Из материалов семинаров Учебного центра подготовки руководителей - РГГУ.РУ
Из материалов семинаров Учебного центра подготовки руководителей

        Из материалов семинаров Учебного центра подготовки руководителей
(СПб, г. Пушкин)

        12 – 14 мая 2011 г. Учебным центром подготовки руководителей Минобрнауки России проводился семинар «Совершенствование системы аттестации научных и научно-педагогических работников по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий» (г. Санкт-Петербург, Пушкин).

         В работе семинара принимала участие зам. начальника Управления по обеспечению деятельности Ученого и диссертационных советов Коровкина Анастасия Борисовна, которая выступила с сообщением об опыте нашего университета по организации в 2011 г. Конференции по выборам ректора РГГУ на альтернативной основе. Вниманию участников семинара были предложены материалы, размещенные на сайте РГГУ в разделе «Страница ученого секретаря».

         Работа семинара проводилась по группам, участники групп формулировали вопросы, а представители ВАК и Минобрнауки России выступали с развернутыми ответами. Полученную информацию можно условно разделить по трем направлениям:

  • для ученых секретарей диссертационных советов
  • для ученых секретарей Ученых советов
  • для работников кадровой службы, другие вопросы

Информация предлагается в форме «вопрос – ответ».

 

Для ученых секретарей диссертационных советов

          Согласование ходатайства об открытии/реорганизации диссовета.

          Письмо на имя заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Шамхалова Феликса Имираслановича согласовывается с зам. директора Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Михайловым Николаем Николаевичем.

          Какими требованиями руководствоваться при выборе научного руководителя?

          Единое научное направление и наличие научных публикаций по тематике диссертации соискателя.

          Основания для назначения двух научных руководителей по диссертации.

          В соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального обрзования в Российской Федерации (утв. приказом Минобразования России от 27.03.98 № 814) "Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей,  разрешается  иметь  двух научных руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук" (п. 49, абзац 3).

          О назначении иностранного научного руководителя?

          В соответствии с гражданско-правовым постановлением назначение иностранного научного руководителя невозможно.

          Как поступает совет в случае, если умирает научный руководитель соискателя (автореферат опубликован на сайте организации, но отзыва научного руководителя нет)?

          Без отзыва научного руководителя защита невозможна. Необходимо назначить нового научного руководителя. Защита переносится. Новая дата защиты определяется диссоветом. Полученные отзывы ведущей организации и официальных оппонентов в этом случае не меняются.

          Действия диссертационного совета по проверке автореферата и диссертации на плагиат до принятия диссертации к защите.

          В соответствии с п.12 Положения о порядке присуждения ученых степеней использование заимствованного материала в диссертации и автореферате без ссылки на автора или источник заимствования может послужить основанием для отказа в принятии диссертации к защите.

          За какие ошибки в работе диссертационного совета ВАК выносит замечания и предупреждения?

 Несоответствие диссертации принятой к защите установленным требованиям ВАК.

  • Снятие диссертации с рассмотрения ВАК по личному заявлению.
  • Выявление (при проверке ВАК) нарушений в работе диссовета.
  • Несоответствие диссертации научным специальностям, по которым утвержден диссовет.
  • Нарушение установленных требований к назначению официальных оппонентов и ведущей организации.
  • Возвращение на доработку аттестационного дела в связи с недостаточной аргументацией в заключении диссовета.
  • Несвоевременное представление отчета о работе диссовета.
  • Непредставление анкеты члена диссовета, а также несвоевременная ее актуализация (анкета актуализируется не реже 1 раз в год).

          Оценка работы диссертационного совета. Количественные критерии оценки.

          Среднее количество защит в год в одном диссертационном совете: не менее 6-7 кандидатских и 1-2 докторских диссертаций.

  Анкета члена диссовета

         Заполнение анкет членами диссоветов, являющихся одновременно членами нескольких советов.

          В случае, если член диссертационного совета участвует в работе советов по одной специальности, заполняется интерактивная форма анкеты, в которой указываются все диссертационные советы, в которых он участвует.

