российский
государственный
гуманитарный университет

Общая информация   (ЗАКРЫТО) Учебно-методическое объединение РГГУ (ЗАКРЫТО)   Образовательные стандарты   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ и ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ и ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

 

 

 

_____________________  В.Д. Шадриков

 

 

 

« _____ » ________________ 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

Номер государственной регистрации

 

 

 

____________________________________

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Специальность 075300

Организация и технология защиты информации

 

Квалификация - специалист по защите информации

 

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2000

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075300

Организация и технология защиты информации

 

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации

 

1.2. Квалификация выпускника - специалист по защите информации.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по специальности 075300 - Организация и технология защиты информации при очной форме обучения составляет 5 лет.

 

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Место специальности в области науки и техники.

Область науки и техники, охватывающая совокупность проблем, связанных с организацией и технологией защиты на объектах информатизации.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по защите информации по специальности 075300 (Организация и технология защиты информации)  являются правовое обеспечение, организация и эксплуатация систем  и средств обеспечения защиты информации на объектах информатизации.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Специалист по защите информации в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

1.3.4. Специалист по защите информации выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик. Проводит сбор и анализ материалов учреждений, организаций и предприятий отрасли с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну. Анализирует существующие методы и средства, применяемые для контроля и защиты информации, и разрабатывает предложения по их совершенствованию и повышению эффективности этой защиты. Участвует в обследовании объектов защиты, их аттестации и категорировании. Разрабатывает и подготавливает к утверждению проекты нормативных и методических материалов, регламентирующих работу по защите информации, а также положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов. Организует разработку и своевременное представление предложений для включения в соответствующие разделы перспективных и текущих планов работ и программ мер по контролю и защите информации. Дает отзывы и заключения на проекты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений и другие разработки по вопросам обеспечения защиты информации. Участвует в рассмотрении технических заданий на проектирование, эскизных, технических и рабочих проектов, обеспечивает их соответствие действующим нормативным и методическим документам, а также в разработке новых принципиальных схем аппаратуры контроля, средств автоматизации контроля, моделей и систем защиты информации, оценке технико-экономического уровня и эффективности предлагаемых и реализуемых организационно-технических решений.

 

1.4 Возможности продолжения образования специалиста по защите информации, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 075300 - Организация и технология защиты информации.

Специалист подготовлен для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА.

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

 

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

075300 - Организация и технология защиты информации

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста по защите информации разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

 

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

 

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста по защите информации состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

 

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста по защите информации должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины; ФТД - факультативные дисциплины, а также итоговую государственную аттестацию.

 

3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ специалиста ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

075300 - Организация и технология защиты информации

 

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

 

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации, чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении, основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

 

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

408


1

2

3

 

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

 

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

 

Сущность, форма, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточно-славянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы и взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии  о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы  в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

 

1

2

3

 

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология

 

Структура и. состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культур­ная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобаль­ные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

1

2

3

ГСЭ.Ф.05

Политология

 

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально- государственные интересы РОССИИ в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение

 

Государство и право, личность и общество.

Структура права и его действия.

Конституционная основа правовой системы.

Частное право. Закон и подзаконные акты.

Понятие преступления. Уголовная ответственность.

Экологическое право.

Правовое регулирование профессиональной деятельности.

 

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

 

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

 

1

2

3

 

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, мето­ды педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспи­тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое вза­имодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образо­вания, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе­ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагоги­ческим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

 

Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

 

1

2

3

 

Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

ГСЭ.Ф.09

Социология

 

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская со­циологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобиль­ность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

 

ГСЭ.Ф.10

Философия

 

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

 

1

2

3

 

Ученые о бытие. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

ГСЭ.Ф.11

Экономика

 

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности.

Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

 

1

2

3

 

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и внешняя политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

1400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

950

ЕН.Ф.01

Концепция современного естествознания

 

Основные понятия: концепция, научные знания и их уровни; естествознание, его состав, основные черты и закономерности развития; роль и значение физики на различных этапах развития естествознания; сущность современных концепций релятивистской и квантовой физики и их значимость для развития химии, биологии и других наук о природе; этапы развития и возраст вселенной; сущность механизма взаимодействия тел; смысл и фундаментальность законов сохранения; иерархия строения вещества и естествознания; специфика основных концепций физики, химии, геологии, биологии.

140

ЕН.Ф.02

Математика

 

Математический анализ:

вещественные и комплексные числа; последовательности и их пределы; свойства пределов последовательностей; непрерывные функции и их основные свойства; основные элементарные функции; производные и дифференцируемые функции; производные высших порядков; формула Тейлора; первообразные и неопределенные интегралы; числовые ряды, признаки сходимости; степенные ряды и их свойства; ряд Тейлора; интеграл Римана; ряды Фурье.

300

1

2

3

 

Алгебра:

элементы комбинаторики; основные алгебраические структуры:  полугруппы,  группы, кольца, поля и их простейшие свойства; операции над матрицами; элементарные преобразования матриц; определители матриц; обратимые матрицы; ранг матрицы над полем; система линейных уравнений над полем; делимость и деление с остатком в кольце целых чисел; основная теорема арифметики; кольца вычетов; уравнения в кольце вычетов и сравнения; кольцо многочленов; каноническое разложение многочлена; свойства элементов группы, подгруппы группы; разложение группы в смежные классы; группа подстановок; векторное пространство; конечномерные векторные пространства; подпространства; линейные преобразования векторных пространств.

 

Геометрия:

векторная алгебра; системы координат   на плоскости и в пространстве;  прямая  линия  на плоскости; кривые второго порядка на плоскости; прямая линия и плоскость в пространстве; поверхности второго порядка.

 

Теория вероятностей и математическая статистика:

аксиоматика теории вероятностей; комбинаторно-вероятностные схемы; биномиальная и полиномиальная схемы; случайные величины и их распределения; случайные векторы и их распределения; виды сходимости последовательностей случайных величин; характеристические функции и их свойства; закон больших чисел; точечное и доверительное оценивание параметров распределений; проверка статистических гипотез; последовательный анализ; методы математической статистики.

 

ЕН.Ф.03

Физика

 

Физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинемаика и динамика твердого тела, жидкостей и газов.

Электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике. Физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики.

Квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности,  квантовые состояния, принцип суперпозиции,  квантовые уравнения движения,  операторы физических величин, энергетический  спектр атомов и молекул,  природа химической связи.

250

1

2

3

 

Статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние.

 

Физические основы защиты информации:

поля объектов и проблемы защиты информации, физические поля различной природы как носители информации об объектах, общие принципы  регистрации информативных характеристик полей; электрические, магнитные и электромагнитные поля объектов, электромагнитные волны, их характеристики, свойства и особенности распространения, ближняя и дальняя зоны излучателя, распространение полей в неоднородных средах, принципы экранирования статических и динамических полей; упругие волны, их характеристики, основы акустики речи и слуха, специфика акустики помещений, звукоизоляция, инфразвук, ультразвук.

 

ЕН.Ф.04

Информатика

 

понятие и значение информатики; научно-технический прогресс  и  информатизация постиндустриального общества; основные проблемы информационного обеспечения науки, техники производства и управления;  информационный ресурс,  его потенциал и возможности использования; информационная модель объекта деятельности специалиста; информатизация управленческого решения; семантика и формализация в информатизации  (источники информации,  потребительские свойства, семантико-лингвистические и терминологические  проблемы,  системы  классификации, кодирования и организации информации);  информационные системы - основной инструмент информатизации; взаимосвязь процессов компьютеризации и информатизации;  информационные технологии;  информационные  системы  (классификация, структуры,  назначение,  общая характеристика, эффективность);  основные формы, принципы, организация  личного и корпоративного информационного обеспечения; организационно-экономические  аспекты  информатизации;  понятие  технико-экономического обоснования  информатизации; маркетинг  информационных  продуктов  и услуг; системно-информационный анализ и синтез в  информатизации.

