики. Технология формирования анимационного изображения по ключевым кадрам. Принципы и методы построения систем статической и динамической графики. Дизайн Web-страниц. Современные компьютерные технологии и системы машинной графики в социальных коммуникациях.

6

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Назначение и области применения экспертных систем (ЭС) в социальных коммуникациях. Экспертные системы, как практическая реализация систем искусственного интеллекта. Области возможных применений экспертных систем в системах социальной коммуникации. Методология разработки экспертных систем. Назначение, классификация и этапы разработки ЭС. Основные компоненты и архитектура типовой ЭС. Методы приобретения знаний; автоматизация методов приобретения знаний; инструментальные средства приобретения знаний. Объяснительные возможности средств общения; классификация объяснительных возможностей, методы реализации объяснительных возможностей. Языки представления знаний оболочек экспертных систем. Инструментальные средства разработки экспертных систем: классификация, проблемно-ориентированные и универсальные системы; оболочки экспертных систем; критерии выбора оболочек экспертных систем. Перспективы использования экспертных систем в социальных коммуникациях.

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

1200 час.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Информационный мониторинг общественного мнения

Компьютерный дизайн

Информационные видео- и аудио- системы

Информационные системы телекоммуникаций

Технотронные документы и архивы в коммуникациях

Информационное обеспечение PR- технологий

Информационные системы СМИ

Информационное обеспечение аналитическо-переводческой деятельности

Информационное обеспечение документооборота

Информационно-издательские системы

СОСТАВИТЕЛИ:

Российский государственный гуманитарный университет
Ректор РГГУ
Ю.Н.Афанасьев

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ)
Ректор СПбГУКИ
П.А. Подболотов
Утверждено УМО по прикладной информатике

Председатель Совета УМО по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации - Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

Ю.Н. Афанасьев



Версия для печати