ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В ДИЗАЙНЕ - РГГУ.РУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В ДИЗАЙНЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ В ДИЗАЙНЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель департамента
образовательных программ и
стандартов высшего и среднего профессиональ-
ного образования Министерства об-разования РФ

В.И. Кружалин

"_____"_______________ 2003 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в дизайне)


Квалификация информатик-дизайнер.
Вводится с момента утверждения
Москва 2003

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в дизайне)"

1.2. Квалификация выпускника: информатик-дизайнер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ( в дизайне) срок обучения - 5 лет.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКА-ДИЗАЙНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 351400 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (в дизайне)"

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

1

2

3

ОПД

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1840

ОПД.Ф.09

Дисциплины области применения

не более

840

1

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ДИЗАЙНА.

Многообразие определений дизайна и представлений о существе дизайн-деятельности. Особенности дизайнерской мысли. Понятие "художественный образ", "проектный образ" и методические приемы стимулирования образного мышления. Зависимость профессиональных концепций дизайна от характера сложившейся кульуры. основные стилевые направления формообразования в XX веке. некоторые особенности развития отечественного дизайна и определение его сути современными российскими исследователями.
Содержание и соотношение понятий "культура" и "цивилизация", дизайн в структуре этих понятий.Вещь и многообразие функций в проектной практике.Трансформация представлений о мироустройстве (изменение научной, философской и культурной парадигмы) при переходе от проектирования отдельных вещей к фомированию предметно-пространственной среды.Особенности "средового подхода" и мифопоэтика "средового восприятия".Устойчивые характеристики среды при перемене ее модуса с предметно-пространственного на электронный.
Место виртуальной реальности в современных представлениях о мироустройстве,соотношение субстанциональной и виртуальной реальностей, свойства виртуального события.Особенности проектного языка медиадизайнера.Приемы поэтики (тропные преобразования) в создании изобразительного ряда.Понятие "символа",символические и несимволические культуры.Преодоление тяготения "Гутенберговой галактики" постсовременной культурой.
Опыт формирования дизайн-концепций ("креатива") сложных объектов, реконтрукция "культурных смыслов" проектируемого объекта, понятие "культурный образец",его поиск и работа с ним.Типологизация адресатов проектирования по признаку их ценностных предпочтений и методика создания их социокультурных "портретов".Традиции дисциплины мышления и использование семиотического подхода при создании и анализе произведений медиадизайна.

2

КОМПОЗИЦИЯ.

Базовые понятия композиции.Использование формальных геометрических фигур и полей.Простейшие модели для развития навыков образного мышления и взаимосогласования элементов изображения.Средства композиции. Графические свойства точки, линии, пятна, силуэта, контура на экране дисплея. Виды ритма. Симметрия-асимметрия. Контраст, нюанс, равновесие, связность. Пропорции. Размерность. Соотношение элементов цвета, масс, контуров. Масштаб. Каноны. Стандарт. Модульность. Комбинаторность. Размерные системы. Роль ограничений в композиции. Поиск графических образов в движении. Композиция динамичных образов. Сценарий. Протяженность. Гармония в динамике. Стиль и целостность динамической формальной композиции. Синтез и ансамбль. Иерархическая упорядоченность элементов композиции. Co-подчиненность. Главное и второстепенное. Гармония. Равновесие. Связность. Образность. Эстетическая целостность. Синтез. Ансамбль. Динамическая композиция. Изменчивость и протяженность в композиции экранной графики. Пропедевтика движения. Выразительные средства ритмической динамики. Ритм в протяженности временного композиционного процесса. Изменяющиеся визуальные характеристики в двумерном пространстве. Главное и второстепенное, графические акценты и кульминация динамической композиционной линии; структура и графическая обработка персонажей и элементов фона. Разработка сценария со сложной сюжетной линией на базе основных композиционных закономерностей и динамических приемов как средств выразительности в создании клипа (фильма) с использованием простейших геометрических фигур. Композиционная пропедевтика как основа дизайн- проектирования Web- и мультимедиа-ресурсов, анимации, не- линейного монтажа и всех видов компьютерной графики.

3

Теория дизайн-проектирования.

Методология и методика дизайн-проектирования информационных систем. Зависимость дизайн-проектирования электронных объектов от общих концепций дизайна. Трансформация представлений проектирования от отдельных объектов к формированию среды жизнедеятельности человека в предметно-пространственном и виртуальном выражении. Эстетические критерии оценки результатов дизайн-проектирования. Методические приемы формирования лич-ности проектанта; активизация потребности использования новейших методов и средств проектирования и предпроект-ной подготовки. Приемы стимулирования образного мышления и широты профессионального охвата аналоговых и ассоциативных рядов окружающего мира. Приемы управления и самовоспитания творческого воображения. Формирование множественности творческих идей, воспитание навыков комбинаторного мышления и профессионального азарта на пути к достижению инновационных решений. Формирование представлений о существе дизайн-деятельности, об отличии информационного дизайн-проектирования от любого другого проектирования. Особенности дизайнерской нацеленности на поиск художественного образа. Формирование проектного образа сложных информационных объектов. Оптимальное обеспечение функциональ-ной целесообразности, эргономических и культурных норм.