         В случае, если член диссертационного совета участвует в работе советов по разным (смежным) специальностям, заполняется интерактивная форма анкеты в каждом совете. Анкету, как правило, заполняет ученый секретарь диссертационного совета.

          Как проверить наличие заполненных анкет членов диссоветов?

          Необходимо зайти в информационную систему «Научно-экспертное сообщество России» по адресу http://science-expert.ru/expert/Home/Anketa. В поле «Шифр диссертационного совета» необходимо выбрать тип совета (Д, К и т.д.) и набрать шифр в цифровом формате ХХХ.ХХХ.ХХ. Далее нажать кнопку «Поиск», расположенную в левом верхнем углу окна. После этого в разделе «Результат поиска» появится список фамилий членов диссовета, заполнивших анкеты.

         Актуализация анкет членов диссовета

         Актуализация анкет осуществляется 1 раз в год одновременно с отчетом о работе диссовета за истекший год

         Как удалить анкету члена диссовета в случае вывода его из состава совета.

         После направления частичного приказа об изменении состава диссовета в ВАК направить информацию об изменениях по электронному адресу: vak_reports@obrnadzor.gov.ru.

           О направлении экспертным советом ВАК диссертации на дополнение заключение.

          При направлении диссертации на дополнительное заключение экспертный совет ВАК обязан указать причины, обуславливающие необходимость направления диссертации на дополнительное заключение.

          О замене ученого секретаря диссовета (1. Служебная командировка, другие причины отсутствия, 2. Увольнение)

 Обязанности возлагаются на одного из членов диссовета приказом ректора или проректора по научной работе (на срок не более 2-х месяцев). Приказ прикладывается к документам аттестационного дела соискателя.

  1. В ВАК направляется приказ о частичном изменении состава совета.

          Исключается ли из явочного листа ФИО ученого секретаря совета в случае его защиты в своем совете?

          Исключается.

          В какой форме диссовет сообщает в ВАК об изменении ученой степени ученого секретаря совета?

          Диссовет направляет в ВАК письмо и вносит исправления в анкету члена совета.

          Особенности защиты соискателя-иностранца? Возможна ли защита не на русском языке?

          В нормативной базе особенности защиты соискателями-иностранцами не предусмотриваются. Для представления диссертации не на русском языке совет обращается с мотивированным ходатайством в ВАК (п.9 Положения о порядке присуждения ученых степеней).

          Как влияет отрицательный отзыв организации, где выполнялась диссертация, на принятие диссертации в диссовете?

          В соответствии с п. 26 Положения о порядке присуждения ученых степеней диссовет назначает защиту и при наличии отрицательного отзыва организации, где выполнялась диссертация.

          Можно ли принимать диссертацию к защите при отсутствии сданного экзамена по специальности?

          Нет. В соответствии с п. 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней соискатель ученой степени должен сдать соответствующий кандидатский экзамен.

          Процедура защиты в случае, если защищается лицо, родственное председателю (зам. председателя, ученому секретарю) диссовета?

          Официальных рекомендаций не имеется. В этом случае председатель (зам. председателя, ученый секретарь), как правило, не участвует в голосовании.

          Ограничивается ли назначение официальным оппонентом одного и того же лица в одном диссовете в течение одного года?

          Не ограничивается.

          Требования к назначению ведущей организации.

         Ведущая организация должна быть известной своими достижениями в соответствующей области знаний, в уставе организации должно быть указано, что она занимается научной деятельностью. Решение о назначении ведущей организации принимает диссовет. Совет направляет письмо на имя руководителя ведущей организации, подписанное председателем (ученым секретарем) диссовета с просьбой выступить в качестве ведущей организацией по диссертации соискателя. В случае отказа ведущей организации совет назначает другую.

         В отзыве ведущей организации должна быть оценка актуальности, научной новизны, практической значимости, достоверности, определен вклад автора, оценка полноты изложения результатов диссертации в публикациях, соответствие диссертации научной специальности. Отзыв оформляется в соответствии с требованиями.

          О сроке действия заключения организации, в которой выполнялась диссертация.

          Срок не определен.

