Положение об образовательной программе высшего профессионального образования - РГГУ.РУ
Положение об образовательной программе высшего профессионального образования

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования (2010 г.)

Государственное образовательное                                 Утверждено ректором РГГУ
учреждение высшего профессионального                        27 ноября 2010 года
образования
"Российский государственный гуманитарный
университет"

ПОЛОЖЕНИЕ

об основной образовательной

программе высшего профессионального

образования

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет структуру, порядок проектирования и утверждения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО), реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) в Российском государственном гуманитарном университете (далее – РГГУ).

1.2. ООП ВПО – системно организованный комплекс учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, формы, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника соответствующей квалификации (степени) бакалавра, магистра или специалиста, разработанный и утвержденный с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и отраслевых требований, а также с учетом рекомендованной учебно-методическим объединением примерной ООП ВПО.

1.3. Нормативной базой ООП ВПО являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

Федеральный закон от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки;

Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования, разработанная Учебно-методическим объединением (УМО) по соответствующему направлению подготовки;

Устав РГГУ;

настоящее Положение.

1.4. Руководитель ООП ВПО назначается приказом ректора РГГУ по представлению первого проректора-проректора по учебной работе.

Руководителем ООП ВПО может быть назначен директор института, декан факультета, руководитель учебно-научного центра, заведующий кафедрой либо иной представитель профессорско-преподавательского состава, занятый в реализации данной ООП ВПО и, как правило, имеющий ученую степень (для руководителя магистерской программы обязательна ученая степень доктор наук).

2. Содержание ООП ВПО

2.1. В ООП ВПО отражаются следующие сведения:

2.1.2. Характеристика ООП ВПО, включающая:

наименование ООП ВПО;

направление подготовки;

профиль подготовки (наименование программы подготовки);

цель ООП ВПО;

квалификацию выпускника;

срок освоения ООП ВПО;

трудоемкость ООП ВПО в зачетных единицах;

требования к абитуриентам; основных пользователей ООП ВПО.

2.1.3. Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника, включающая:

область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника;

компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат обучения.

2.1.4. Ресурсное обеспечение образовательного процесса, включающее кадровое, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение.

2.1.5. Характеристика социально-культурной среды, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций, включающая характеристику воспитательной работы и обеспечения социально-бытовых условий.

2.2. В состав ООП входят:

2.2.1. Титульный лист, отражающий направление подготовки, профиль подготовки бакалавриата (наименование программы подготовки магистратуры), квалификацию (степень) выпускника, срок освоения ООП, форму обучения.

2.2.2. Документы, регламентирующие содержание и организацию учебного процесса:

паспорта и программы формирования у студентов обязательных общекультурных и профессиональных компетенций[1];

учебный план с календарным учебным графиком;

матрица соотношения компетенций и дисциплин ООП ВПО;

учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин (модулей);

рабочие программы практик;

документ, отражающий соотношение активных интерактивных форм проведения занятий;

программа научно-исследовательской работы (для магистратуры обязательна).

2.2.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ООП ВПО:

фонды оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля знаний;

требования к итоговой государственной аттестации выпускников: к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена, если он предусмотрен учебным планом;

описание системы внешней оценки качества реализации ООП ВПО (учета и анализа мнения работодателей и др.).

3. Принципы проектирования ООП ВПО

3.1. ООП ВПО проектируется на основе компетентностно-ориентированного подхода к ожидаемым результатам обучения и студентоцентрированного подхода к образовательному процессу.

3.2. Организация учебного процесса в рамках ООП ВПО осуществляется с использованием системы зачетных единиц и системы балльно-рейтинговой оценки.

3.3. Компетентностно-ориентированная модель выпускника строится в соответствии с потребностями регионального рынка труда, традициями и возможностями научно-педагогической школы университета.

4. Порядок проектирования и утверждения ООП ВПО

4.1. ООП ВПО проектируется на основе макета (приложение) с учетом требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки и рекомендаций примерной ООП ВПО.

4.2. Проектирование программы осуществляется коллективом разработчиков, формируемым руководителем ООП ВПО. Ответственным за проектирование является руководитель ООП ВПО.

4.3. ООП ВПО согласовывается не менее чем с тремя основными работодателями.

4.4. На уровне факультета (учебно-научного центра) разрабатываются: характеристика ООП ВПО; компетентностно-квалификационная характеристика выпускника; учебный план с календарным учебным графиком; матрица соотношения дисциплин ООП ВПО; ресурсное обеспечение ООП ВПО; характеристика социально-культурной среды, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускника; программы практик; программа научно-исследовательской работы (для магистратуры); документы по итоговой государственной аттестации выпускников.