200

ЕН.Ф.05

 

Экология

 

биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования;

60

1

2

3

 

экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды.

 

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

250

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ОПД

Общие профессиональные дисциплины

3640

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

220

ОПД.Ф.01

 

Введение в специальность

 

Сущность специальности 075300 - "Организация  и технология защиты информации", характеристика ее составляющих; взаимосвязь специальности с другими специальностями в области информационной безопасности; место специальности в области науки и техники; объекты и виды профессиональной деятельности выпускника по специальности; требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалиста; содержание образовательной программы, сущность и краткая характеристика дисциплин, входящих в образовательную программу, их взаимосвязь и место в подготовке специалистов; особенности организации образовательного процесса по дисциплинам специальности.

50

ОПД.Ф.02

Вычислительная техника и программирование

 

Системы счисления; форматы представления данных и кодирование информации; выполнение арифметических операций; элементы и узлы ЭВМ; структура центрального процессора; организация и структура памяти; системы прерывания; системы ввода-вывода; периферийные устройства; микропроцессорная техника: понятие микропроцессора (МП); виды технологии производства МП, поколения МП и их основные характеристики; обобщенная структура МП; основные промышленные линии микропроцессоров; перспективные МП; ПЭВМ, рабочие станции и серверы: архитектура ПЭВМ,  рабочих станций и серверов, системная магистраль, буфе­ризация шин, управление системной магистралью, подключение дополнительных и интерфейсных схем; универсальные и специализи­рованные ЭВМ высокой производительности; архитектура специализированных вычислительных комплексов: архитектура комплексов, ориентированных на программное обеспечение, машины баз данных, объектно-ориентированная архитектура.

Современные технологии программирования; оценка качества программного обеспечения; общие принципы методы и средства проектирования архитектуры и структуры, проектирования логики, тестирования и отладки, документирования и соп­ровождения программного обеспечения с учетом повышенных требований к надежности программ и их защищенности от несанкционированного доступа; особенности разработки и сопровождения программного обеспечения для рабочих групп и в

220

1

2

3

 

условиях парапрограммирования; CASE-технологии, технологии виртуального программирования и объектно-ориентированного программирования; приме­нение математических методов в проектировании надежного и защищенного программного обеспечения: функциональное программирование, логическое программирование, аналитическое программирование. Дейкстры; структуры данных и абстракции данных; элементарные и простые структуры данных; сложные структуры данных; оценка сложности алгоритмов; модели вычислений; алгоритмы сортировки, алгоритмы поиска; алгоритмы на графах; генерация случайных последовательностей; алгоритмы на подстановках; параллельные алгоритмы: методы проектирования параллельных алгоритмов, использование транспьютеров при реализации параллельных алгоритмов, оценки сложности.

 

ОПД.Ф.03

Средства и системы технического обеспечения обработки, хранения и передачи информации.

 

Основные типы электронных средств генерации и преобразования сигналов. Преобразователи спектра сигналов. Акусто-электрические и электроакустические  конверторы энергии сигналов. Элементы оптоэлектроники и инфракрасной техники. Методы и средства записи, хранения и воспроизведения  информации на магнитных носителях. Голографические носители и их  перспективы. Электромагнитные системы передачи и приема информации, их классификация. Излучение и прием радиоволн, основные виды антенно-фидерных устройств, радиопередатчиков и радиоприемников. Системы передачи и приема видеоинформации, звуковой (речевой) и цифровой  информации. Организация  связи с помощью ЭВМ, телекоммуникационные сети. Способы и средства специальных видов связи (радиорелейные  линии, спутниковая связь, лазерные каналы и др.) Методы и средства измерения сигналов в электрических цепях. Основы измерений информативных характеристик электромагнитных полей.