          О повторном представлении диссертации, снятой с рассмотрения в ВАКе по заявлению соискателя: меняется ли название диссертации, какой срок должен пройти после снятия диссертации с рассмотрения, можно ли представлять диссертацию в другой совет? Каков будет порядок?

          Название меняется по усмотрению автора. Если название изменено,
то можно указать, что работа представлена впервые. После снятия диссертации с рассмотрения при повторной защите не обязательно соблюдать срок – 1 год. Порядок рассмотрения диссертации во всех советах, утвержденных ВАК, должен быть единым.

          Об оформлении результатов научных исследований, полученных соискателем на основном месте работы (в случае защиты соискателя в совете при другой организации)

          Если соискателем выносятся на защиту результаты, полученные им в процессе исполнения своих должностных обязанностей в организации, где он работает, он должен представить разрешение на использование полученных результатов от работодателя, либо сделать ссылку на организацию, где получены результаты, с обязательным указанием участников работы.

 

Получение апостиля на документы
о высшем образовании

          Для соискателей, получивших базовое образование в странах ближнего и дальнего зарубежья, апостиль ставится в той стране, где гражданин получил высшее образование.

          Правомочно ли требование диссовета о предоставлении документов об эквивалентности образования и пересдаче кандидатских экзаменов от граждан бывших республик СССР?

          Соискатели из всех бывших республик СССР обязаны пересдать кандидатские экзамены в Российской Федерации. Документы о высшем образовании соискатели представляют с апостилем своей страны.

          Каковы особенности назначения официальными оппонентами граждан других стран, как решается вопрос об эквивалентности их документов по присуждению их ученой степени и (или) звания?

          Оппонентом может быть назначен ученый любой страны, но по вопросам эквивалентности их документов совет должен обратиться в ВАК.

 Нормативные документы по получению документа об эквивалентности

          Процедура получения документа об эквивалентности описана в регламенте от 08.12.2006 № 307 – это либо переаттестация, либо нострификация. В случае переаттестации соискателю будет выдан аттестат, в случае нострификации – свидетельство о признании документа.

          Может ли совет принять к защите диссертацию соискателя, если он (соискатель) закончил аспирантуру другого вуза 10 лет назад и не защитился?

          Диссертация соискателя может быть принята к защите, но необходимо указать организацию, в которой выполнялась работа в следующих документах: на оборотной стороне обложки автореферата, в заключении совета, в справке о выдаче диплома, в стенограмме (при необходимости).

         В интересах соискателя – прикрепиться к аспирантуре организации, при которой создан диссовет, где он собирается защищаться.

          Какими определениями лучше пользоваться в тексте заключения диссовета по докторской диссертации: положения или результаты?

          По усмотрению диссовета.

          Действия совета в случае переноса даты защиты докторской диссертации, объявленной на сайте ВАК?

          В случае переноса даты защиты диссовет уведомляет о сроках переноса все заинтересованные стороны, в т.ч. структуру ВАК, занимающуюся размещением авторефератов докторских диссертаций на сайте.

          Если у соискателя произошли изменения, касающиеся личного листка по учету кадров (например, изменение места работы, должности и т.д.), надо ли его заменять в личном деле?

          Необходимо заменить.

         Нормативные документы, регламентирующие требования к оформлению диссертационных работ и авторефератов

          ГОСТ 7.32-2001.

          Оформление аттестационного дела соискателя, защита которого была перенесена в связи с приостановкой деятельности диссовета

          Полученные отзывы на автореферат и диссертацию соискателя действительны после возобновления деятельности диссовета и назначения новой даты защиты, если они получены до приостановки деятельности диссовета.

 

 

          10 -12 ноября 2011 г. Учебным центром подготовки руководителей Минобрнауки России проводился семинар «Совершенствование системы аттестации научных и научно-педагогических работников в ученых степенях и ученых званиях» (г. Санкт-Петербург, Пушкин).
 В работе семинара принимала участие ведущий документовед Управления по обеспечению деятельности Ученого и диссертационных советов Зайцева Татьяна Евгеньевна. 
Вниманию пользователей предлагаются вопросы, обсуждаемые в выступлениях директора Департамента научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки России Нечаевой Елены Константиновны (тел. (499) 237-58-34), заместителя директора Департамента научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки России Пахомова Сергея Ивановича (тел. (499) 237-70-84.