4.5. На уровне кафедр разрабатываются: УМК дисциплин (модулей) ООП ВПО; образовательные технологии, применяемые при реализации ООП ВПО; нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ООП ВПО (фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации);

4.6. Этапы проектирования ООП ВПО:

4.6.1. На первом этапе определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются заявленные в ФГОС ВПО цели подготовки бакалавров, магистров и специалистов, включающие развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, определяющих их готовность к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности.

4.6.2. На втором этапе разрабатываются документы, определяющие и регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса.

4.6.3. На третьем этапе формулируются требования к ресурсному обеспечению, необходимому для реализации ООП ВПО, включая кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение.

4.6.4. На четвертом этапе разрабатывается документация, нормативно и методически обеспечивающая функционирование системы оценки качества подготовки выпускников, предназначенной для оценивания учебных достижений студентов и уровня освоения компетенций.

4.7. Открытие ООП ВПО должно быть одобрено Методическим советом РГГУ.

В Методический совет РГГУ разработчики ООП ВПО представляют:

1) служебную записку о включении в повестку дня вопроса о рассмотрении проекта ООП ВПО;

2) выписку из протокола заседания Совета института (факультета), заседания учебно-научного центра об одобрении открытия ООП ВПО;

3) проект ООП ВПО на бумажном и электронном носителях, включающий полный состав документов, указанный в п. 2.1. и 2.2. настоящего Положения (за исключением фондов оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля знаний). Учебный план с календарным учебным графиком представляется с визой начальника Учебного управления РГГУ;

4) перечень профилей ООП ВПО (для бакалавриата).

Документы представляются не позднее, чем за 1 месяц до заседания Методического совета РГГУ, на котором предполагается рассмотрение проекта ООП ВПО.

Методический совет принимает решение об одобрении открытия ООП ВПО и утверждает экспертное заключение о соответствии включенных в программу методических материалов (УМК и др.) требованиям ФГОС ВПО. Экспертное заключение готовится экспертом (группой экспертов), определяемых Методическим советом.

4.8. Решение об открытии ООП ВПО принимается Ученым советом РГГУ. На заседание Ученого совета РГГУ разработчик ООП ВПО представляет:

1) выписку из протокола заседания Методического совета РГГУ об одобрении открытия ООП ВПО;

2) утвержденное Методическим советом РГГУ экспертное заключение о соответствии включенных в ООП ВПО методических материалов требованиям ФГОС ВПО;

3) документы ООП ВПО, отражающие характеристику программы, компетентностно-квалификационную характеристику выпускника, а также учебный план и календарный учебный график на бумажном и электронном носителях.

4.9. После принятия Ученым советом РГГУ решения об открытии ООП ВПО, программа утверждается ректором РГГУ, о чем делается соответствующая запись на титульном листе.

4.10. Учебное управление РГГУ присваивает ООП ВПО внутренний регистрационный номер.

4.11. Первый экземпляр ООП ВПО хранится у руководителя ООП ВПО.

4.12. Электронные версии методического обеспечения ООП ВПО, а также учебный план с календарным учебным графиком размещаются в течение двух недель после утверждения программы в базе данных «Компас». Ответственность за своевременное и полное размещение указанных материалов возлагается на руководителя ООП ВПО и контролируется Методическим управлением.

5. Обновление и корректировка ООП ВПО

5.1. ООП ВПО обновляются и корректируются ежегодно в части состава установленных университетом дисциплин (модулей) учебного плана, а также содержания УМК и программ практик. Обновление и корректировка ООП ВПО происходят с учетом развития науки техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, а также с учетом мнения не менее трех основных работодателей.

5.2. При обновлении и корректировке ООП ВПО руководитель программы представляет в Методический совет РГГУ соответствующую служебную записку, выписку из протокола заседания Совета института (факультета), заседания учебно-научного центра и измененные документы. При внесении изменений в учебный план с календарным учебным графиком, указанные документы представляются с визой начальника Учебного управления РГГУ.

5.3. Решение об обновлении и корректировке ООП ВПО принимается Методическим советом РГГУ.

5.4. Обновленное методическое обеспечение ООП ВПО, а также обновленный учебный план с календарным учебным графиком размещаются в течение двух недель после обновления в базе данных «Компас». Ответственность за своевременное и полное размещение указанных материалов возлагается на руководителя ООП ВПО и контролируется Методическим управлением.

Визы согласования:

Первый проректор-проректор по учебной работе В.В. Минаев

Начальник Методического управления Е.Н. Евсеева

Начальник Учебного управления Л.Н. Солянкина

Начальник Управления качества образования А.В. Корчинский

[1] Разрабатываются по истечении первого учебного года после открытия ООП ВПО




Версия для печати