4

Технологии дизайн-проектирования.

Стилистическая взаимоувязка смысловых и образно-графических составляющих дизайн-проекта. Технология проектирования монообъектов. Образное согласование изображения, текста, деловой и сопроводительной графики, приемов выделения и акцентирования в структуре одного объекта. Технология проектирования полиобъектов. Композиционная задача создания полиобъекта на основе ранее созданного монообъекта с сохранением стилистики и образно-графического языка. Информационное наполнение объекта при соблюдении оптимального обеспечения функциональной целесообразности, эргономических и культурных норм. Использование приемов работы с контурными графическими формами и силуэтными изображениями. Активное использо вание деловой графики и динамических приемов выделений. Технология проектирования комплексных информационных систем. Дизайнерские приемы объединения стилистически несогласованной и разнородной (текст, графика, звук, видео и т.п.) информации для создания целостной системы.

5

Информационное обеспечение дизайн-проектирования.

Содержательные процессы информационного обеспечения дизайн-проектирования. Установление целевого назначения электронных продуктов. Характеристика информационных потребностей и уровня подготовленности избранных целевых групп. Выявление и анализ электронных и традиционных продуктов-аналогов. Обоснование необходимости создания данного продукта. Определение границ и содержания предметной области. Выявление текстовой, графической, аудиовизуальной и иной информации. Определение критериев отбора информации. Аналитическая переработка исходной информа-ции. Авторское право и границы использования имеющейся информации. Генерирование собственной информации. Определение содержательной структуры электронного продукта. Разработка проектной документации. Рекламное сопровожде-ние электронной продукции и выбор путей продвижения.

6

История дизайна.

Сравнительный анализ различных моделей дизайна в их историческом развитии. Начальный период истории дизайна. Эпоха промышленной революции - этап в развитии техники, науки, искусства и дизайна. 1-я Всемирная промышленная выставка. Английское движение за связь искусств и ремесел. Д. Рескин. У.Моррис. Прерафаэлиты. Конец XIX - начало XX в. Немецкий Веркбунд. Г.Мутезиус. П.Берес. 20-е годы XX в. Немецкий Баухауз- новое направление в объединении дизайнеров. Вехи исторического пути развития школы. Выдающиеся личности Баухауза. Влияние наследия Баухауза на современный дизайн. Истоки американского дизайна. Дизайнерский бум в США в конце 20-х годов. Традиции итальянского ремесленного производства и его влияние на промышленное производство. Характерные черты итальянской проектной культуры. Путь "северного" дизайна. Общие черты и характерные особенности дизайна стран Скандинавии. Особенности французской линии развития дизайна. Знаменитые Парижские выставки. Ле Корбюзье выдающийся теоретик и практик архитектуры и дизайна. Феномен японского дизайна. Традиции эстетической культуры. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Предпосылки возникновения дизайна в России. Абрамцевский кружок. Талашкино. Меценатство в России. Советский дизайн пионерского периода. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН Современный период развития отечественного и зарубежного дизайна. Характерные особенности различных моделей дизайна на современном этапе развития. Влияние достижений в области науки и технологии на дизайн. Инновационная политика в области дизайна. Современные системы отечественного и зарубежного дизайн-образования. Творческий путь отечественных и зарубежных "звезд" дизайна.

7

История искусств.

Виды искусства, классификация и динамика. Художественная культура народов мира; смысл художественного творчества; искусство как сфера культуры. История художественной культуры XX века. Эволюционные процессы развития в искусстве. Религиозно-художественные традиции в мировой художественной культуре. .

СД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1572 час.

СД.Ф.05

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Не более

840 час.

1

Цветоведение.

Психофизиологические характеристики цвета. Цветовые впечатления и их воздействие на человека. Эмоционально-образное восприятие цвета. Цвет как важнейшее средство отражения и истолкования действительности и эффективный инструмент эстетического воспитания. Формирование чувств и образно-графических представлений посредством развития цветового видения и цветового мышления. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Специфика художественных эмоций. Эмоциональное отношение к настоящему и прошлому. Эмоциональное отношение к будущему. Вдохновение. Знакомство с особенностями человеческого ощущения с основами визуального восприятия и проблемами создания и трансформации образа, механизмами работы глаза и мозга и способами обогащения образно-графических составляющих информационного текста. Феномен цветопредпочтения. Цветотесты М.Люшера. Цвет и настроение. Влияние цвета на человека в экстрасенсорной практике и проектной практике. Современные открытия в мире цвета, новые проектные цветовые возможности электронных носителей. Цветовые палитры мира. Появление новых цветов. Мода на цвет. Роль медиадизайнера в формировании моды на цвет. Природа зрительных образов. Основные понятия парадок сальности восприятия и способы борьбы с ней. Решение сложных проектных задач с использованием особенностей визуального восприятия человека. Методические приемы расширения диапазона зрительных образов, развитие способ ностей использования в проектной практике неожиданных эффектов порождаемых иллюзиями.