1. Документы, которыми необходимо руководствоваться в работе совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационный совет).


1. Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное По-становлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 475, вступило в силу 5 июля 2011 г.) (далее – Положение о степени).
2. Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций, утвержденное приказом Минобрнауки России от 9 января 2007 г. № 2 (далее – Положение о совете).
3. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России (утверждено постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 474).
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образо-вании»».
5. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».


2. Об утверждении новой редакции Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее – Положение о совете) и приведении составов советов в соответствие с новой редакцией.

Примерный срок утверждения новой редакции Положения о совете – декабрь 2011 г. В настоящее время диссертации принимаются к защите в соответствии с действующим Положением. Срок приведения состава диссертационного совета в соответствие с новой редакцией Положения будет указан в приказе Минобрнауки РФ о введении в действие этого Положения. Советы, не соответствующие новым требованиям, должны будут в течение установленно-го приказом срока привести составы в соответствие с требованиями новой редакции Положения. Деятельность советов, не выполнивших эти требования, будет приостановлена. 
В течение полугода необходимо вновь подать документы о возобновле-нии деятельности диссертационного совета с учетом указанных замечаний.


3. О возможности открытия советов в настоящее время и изменения составов действующих советов.

Рассмотрение документов по вопросам создания, возобновления дея-тельности, изменений в перечне специальностей и в составе совета временно приостанавливается до утверждения новой редакции Положения.
Ходатайство о частичных изменениях в составе совета можно направлять в Минобрнауки России , но рассматриваться оно будет после утверждения новой редакции Положения. Приказ о частичных изменениях будет опубликован в случае, если состав совета будет удовлетворять требованиям новой редакции Положения.


4. Мониторинг деятельности диссертационного совета.

Мониторинг деятельности диссертационного совета состоит в отслежива-нии всех требований по нормативным актам по отношению к диссертационно-му совету в соответствии с п. 6 Положения о совете. Проводится организацией, при которой создан диссертационный совет.



5. Заключение диссертационного совета

В новой редакции Положения придается большое значение Заключению диссертационного совета, в котором должна содержаться обоснованность принятия советом решения о присуждении ученой степени.
В соответствии с новой редакцией Положения о порядке присуждения ученых степеней Заключение диссертационного совета по докторским диссертациям необходимо заканчивать: «Диссертационный совет присуждает уче-ную степень доктора наук …». Также необходимо ссылаться на п. 7 Положения о степени при указании соответствия диссертации требованиям, предъяв-ляемым к научно-квалификационным работам.


6. Создание и поддержка сайта диссертационного совета.

В соответствии с п. 6 новой редакции Положения о совете необходимо создание и поддержка самостоятельного сайта (информационной страницы) каждого диссертационного совета отдельно. Сайт должен быть организован на сервере организации.
Вся информация, касающаяся каждого диссертационного совета, должна быть организована на одной информационной странице:
• список членов совета с указанием их научных специальностей, отрас-лей науки,
• объявления о защитах и авторефераты диссертаций,
• отчеты диссертационных советов,
• другие материалы.
Структура и содержательное наполнение сайта диссертационного совета определяется организацией, на базе которой он создан.
Минобрнауки России будут подготовлены рекомендации по организации сайтов диссертационных советов.


7. Наличие докторантуры.

Наличие докторантуры не является обязательным требованием (но желательным) для открытия диссертационного совета.   Сведения о наличии аспирантуры и докторантуры обязательно указываются в ходатайстве организации.


8. Проведение заседаний диссертационного совета в режиме «on-line».

В соответствии с п. 6 проекта Положения о совете организация, на базе которой создается диссертационный совет, должна создать условия для проведения его заеданий в режиме on-line. Наличие возможности проведения заседа-ний диссертационного совета в режиме on-line позволит через Интернет посмотреть трансляцию всем желающим. Это требование имеет рекомендательный характер, отсутствие такой возможности не является основанием для отказа в открытии диссертационного совета. В проекте нет требования on-line трансляций. Решение о проведении on-line трансляций заседания принимает диссертационный совет. В п. 6 и п. 9 проекта Положения о совете записано о проведении заседаний диссертационного совета в режиме on-line, не on-line трансляция. В ходатайстве диссертационного совета необходимо привести сведения о возможности он-лайн – трансляции.