200

ОПД.Ф.04

Структура и основы деятельности предприятий различных форм собственности:

 

структура и назначение государственных предприятий, правовые основы их деятельности; структура, назначение и правовые основы деятельности коллективных и частных предприятий; организационно-правовые формы предприятий; профиль предприятий; особенности организационной структуры и содержание деятельности предприятий различного профиля; структуры и основы деятельности общественных объединений.

80

1

2

3

ОПД.Ф.05

Менеджмент

 

методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций  и разработка управленческих решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

80

ОПД.Ф.06

Системы организационного управления:

 

понятие "организационное управление", виды и типы  систем организационного управления, их свойства и особенности; структура организационного управления; логические основы и модели системного анализа; формирование целей, пути их достижения  и необходимые ресурсы; построение дерева целей решения экономических и производственных проблем, построение дерева мероприятий; методы экспертных оценок, метод Дельфы, анкетные методы; структуризация принятия решений, построения дерева решений, численная оценка решений; методы сетевого планирования и управления, сетевые модели и графики.

80

ОПД.Ф.07

Социальная психология

 

теоретические  и методические проблемы поведения человека в социальной группе, факторы, влияющие на изменение поведения; творческое  развитие личности и общества, социальное сообщество; генезис и механизмы разрешения социальных конфликтов, социальный контроль; социализация личности, изменение ее поведения под влиянием социальных групп и культуры, социального положения и роли в группе; управление конфликтами; психологический климат; психологический анализ личности, методы, приемы и методики.

80

ОПД.Ф.08

 

Управление персоналом

 

понятие и принципы управления персоналом на предприятиях различного профиля и форм собственности; законодательные и нормативные акты, регулирующие управление персоналом и регламентирующие трудовые правоотношения;  функциональное разделение труда; структура персонала; цели назначение и структура системы управления персоналом; кадровое, информационное и техническое обеспечение системы; прогнозирование и планирование работы с персоналом;

80

1

2

3

 

современные принципы и методы подбора  и расстановки кадров ; анализ профессиональных и личностных качеств претендентов на получение работы или назначение на должность; методики тестирования, анкетирования и ведения собеседований; критерии принятия решения о приеме на работу; организация работы с персоналом; порядок работы и методы инструктирования и обучения сотрудников; контроль качества и количества труда каждого сотрудника, оценочные показатели; моральное и материальное стимулирование труда; выдвижения по службе; критерии вынесения дисциплинарных взысканий; анализ текучести кадров, выработка программы снижения текучести; управление персоналом в  экстремальных ситуациях; определение эффективности управления персоналом.

 

ОПД.Ф.09

Документоведение

 

понятие документа; функции и признаки документа; конфиденциальность документов;  способы и средства документирования;  классификация носителей документной информации; составление и оформление деловых (управленческих) и научно-технических документов; классификация документов и систем документации; проектирование типового состава документов предприятий различных форм собственности и профиля.

 

160

ОПД.Ф.10

Теория информационной безопасности и методология защиты информации

 

сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих; значение информационной безопасности для субъектов информационных отношений; место информационной безопасности в системе национальной безопасности; современная концепция информационной безопасности; понятие и сущность  защиты информации, ее место в системе информационной безопасности;  цели  и концептуальные основы защиты  информации; критерии, условия и принципы отнесения информации к защищаемой; носители защищаемой информации;  классификация  конфиденциальной информации по видам тайны и степеням конфиденциальности; понятие и структура угроз защищаемой информации;  источники, виды и методы дестабилизирующего воздействия на защищаемую информацию; причины, обстоятельства и условия, вызывающие дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию; виды уязвимости информации и формы ее  проявления; каналы и методы несанкционированного доступа   к  конфиденциальной информации; направления, виды и  особенности  деятельности спецслужб по  несанкционированному  доступу  к конфиденциальной информации;  методологические подходы к защите информации и принципы ее организации; объекты защиты; виды защиты; классификация методов и средств защиты информации; кадровое и ресурсное обеспечение защиты информации; системы защиты информации.

