ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - РГГУ.РУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
образовательных программ
и стандартов высшего и среднего профессионального образования
Министерства об-разования РФ


Г.К. Шестаков

"_____"_______________ 2000 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

(в образовании)


Квалификация информатик-аналитик
Вводится с момента утверждения
Москва 2000

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в образовании)"
1.2. Квалификация выпускника: информатик-аналитик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки
по специальности 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ( в образовании)
срок обучения - 5 лет.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКА-АНАЛИТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в образовании)"
Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
1 2 3
ОПД

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1840 час
ОПД.Ф.09

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Не более
840 час.
1

История образования и педагогики.

Понятие "образование"; место образования в культуре; истоки образования в России и за рубежом; памятники педагогической литературы Руси и Западной Европы; первые университеты Европы; гуманитарные, естественно-научные, технические знания в развитии университетского образования; основные этапы развития образования в России; реформы образования в России; историко-методологичкеский анализ опыта отечественного образования; исторический анализ образовательных парадигм; политика государства и вопросы образования.

2

Системы образования.

Понятие "система образования"; структура системаы образования; уровни образования; системы и содержание образования России и за рубежом; системы оценок; типы образовательных учреждений; аттестация и аккредитация образовательных учреждений; дошкольное и школьное обучение; профессиональное обучение на среднем и высшем уровне; последипломное обучение: повышение квалификации; аспирантура, докторантура; подготовительные отделения и курсы; непрерывное образование: организационные формы, типы образовательных услуг; повышение квалификации; прогнозирование, планирование, размещение подготовки специалистов; вопросы открытия новых образовательных уч-реждений; документы об образовании; перспективы развития системы образования в России.

3

Образовательные технологии.

Понятие "образовательная технология"; методы определения содержания обучения; групповое и индивидуальной обучение; очное, вечернее и заочное обучение; методы мотивации обучения; дидактические приемы; использование технических средств обучения; информационное обеспечение учебного процесса; кадровое обеспечение учебного процесс; текущий контроль учебного процесса; методы аттестации обучаемых; методы организации самостоятельной работы обучаемых; кур-совые и дипломные работы; методы организации практической деятельности обучаемых; методы итоговой аттестации обучаемых.

СД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1572 час
СД.Ф.05

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

не более
840 час.
1

Экономические и правовые основы образования.

Трудовые ресурсы образовательной сферы; нормирование труда; нагрузка преподавателей; аттестация научно-педагогических кадров; организация труда преподавателей и аттестация; финансовое обеспечение образования: бюджетное и внебюджетное финансирование; платное образование; материально-техническая база образовательных учреждений; заработная плата; затраты на образование; законодательство в образовании: Закон об образовании, законодательные и подзаконные акты.

2

Управление в образовании.

Управление в образовании: цели и задачи; планирование учебного процесса: составление долгосрочных учебных планов и рабочих учебных планов; организация методического и информационного обеспечения учебных планов; составление расписаний занятий; классификация образовательных услуг; анализ качества образовательных услуг; жизненный цикл образовательной услуги; сегментация рынка образовательных услуги; ценообразование в об-разовательной сфере; продвижение образовательной услуги на рынке образовательных услуг.

3

Мониторинг системы образования.

Роль статистики в образовании; методы сбора статистических данных о системе образования; нормирование; выбор шкал измерения в образовании; количественные и качественные показатели; комплексные показатели; методы анализа и оценки показателей деятельности системы образования; сравнительный анализ; факторный анализ и др. методы математической статистики в мониторинге образовательных систем; технологии зарубежного мониторинга образовательных систем.
Моделирование в образовании
Моделирование - инструмент исследования объектов и процессов в образовании; необходимость и возможность формализованного представления образовательных процессов; типология моделей; математический аппарат представления объектов и процессов; основные элементы теории нечетких объектов; нечеткие множества, системы и семейства нечетких множеств; меры близости нечетких объектов; меры релевантности; отношения релевантности нечетких объектов; характеристики связности нечетких объектов и их матричная интерпретация; меры "организованности" нечетких объектов. Представление объектов и процессов нечеткими множествами и отношениями релевантности; модели типа; преподаватель-обучаемый; модели учебного заведения; модель специалиста; современное состояние моделирования в образовании; оценка эффективности использования результатов моделирования.

5

Стандартизация в образовании.

Понятие "стандарт в системе образования"; роль и значение стандартов в системе образования; типы стандартов в системе образованичя; мировой и отечественный опыт в разработке стандартов в образовательной сфере; классификаторы направлений подготовки и специальностей; методология разработки государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования; анализ и контроль за соблюдением образовательных стандартов; оценка качества образовательных стандартов.

6

Информационные системы организации и управления учеб-ным процессом.

Типы информационных систем в образовании: информационные системы в управлении учебными учреждениями, информационные системы организации документооборота, информационные системы организации и планирования учебного процесса; функциональный состав: требования к функциональному составу, задачи и математические модели функциональных задач; информационное обеспечение: состав, формы документов входных и выходных, файловые структуры; лингвистическое обеспечение: естественно-языковые интерфейсы, интерпретаторы, программное обеспечение: структура, состав, языки программирования, стандартные пакеты прикладных программ; методы оценки качества информационных систем.

7

Дистанционные системы обучения.

Цели и задачи дистанционного образования; классификация форм дистанционного обучения; методы организации; информационное и документационное обеспечение; сетевые технологии в дистанционном обучении; технология "клиент-сервер"; использование Internet; организация Web-узлов; методы текущего и итогового контроля с использованием компьютерных технологий; методы оценки качества дистанционных систем обучения.

8

Автоматизированные обучающие системы.

Назначение автоматизированных обучающих систем.; история возникновения; типы АОТ и классификация; опыт использования; функциональные подсистемы: назначение, методы реализации; методы представления знаний о изучаемой учебной дисциплине; СУБД и другие виды программных оболочек, используемых в проектировании автоматизированных обучающих систем; игровые обучающие системы; средства игрового тестирования; этапы проектирования; методы оценки качества автоматизированных обучающих систем.

9

Мультимедиа технологии в образовании.

Концептуальные основы мультимедиа-технологий в образовании; слабоформализованные мультимедиа-задачи, принципы постановки и решения; принципы построения; математические и лингвистические основы мультимедиа-технологий. Мультимедиа-язык, мультимедиа-грамматики; методы формализованного представления и обработки смысла статических и динамических отношений в двумерном и трехмерном пространствах с использованием математического аппарата нечетких множеств и пространств толерантности; методы формализованного представления различных видеоотношений; особенности создания мультимедиа систем в образовании; этапы построения; методы оценки качества мультимедиа систем в образовании.

ДC
ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
1200 час.
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:
Информационные системы в дошкольной системе образования
Информационные системы общего среднего образования
Информационные системы среднего специального образования
Информационные системы высшего образования
Информационные системы послевузовского образования
Информационные системы дистанционного образования
Информационные системы мониторинга системы образования

СОСТАВИТЕЛИ:

Российский государственный гуманитарный университет
Ректор
Афанасьев Ю.Н.

Утверждено УМО по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации.

Председатель Совета УМО по образованию в области историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации - Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ю.Н. Афанасьев
Заместитель председателя Совета УМО -
Проректор РГГУ
В.В. Минаев
СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела Гуманитарного образования Управления образовательных прграмм и стандартов высшего и среднего профессионального образования
Т.Э. Петрова
Главный специалист И.П. Ивановская



Версия для печати