Организация заседаний диссертационных советов - РГГУ.РУ
Организация заседаний диссертационных советов

Организация заседаний диссертационных советов

При планировании  заседаний диссертационных советов ученым секретарям советов необходимо:

  • предусматривать прием соискателей из других организаций;
     соблюдать условие первоочередности рассмотрения докторских диссертаций и диссертаций, направляемых  Минобрнауки России на дополнительное заключение;
  • на одном заседании диссертационного совета планировать защиту не более
     одной диссертации или обсуждение не более одного дополнительного заключения по диссертации, направляемой Минобрнауки России.
     количество заседаний, проводимых  в течение дня, определять  совету самостоятельно1;
  • вести графики подготовки к защите  диссертаций соискателей2 и представлять их в Управление по обеспечению деятельности Ученого и диссертационных советов (далее – Управление Ученого совета и диссоветов)3 (к. 426, тел. (499) 250-67-20 и к. 342, тел. (499) 250-67-02);

 Ученым секретарям диссертационных советов установить дни и часы приема соискателей не реже 2-х раз в месяц.

Рассмотрение диссертаций
на заседании диссертационного совета

  Ддиссертационный совет принимает кандидатскую диссертацию к защите не позднее чем через два месяца и докторскую – не позднее чем через четыре месяца со дня подачи соискателем всех необходимых документов (из п. 3.6.3 Положения о совете).

Диссертация на соискание ученой степени доктора / кандидата наук рассматривается в диссертационном совете, как правило, на трех заседаниях:

Первое заседание – совет создает комиссию по предварительному рассмотрению диссертации соискателя.

В состав комиссии входят члены совета (в РГГУ не менее трех) – специалисты по профилю диссертации. Комиссия готовит заключение по предварительному рассмотрению диссертации соискателя. В заключении отражаются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, оценка их достоверности и новизны, их значение для теории и практики, рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования, а также указывается, в соответствии с какими требованиями  п. 7 Положения о порядке присуждения ученых степеней (далее – Положение о присуждении) оценивалась диссертация.

Второе заседание – прием к защите диссертации.

Комиссия диссертационного совета знакомит членов совета с заключением по предварительному рассмотрению диссертации (как положительным, так и отрицательным).

В случае положительного заключения совет:

  • принимает диссертацию к защите;
  • назначает официальных оппонентов и ведущую организацию;
  • назначает дату защиты;
  • разрешает печатание автореферата4 на правах рукописи;
  • определяет дополнительный список рассылки автореферата5;
  • размещает на официальном сайте ВАК при Минобрнауки России объявления о защитах и авторефераты докторских и кандидатских диссертаций;
  • в необходимых случаях – принимает решение о введении в состав совета
    в установленном порядке дополнительных членов.

В каких случаях диссертационный совет
отказывает соискателю
в приеме диссертации к защите

В п. 3.6.4 Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (далее – Положение о совете) говорится о том, что диссертационный совет отказывает в приеме диссертации к защите в следующих случаях:

  • если основное содержание диссертации не соответствует ни одной из специальностей и связанной с ней отрасли науки, по которым совету предоставлено право приема диссертаций к защите;
  • при невыполнении требований к публикации основных результатов диссертации в  рецензируемых  научных журналах и изданиях6.

Если диссертационный совет не принимает диссертацию к защите, соискателю в указанные сроки предоставляется мотивированное заключение об отказе в приеме диссертации к защите и возвращаются все представленные им в совет документы.

Отрицательные отзывы и заключения по диссертации не являются препятствием для приема советом диссертации к защите.

Третье заседание – защита диссертации.

Подготовка заседания:

  • за две недели до защиты ученый секретарь готовит 2 экз. объявления о защите диссертации.

ученый секретарь совета подписывает объявления и сдает 1-й экз. – в Управление Ученого совета и диссоветов (к. 342, тел. (499) 250-67-02), 2-й экз. – в Управление по координации вузовских проектов и программ (к. 337, тел. (499) 250-66-41);

  • не позднее, чем за неделю, ученый секретарь совета оповещает членов диссертационного совета о предстоящем заседании;
  • за неделю до заседания диссертационного совета ученый секретарь совета оформляет заявку на аудиторию, в которой будет проходить заседание, заявку на аудиозапись и другие технические средства (см. сайт РГГУ, лаборатория технических средств обучения – http://ltso.rsuh.ru):

оформление заявок на аудитории

зал заседаний Ученого совета, ауд. 206, ауд. 228 «Профессорская» и ауд. 273 – к. 526, тел. (499) 250-69-75,

другие аудитории – служебная записка на имя начальника Учебного управления передается в диспетчерскую службу РГГУ (корп. 3, к. 602, тел. (499) 250-62-26).