2

Шрифты и визуальные коммуникации

Теоретические аспекты типографики и проектирования элек тронных объектов. Шрифтовые гарнитуры и графические символы на основе авторских классификаций в историческом контексте. Проблема отображения текстовой и символьной информации на дисплее. Психология визуального восприятия и эргономики. Использование образных средств в Web- и мультимедиа технологиях.

3

Аудиовизуальные технологии в дизайне.

Проблема создания единства визуального и звукового ряда. Содержание и соотношение понятий музыкальной ткани и образно-графической фактуры. Звуковой и изобразительный язык медиадизайна в структуре этих понятий. Методические приемы стимулирования образного мышления во временных, пространственных и звуковых композиционных целостностях.Зависимость профессиональных приемов гармонизации от изменений социокультурных ценностей научных, философских и цивилизационных достижений. Особенности овладения выразительными средствами аудиовизуальных искусств. Методы анализа соответствия визуального и музыкального ряда, используемые в театральном и киноискусстве. Трансформация представлений о многослойной, многоуровневой композиции в русле единого замысла и единого творческого акта. Основы визуальной и музыкальной грамоты в ее сопоставлении. Принципы построения композиции на основе синтеза визуального и музыкального ряда. Методы анализа соответствия смыслового визуального и музыкального наполнения дизайн-проекта электронных продуктов. Области применения полученных знаний. Сходства и различия композиционного рассуждения в процессе создания статичной и динамичной композиции. Способы фиксирования музыкальной идеи. Ориентация в основных стилях и направлениях музыки и изобразительного творчества, сопоставление различных выразительных средств и приемов раскрытия содержания через текст, звук, знаковые формы. Программные и аппаратные средства аудиовизуальных технологий

4

Компьютерная графика.

Задачи и области применения компьютерной графики. Информационные модели изображений и объемных объектов. Модели цвета. Векторное изображение. Объектно-ориентированное графическое моделирование. Графические примитивы. Типы линий. Приемы построения и редактирования кривых. Модели векторных текстов. Работа с текстами и графическими объектами. Выделение, манипулирование размещение и выравнивание; привязки. Копирование и клонирование. Контурные линии и заливка. Типы заливок. Параметры линий. Многостраничные документы. Группирование объектов. Преобразование в кривые. Эффекты: огибающие и деформации; перспектива, тени; экструзия объектов; пошаговые переходы. Ореолы. Линзы. Прозрачность и градиентная прозрачность. Фигурная обрезка. Импортированные точечные изображения. Коллажи. Печать векторных и комбинированных изображений. Информационная модель пиксельного изображения. Источники и форматы пиксельных изображений. Документы с пиксельными изображениями. Слои, режимы наложения. Прозрачность и полупрозрачность. Каналы цвета. Выделение и маски. Инструменты. Рисование. Стирание и ослабление. Текстовые слои. Текстовые эффекты. Тоновая коррекция. Цветокоррекция. Расширение динамического диапазона. Фильтры эффектов. Обесцвечивание, раскрашивание и перекрашивание. Преобразование полноцветного и моно- хромного изображения в штриховое. Дуплексы. Текстуриза- ция. Изображения высокой контрастности. Векторизация. Ин версия. Изогелия. Постеризация. Краевые эффекты. Имитация традиционной живописной и графической техники. Реставра ция и ретушь. Коллажи. Оптимизация для Web. Фрагменты и ролловеры. Анимация. Автоматизация последовательности действий. Профили ICC. Калибрование устройств ввода и вы вода. Допечатная подготовка.

5

Технологии трехмерного моделирования анимации.

Роль и место трехмерного моделирования и анимации в ди зайне; области применения трехмерных моделей и анимаций; отличия трехмерной компьютерной графики от двумерной. Основы дизайн - проектирования и композиции трехмерных сцен; этапы синтеза изображений средствами трехмерной графики. Методы моделирования трехмерных образов и обес печения фотореализма синтезируемых изображений. Роль ос вещения в трехмерной графике; методы имитации света. Ос новы управления виртуальными съемочными камерами. Про граммные сходства трехмерного моделирования. Сходства и различия традиционной и трехмерной компьютер ной анимации. Дизайн-проектирование анимаций: подготовка сценария; раскадровка; роль звукового ряда в компьютерной анимации. Методы анимации трехмерных образов: управле ние шкалой времени; настройка ключевых кадров и контрол леров управления анимацией. Основы персонажной анима ции: классификация типов персонажей; особенности модели рования и анимации персонажей разного типа; обеспечение выразительности поведения. Монтаж анимационных клипов. Программные средства трехмерной компьютерной анимации. Понятие виртуальной реальности. Назначение и задачи инте рактивной трехмерной графики и анимации; особенности реа лизации интерактивной трехмерной графики в сети Интернет. Моделирование трехмерных сцен с элементами интерактив ности; разновидности интерактивных действий. Основы языка описания виртуальной реальности (VRML). Программные средства конструирования и просмотра интерактивных трех- мерных сцен.