200

1

2

3

ОПД.Ф.11

Правовая защита информации

 

назначение и структура правового  обеспечения защиты информации; методы правовой защиты  информации; правовые основы защиты государственной, коммерческой, служебной, профессиональной и личной тайны, персональных данных; правовая основа допуска и доступа  персонала к защищаемым сведениям;  система правовой ответственности за  утечку информации и утрату носителей информации; правовые основы деятельности подразделений защиты информации; роль права в регулировании комплекса отношений в сфере защиты информации; отрасли права, обеспечивающие законность в области защиты информации; основные законодательные акты, правовые нормы  и положения; назначение и задачи  подзаконных правовых актов, регулирующих процессы защиты информации в отраслях, на предприятиях различных форм собственности; закрепление   права предприятия на защиту информации в нормативных документах; правовое регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации; виды и условия применения правовых норм уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной  ответственности за разглашение  защищаемой информации и невыполнение правил  ее защиты; правовые проблемы. связанные с защитой прав обладателей собственности на информацию и распоряжением информацией; понятие интеллектуальной собственности, ее виды и основные объекты образования; интеллектуальный продукт как объект интеллектуальной собственности и предмет защиты; содержание гражданско-правовых норм в области защиты интеллектуальной собственности; авторское право; патентное право; товарный знак; договорное право,  авторские и лицензионные договоры.

220

ОПД.Ф.12

Организационная защита информации

 

принципы, силы, средства и условия организационной защиты информации; порядок засекречивания и рассекречивания сведений, документов и продукции; допуск и доступ к конфиденциальной  информации и документам; организация внутриобъектового и пропускного режимов на предприятиях; организация подготовки и проведения  совещаний и заседаний по конфиденциальным  вопросам; организация охраны предприятий; защита информации при публикаторской и рекламной деятельности; организация аналитической работы по предупреждению утечки конфиденциальной информации; направления и методы работы с персоналом, обладающим конфиденциальной информацией.

240

1

2

3

ОПД.Ф.13

Защита и обработка конфиденциальных документов:

 

структура защищаемых документопотоков, состав технологических этапов и операций, подготовка и издание конфиденциальных документов; учет конфиденциальных документов; порядок  рассмотрения и исполнения конфиденциальных документов; размножение конфиденциальных документов; контроль исполнения конфиденциальных документов; составление и оформление  номенклатуры дел; формирование и хранение дел, содержащих конфиденциальные документы; уничтожение конфиденциальных документов; проверка наличия конфиденциальных документов; порядок комплектования ведомственного архива конфиденциальной документации и классификация хранилищ документов; учет деловых (управленческих)  и научно-технических документов  в архиве; обеспечение сохранности конфиденциальных документов; научно-справочный аппарат к  архивам конфиденциальных документов; порядок использования конфиденциальных архивных документов; оборудование архивохранилищ; организационные и методические  проблемы автоматизации делопроизводственных операций по документам; машиноориентация содержания и форм конфиденциальных документов; принцип включения различных типов автоматизированных систем в традиционный документооборот; безбумажный документооборот; локальная и комплексная автоматизация  процессов обработки конфиденциальных документов в документной службе; домашинная и послемашинная технология выполнения операций по блокам: блока подготовки и издания документов, справочно-информационного блока, блока  оперативного хранения и использования документов; состав конфиденциальных документов  вычислительного центра, их обработка и хранение.