  • за неделю до заседания диссертационного совета соискатель сдает пять экземпляров автореферата в Управление по координации вузовских проектов и программ (к. 340, тел. (499) 250-65-47) и два экземпляра – в Управление Ученого совета и диссоветов (к. 342, тел. (499) 250-67-02);
  • за неделю до заседания диссертационного совета соискатель сдает в Управление Ученого совета и диссоветов документ для организации базы данных по диссертационным советам РГГУ;
  • за день до заседания диссертационного совета ученый секретарь совета заказывает в бюро пропусков (корп. 6, тел. (499) 250-69-23) разовые пропуски или сдает на вахты (корп. 1 и корп. 6) список лиц, приглашенных на заседание диссертационного совета7;
  • к заседанию диссертационного совета по защите диссертации ученый секретарь готовит следующие документы:

повестку заседания диссертационного совета;

явочный лист членов диссертационного совета;

протокол заседания счетной комиссии;

бюллетени для тайного голосования членов диссертационного совета;

  • перед открытием заседания всем присутствующим членам совета раздается проект заключения диссертационного совета, подготовленный комиссией по предварительному рассмотрению диссертации соискателя.
  • на заседание диссертационного совета соискателями ученой степени доктора / кандидата наук представляется первый экземпляр диссертации, пять авторефератов, а соискателями ученой степени доктора наук, как правило, – монографии и публикации по теме диссертации.

Оформление аттестационных документов

После защиты диссертации в течение месяца соискатели под руководством ученого секретаря диссертационного совета готовят аттестационные документы в Минобрнауки России, Федеральное государственное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (далее – ФГНУ ЦИТиС) и Российскую государственную библиотеку (далее – РГБ).

Документы в Минобрнауки России, ФГНУ ЦИТиС и РГБ направляются ученым секретарем диссертационного совета:

в экспедицию Минобрнауки России – ежедневно, кроме субботы и воскресения, часы работы с 14.00. – 17.30 (понедельник - четверг), с 14.00 - 16.00 (пятница) тел. (495) 608-61-39,

в ФГНУ ЦИТиС и РГБ – через отделение связи (почту).

Регистрация сопроводительных писем и информационных карт диссертаций (далее – ИКД8) для ФГНУ ЦИТиС проводится в Управлении Ученого совета и диссоветов (к. 426, тел. (499) 250-67-20).

Соискатели ученой степени доктора наук готовят аттестационные документы в Минобрнауки России и ФГНУ ЦИТиС:

  • аттестационное дело и первый экземпляр диссертации направляются в экспедицию Минобрнауки России (ул. Люсиновская, 51, кабинет 104, 1 этаж);
  • обязательный бесплатный экземпляр диссертации (в несброшюрованном виде), к которому прикладывается сопроводительное письмо, экземпляр автореферата и два экземпляра ИКД9 установленного образца отправляется по почте в ФГНУ ЦИТиС (ул. Пресненский Вал, д. 19, стр. 1, Москва, Россия, 123557).

Соискатели ученой степени кандидата наук готовят аттестационные документы в Минобрнауки России, ФГНУ ЦИТиС и РГБ:

  • аттестационное дело направляется в экспедицию Минобрнауки России (ул. Люсиновская, 51, кабинет 104, 1 этаж);
  • обязательный бесплатный экземпляр диссертации (в несброшюрованном виде), к которому прикладывается сопроводительное письмо, экземпляр автореферата и два экземпляра ИКД9 установленного образца отправляется по почте в ФГНУ ЦИТиС (ул. Пресненский Вал, д. 19, стр. 1, Москва, Россия, 123557);
  • первый экземпляр диссертации, к которому прикладывается сопроводительное письмо, экземпляр автореферата и копия ИКД – в РГБ (101000 Москва, ул. Воздвиженка, 3, отдел диссертаций).