9. Наличие в организации системы «Антиплагиат» по направлениям деятельности диссертационного совета.

Наличие в организации системы «Антиплагиат», позволяющей выявлять случаи заимствования соискателем материалов других авторов путем сопоставления текста диссертации с другими источниками системы, является пожеланием Минобрнауки России. Лицензионной версии программы «Антиплагиат» не существует. Требований и рекомендаций по ее использованию нет. Организация сама имеет право определять требования к использованию этой системы.


10. Перечень рецензируемых научных журналов и изданий.

В настоящее время Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий …, определенного ВАК, не существует. В соответствии с п. 10 Положения о степени научные результаты должны быть опубликованы в рецензируе-мых научных журналах и изданиях. Статус рецензируемого научного журнала или издания не определен, ведется работа над созданием перечня таких изданий. Соответсвующие рекомендации будут предложены ВАК.


11. Апелляции.

Вводится новый порядок рассмотрения кандидатских диссертаций, кото-рый предусматривает повышение ответственности за качество деятельности диссертационных советов. Каждое аттестационное дело будет содержать моти-вированное заключение экспертного совета ВАК, на основании которого дело может быть возвращено в диссертационный совет для рассмотрения в порядке апелляции. Два случая лишения соискателей ученой степени предполагают возможность прекращения деятельности совета на срок 3 года.


12. Если в совете одна специальность заявлена по двум отраслям науки.

В этом случае считается, что заявлено две специальности.

13. Отсутствие аккредитации аспирантуры

Отсутствие аккредитации аспирантуры не влияет на открытие и продление полномочий диссертационных советов.

15. Сайт научно-экспертного сообщества.

Информацию на сайте научно-экспертного сообщества необходимо обновлять ежегодно.





Оформление аттестационного дела соискателя ученой степени

Новые требования к оформлению аттестационного дела соискателя всту-пают в силу с момента утверждения новой редакции Положения о совете.

1. Документы, входящие в первый экземпляр аттестационного дела, представляются на электронном носителе в сканированном виде. Это предлагается в связи с электронной формой делопроизводства, которая существует в Минобрнауки России. О размещении документов на электронном носителе будет сообщено в Информационном письме Минобрнауки России.


2. Заседания диссертационного совета сопровождаются аудиовидеозаписью в случаях:
• защиты диссертаций
• рассмотрения апелляций по диссертациям
• рассмотрения диссертаций, направленных Минобрнауки России на до-полнительное заключение
• лишения (восстановления) ученой степени.

Аудиовидеозапись заседания совета фиксирует ход заседания в соответствии с порядком, определенным Положением о совете (от объявления председателем совета начала заседания до принятия заключения диссертационного совета). Формат проведения аудиовидеозаписи разрабатывается, технические характеристики аудиовидеозаписи будут описаны в Инструктивном письме Минобрнауки России.

3. О заверении документов. В соответствии с п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98(10) заверенной копией документа является копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, при-дающие ей юридическую силу. 
На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, где находится подлинный документ. Копия скрепляется подписью и печатью. В сооветствии с п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «подпись» проставляются заверительная надпись «верно», должность лица, заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения.

4. Письменное поручение председателя совета о передаче полномочий на ведение заседания заместителю председателя является внутренним норматив-ным актом организации (приказ), его форма не регламентируется Минобрнауки России.

5. Согласие официального оппонента (в письменной форме) должно хра-ниться во втором экземпляре аттестационного дела соискателя.

6. Оформление содержания диссертации должно соответствовать требова-ниям к работам, направляемым в печать, а именно межгосударственному стан-дарту ГОСТ 7.32-2001.

7. В Минобрнауки РФ представляется оригинал протокола счетной комиссии. В диссертационном совете остается либо оригинал, либо копия.

 




Версия для печати