200

ОПД.Ф.14

Инженерно-техническая защита информации

 

виды информации, защищаемой техническими средствами; демаскирующие признаки объектов защиты; источники и носители информации, защищаемой техническими средствами; принципы записи и съема информации с носителей; виды угроз безопасности информации, защищаемой техническими средствами; принципы добывания и обработки информации техническими средствами; классификация и структура технических каналов утечки информации; основные способы и принципы работы средств наблюдения объектов, подслушивания и  перехвата сигналов; системный подход к  инженерно-технической защите информации;  основные этапы проектирования системы защиты информации техническими средствами; принципы моделирования  объектов защиты и технических каналов утечки информации; способы оценки угроз  безопасности информации и расходов на техническую защиту; способы и принципы работы средств защиты информации от наблюдения, подслушивания и перехвата; 

220

1

2

3

 

организационные и технические меры инженерно-технической защиты информации в государственных и коммерческих структурах; контроль эффективности защиты информации.

Роль и место технических средств в организации режима охраны,  современная  концепция  защиты объектов;  основные  составляющие  систем ТСО: датчики,  приборы визуального наблюдения, системы  сбора  и обработки информации,  средства связи,  питания и тревожно-вызывной сигнализации; практическая реализация систем ТСО: охрана режимных помещений, проект охраны объектов.

 

ОПД.Ф.15

Криптографическая  защита информации

 

история криптографии; классические шифры, шифры гаммирования и колонной замены; простейшие шифры и их свойства; композиции шифров; системы шифрования с открытыми ключами; криптографическая стойкость шифров; модели шифров; основные требования к шифрам; вопросы практической стойкости; имитостойкость и помехоустойчивость шифров; принципы построения криптографических алгоритмов; различие между программными и аппаратными реализациями; криптографические параметры узлов и блоков шифраторов; синтез шифров; методы получения случайных и псевдослучайных последовательностей; программные реализации шифров; особенности использования вычислительной техники в криптографии вопросы организации сетей засекреченной связи; ключевые системы; криптографические хеш-функции; электронная цифровая подпись; криптографические протоколы.

120

ОПД.Ф.16

Программно-аппаратная защита информации

 

предмет и задачи программно-аппаратной защиты информации; идентификация субъекта,  понятие протокола идентификации, идентифицирующая информация; основные подходы к защите данных от НСД; шифрование, контроль доступа и разграничение доступа, иерархический доступ к файлу, защита сетевого файлового ресурса, фиксация доступа к файлам; доступ к данным со стороны процесса; способы фиксации факта доступа; надежность систем ограничения доступа; защита файлов от изменения; электронная цифровая подпись (ЭЦП); программно-аппаратные средства шифрования; построение аппаратных компонент криптозащиты данных; защита алгоритма  шифрования; принцип чувствительной области и принцип главного ключа, необходимые и достаточные функции аппаратного средства  криптозащиты; методы и средства ограничения доступа к  компонентам ЭВМ; защиты программ от несанкционированного копирования; пароли и ключи, организация хранения ключей; защита программ от излучения; защита от отладки, защита от дизассемблирования, защита от трассировки по прерываниям; защита от разрушающих программных

120

1

2

3

 

воздействий (РПВ); компьютерные вирусы как особый класс РПВ; необходимые и достаточные условия недопущения разрушающего воздействия; понятие изолированной программной среды.

 

ОПД.Ф.17

Защита информационных процессов в компьютерных  системах:

 

основные угрозы информации в компьютерных системах; параллельный анализ целей и возможностей злоумышленника в компьютерной сети и в ситуации при наличии изолированного компьютера; специфика возникновения угроз в открытых сетях; особенности защиты информации на узлах компьютерной сети; системные вопросы защиты программ и данных; основные категории требований к программной и программно-аппаратной реализации средств защиты информации; требования к защите  автоматизированных систем от НСД.