* * *

По всем вопросам работы диссертационных советов, подготовки документов соискателей, процедуре защиты ученые секретари диссертационных советов РГГУ, а при необходимости и соискатели, могут проконсультироваться в Управлении Ученого совета и диссоветов (к. 426, тел. (499) 250-67-20 и к. 342, тел. (499) 250-67-02).

Руководство диссертационных советов, в частности, ученые секретари, несут ответственность за документы соискателей ученой степени, направляемые в Минобрнауки России, ФГНУ ЦИТиС и РГБ. Несоблюдение сроков отправки личных дел и документов соискателей ведет к задержке выдачи дипломов.

Перечень документов, образующихся в деятельности
диссертационных советов и подлежащих хранению

В диссертационном совете

  • организационные документы совета (копии приказов об утверждении или частичном изменении состава диссертационного совета, сведений о членах совета и личные заявления членов совета о согласии участвовать в работе и др.)
  • вторые экземпляры аттестационных дел соискателей
  • протоколы заседаний диссертационного совета, в т.ч. организационных
  • явочные листы заседаний диссертационного совета, в т.ч. организационных
  • копии ежегодных отчетов о работе совета в Рособрнадзор, в т.ч. электронных10
  • графики подготовки к защите диссертаций соискателей

В Управлении Ученого совета и диссоветов

  • организационные документы совета (приказы об утверждении или частичном изменении состава диссертационного совета, сведения о членах совета и др.)
  • копии ежегодных отчетов о работе диссертационных советов РГГУ в Минобрнауки России, в т.ч. электронных.
  • библиотека авторефератов диссертаций, защищенных в диссертационных советах РГГУ
  • копии ИКД с отметкой из ФГНУ ЦИТиС о сдаче диссертаций, защищенных в диссертационных советах РГГУ
  • документы для организации базы данных по диссертационным советам (с 1991 г. по настоящее время)11.

[1] Нумерация протоколов заседаний диссертационных советов ведется с начала календарного года. Каждое заседание оформляется отдельным номером протокола. В протокол также включаются вопросы по предварительному рассмотрению диссертации: о создании комиссии совета для подготовки заключения по диссертации и о приеме к защите. Если на заседании рассматриваются вопросы, касающиеся только создания комиссии и (или) приема к защите диссертации, это заседание также оформляется отдельным протоколом со своим порядковым номером.

[2]  График включает сведения о соискателе, диссертации и основных этапах прохождения документов в период подготовки к защите диссертации и до отправки аттестационного дела в Минобрнауки России.

[3] В соответствии с п. 2.1 Положения об Управлении по обеспечению деятельности Ученого и диссертационных советов одной из основных задач Управления является «Организация, руководство и координация документационного обеспечения деятельности … диссертационных советов».

[4]  Если соискатель – докторант, аспирант или сотрудник РГГУ, печатание автореферата (80 экз. – для докторской диссертации и 70 экз. – для кандидатской) производится из средств университета, заказ оформляется ученым секретарем диссертационного совета и подписывается у проректора по научной работе РГГУ, оборот титульного листа автореферата подписывается ученым секретарем диссертационного совета.  

[5] В список рассылки включаются диссертационные советы по профилю диссертации, заинтересованные организации, ведущие ученые, специалисты.

[6] Из п. 10 Положения о присуждении – результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном  рецензируемом научном журнале или издании.
Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в не менее чем десяти работах, изданных в рецензируемых научных журналах или изданиях (из консультаций с членами экспертных советов ВАК).  

[7] Членам диссертационного совета, не являющимся сотрудниками РГГУ, ученый секретарь совета оформляет пропуски в университет на текущий календарный год.

[8] ИКД заполняется только в режиме on-line на сайте ФГНУ ЦИТиС.

[9] Первый экземпляр ИКД подписывается проректором по научной работе и председателем совета, заверяется гербовой печатью РГГУ, с оформленного экземпляра снимаются копии с оборотом для ФГНУ ЦИТиС, Минобрнауки России, РГБ и ученого секретаря университета. В ФГНУ ЦИТиС направляется первый экземпляр ИКД и копия.

[10] По окончании календарного года диссертационные советы в двухнедельный срок представляют в Минобрнауки России отчеты о работе за год.

[11] Документы для организации базы данных представляются соискателями в Управление Ученого совета и диссоветов в распечатанном и электронном виде.




Версия для печати