6

Инструментальные средства создания мультимедиа- и web-приложений.

Системы разработки интерактивных мультимедийных программных продуктов. Основные характеристики. Подходы к проектированию. Основные категории мультимедиа продуктов: типы графических изображений, звук, текст. Средства обеспечения интерактивности, элементы интерфейса мультимедиа программ, анимация. Среда разработки мультимедиа приложений.Macromedia Director как основное инструмен-тальное средство подготовки интерактивных мультимедий-ных приложений. Принципы и приемы работы. Этапы создания Web - приложений. Понятие Web - ресурса. Составные части, объекты. Подготовка объектов для создания Web-приложения. Графические, звуковые, текстовые, анимационные объекты. Программные средства подготовки объектов. Форматы документов Web-ресурсов.Web-технологии: HTTP, HTML, CSS, JavaScript, VBScript, Java-Разработка навигационной схемы Интернет ресурса. Методы и средства реализации. Обычные (в режиме кода) и визуальные средства создания Web-документов. Сравнение подходов. Достоинства и недостатки. Инструментальные средства разработки Web-приложений.

7

Режиссура мультимедиа-презентаций.

Основы драматургии мультимедийных презентаций. Анализ и подбор изобразительного и звукового ряда мультимедийной презентации. Сценарий, фабула, сюжет и коллизия. Ключевые кадры и акцентирование. Синтетическое единство текста, графики, звука, видео и т.п. Полифония в динамической гра фике в отношении персонажей, фона, пространства, слоев, ритма движения. Пластика и связность кадра. Режиссура интерактивных игр; мультимедиа-приложений; обучающих программ. Аналитическое восприятие предметной среды с последующим применением навыков рисунка в композиционной практике. Анализ формы. Структура формы. Трехмерные изображения и перевод объемного изображения в плоскостное. Основные геометрические формы. Перспектива. Тени. Аналитический рисунок. Основные требования к выполнению рисунков

8

Разработка фирменного стиля.

Соотношение понятий "репрезентативность" и "корпоративный стиль". Дизайн в структуре этих понятий. Роль и место электронных объектов в фирменном стиле предприятия. Виды электронных объектов как носителей фирменного стиля. Разработка корпоративных и фирменных стилей. Гармонизация и гуманизация окружающего делового пространства. Потребности предприятий в приобретении индивидуального образно-графического облика с максимальным раскрытием особенностей и конкурентных преимуществ. Носители фирменного стиля. Роль систематизации, модульности, иерархической соподчиненности, фирменного кодирования, приемы поэтики, аллегории, в создании образного и изобразительного ряда. Понятие "символа", символические составляющие фирменного стиля в дизайне. Корпоративный образ как идея трансформации представлений о многообразии разрозненных проектов при переходе от разработки отдельных направлений к формированию единого пространства жизнедеятельности человека, среды его отдыха,работы,взаимоотношений,ориентации в окружающем пространстве. Двойственность в понятии фирменного стиля: идея выделенности,отгороженности,с одной стороны,и,идея общеизвестности,узнаваемости,объявленности и открытости,с другой стороны.
Комплекс качеств и свойств,необходимых фирме для создания престижного и целостного образа,выгодно характеризующего ее деловые и производственные возможности перед партнерами и заказчиками.

ДС.Ф.00.

Перечень специализаций

01

Информационные системы в дизайне изделий легкой промышленности

02

Информационные системы в дизайне рекламы

03

Информационные системы в дизайне пространственной среды

04

Информационные аудиовизуальные системы

05

Дизайн мультимедиа-ресурсов

06

Дизайн WEB-ресурсов

СОСТАВИТЕЛИ:


Российский государственный гуманитарный университет(РГГУ)
Ректор Ю.Н.Афанасьев

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств(СПбГУКИ)
Ректор (СПбГУКИ) П.А.Подболотов
Утверждено УМО по прикладной информатике
Председатель Совета УМО
по прикладной информатике
Ректор Российского государственного
гуманитарного университета (РГГУ)

Ю.Н. Афанасьев
Заместитель председателя Совета УМО - Проректор РГГУ В.В. Минаев
СОГЛАСОВАНО



Версия для печати