90

ОПД.Ф.18

Комплексная система защиты информации на предприятии:

 

сущность и задачи комплексной системы защиты информации (КСЗИ); принципы организации и этапы разработки КСЗИ; факторы,  влияющие на организацию КСЗИ; определение и  нормативное закрепление состава защищаемой информации; определение объектов защиты; анализ и оценка угроз безопасности информации: выявление и оценка источников, способов и результатов дестабилизирующего воздействия на информацию; определение потенциальных каналов и методов несанкционированного доступа к информации; определение возможностей несанкционированного доступа к защищаемой информации; определение  компонентов КСЗИ; определение условий функционирования КСЗИ; разработка модели КСЗИ; технологическое и организационное построение  КСЗИ; кадровое обеспечение функционирования КСЗИ;  материально-техническое и нормативно-методическое обеспечение функционирования КСЗИ; назначение, структура и содержание управления КСЗИ; принципы и методы планирования функционирования КСЗИ; сущность и содержание контроля функционирования КСЗИ; управление КСЗИ в  условиях чрезвычайных ситуаций; состав методов и моделей оценки эффективности КСЗИ

220

ОПД.Ф.19

Экономика защиты информации

 

экономические проблемы информационных ресурсов; экономическая безопасность; информация как важнейший ресурс экономики; информация как товар, цена информации; основные подходы  к определению затрат на защиту информации; система ресурсообеспечения защиты информации и эффективность ее использования ; управление ресурсами в процессе защиты информации; виды ущерба, наносимые информации;

120

1

2

3

 

степень наносимого ущерба информации; методы и способы страхования информации; формирование бюджета службы защиты информации; оценка эффективности защиты и страхования информации.

 

ОПД.Ф.20

Безопасность жизнедеятельности

 

безопасность труда как составная часть антропогенной  экологии; человек - основной объект в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности; среда обитания человека; опасные, вредные и поражающие факторы, их классификация и характеристика; принципы классификации и возникновения чрезвычайных ситуаций; организация и проведение защитных мер при чрезвычайных ситуациях; методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; основы обеспечения безопасности технологических процессов; правовые и социально-экономические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; основы управления обеспечением безопасности жизнедеятельности.

90

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

250

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

300

 

Дисциплины специализации

970

ДС.01

История и современная система защиты информации в России:

 

предпосылки формирования системы защиты информации в России ( вторая половина XVI - XVII вв.); организация защиты информации в Российской Империи в  XVIII в.; совершенствование организации защиты информации в первой половине XIX в.; формирование системы защиты информации во второй половине  XIX в.; особенности системы защиты информации в начале XX в. (1900 - 1908 г.г.); организация защиты информации в период промышленного подъема (1900 -1913 г.г.); организация защиты информации в период Первой мировой войны; достоинства и недостатки системы защиты информации в Российской империи ; основные особенности организации защиты информации в советский период; организация защиты военной тайны в годы гражданской войны; становление системы защиты государственных секретов а период НЭПа; развитие системы защиты государственных секретов в 30-е г.г.; укрепление системы защиты государственных секретов накануне и в период Великой Отечественной  войны; совершенствование системы защиты государственных секретов во второй половине 40-х - первой половине 50-х г.г.; организация защиты государственных секретов во второй половине 50-х - 60-х г.г.; обеспечение защиты информации в 70-х - 80-х г.г.;

150

1

2

3

 

основные особенности организации защиты информации на современном этапе; современная нормативная база по защите  информации; состав защищаемой информации;  полномочия органов власти, специальных федеральных органов и предприятий в области защиты информации; современное состояние системы защиты информации и перспективы ее совершенствования

 

ДС.02

Системы защиты информации в ведущих зарубежных странах:

 

становление и развитие систем защиты информации в ведущих зарубежных странах; современные системы защиты информации в США, Германии, Великобритании, Франции, Японии; международное сотрудничество в области защиты информации.

120

ДС.03

Организация и управление службой защиты информации:

 

место и роль службы защиты информации в  системе  защиты информации; задачи и функции службы; структура и штаты службы; организационные основы и принципы деятельности службы; подбор, расстановка и обучение сотрудников службы; организация труда сотрудников службы; принципы, методы и технология управления службой.

100

ФТД

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

 

Всего часов теоретического обучения - 8260.

Практики - не менее 12 недель.

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

075300 - Организация и технология защиты информации

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации при очной форме обучения составляет 256 недель, в том числе:

 

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до 1 года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

 

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

 

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

 

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

 

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

075300 - Организация и технология защиты информации

 

6.1 Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста по защите информации на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По все дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

 

Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла ГСЭ;

 

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и / или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и / или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Желательно, чтобы доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, составляла не менее 50% от общего числа преподавателей.

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными и аудио-видеоматериалами.

 

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены следующие дисциплины: математика, математические основы защиты информации, физика; физические основы защиты информации, информатика; аппаратные средства вычислительной техники, методы программирования и прикладные алгоритмы, защита и обработка конфиденциальных документов, инженерно-техническая защита информации, технические средства  охраны, криптографические методы и средства обеспечения. информационной безопасности, программно-аппаратная защита информации, защита информационных процессов в компьютерных системах, комплексные системы обеспечения информационной безопасности, а также дисциплины специализации. Лабораторная база высшего учебного заведения должна быть оснащена современными стендами и оборудованием.

Практические и семинарские занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам в соответствии с примерным учебным планом по специальности 075300 - Организация и технология защиты информации.

Компьютерные классы должны быть оснащены современной вычислительной техникой.

Библиотечный фонд вуза должен быть укомплектован учебниками, учебными пособиями, монографиями, учебно-методической документацией, руководствами к лабораторным работам и соответствующими задачниками, включая литературу для выполнения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ. В библиотечном фонде должны быть "свежие" научно-технические и реферативные журналы по направлению Информационная безопасность. Перечень рекомендуемой литературы и рекомендуемых к подписке периодических изданий формирует УМС УМО и ежегодно доводит до сведения вузов, имеющих лицензию на специальность 075300 - Организация и технология защиты информации.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных примерным учебным планом и научно-исследовательской работой студентов.

 

6.5. Требования к организации практик.

Практика студента является средством связи теоретического обучения с практической деятельностью, обеспечивающую прикладную направленность и специализацию обучения.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

075300 - Организация и технология защиты информации

 

7.1.Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанные в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта,

Специалист по защите информации должен знать и уметь использовать:

 

владеть:

 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста по защите информации включает квалификационную работу (дипломная работа или дипломный проект) и государственный экзамен по специальности, позволяющий выявить теоретическую готовность выпускника к решению профессиональных задач.

7.2.2. Выпускная квалификационная работа специалиста по защите информации (дипломная работа или дипломный проект) имеет целью систематизировать и углубить знания, совершенствовать навыки и умения выпускника в решении сложных комплексных  научно-технических задач с элементами научного исследования, а также проявить степень профессиональной подготовленности выпускника, ее соответствие данному образовательному стандарту. Дипломная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности (специализации). Результаты работы оформляются в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем. Дипломный проект представляет собой решение конкретной практической задачи, имеющей прикладной характер, или инженерной проблемы с проведением проекто-конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он оформляется в виде чертежей, расчетно-графических и иных материалов, моделей и пояснительной записки к ним.

7.2.3. Государственный экзамен по специальности имеет целью определение степени соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям данного образовательного стандарта. При этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускника в соответствии со специальностью (Организация и технология защиты информации),  квалификацией (специалист по защите информации) и специализацией полученного образования.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

Учебно-методическое объединение  по  образованию в области историко-архивоведения,  прикладной лингвистики, музейного дела и научно-технической информации

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 075300 протокол №  01/2000  от  20.01.2000. 

 

 

Председатель УМО

______________________

Ю.Н.Афанасьев

 

 

Председатель

учебно-методического совета УМО

 

______________________

В.С.Анашин

 

Разработчики стандарта

 

 

______________________

А.И.Алексенцев

 

______________________

В.Б.Кравченко

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.

 

Начальник управления

______________________

Г.К. Шестаков

 

 

Зам. начальника управления

______________________

В.С. Сенашенко

 

 

Советник управления

______________________

С.П. Крекотень