Анонсы - РГГУ.РУ
Анонсы
kentavr_banner_025.jpg

Гость проекта – автор книги “В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры” (Новое литературное обозрении) Ирина Каспэ– предлагает рассматривать утопию как своего рода секулярное трансцендентное, категорию, которая позволяет понять, как поднимались экзистенциальные вопросы, как разрешались кризисы мотивации, целеполагания, страха смерти в посттоталитарном, изоляционистском и декларативно секулярном позднесоветском обществе. Мы поговорим о том, как утопическое входит в жизнь человека и начинает определять смыслы его повседневного существования? Каковы механизмы рецепции утопического и что именно позволяет понять о позднесоветском обществе разговор в терминах “утопии” и “утопического видения”? И, наконец, о том, сохраняется ли эта “компенсаторная” роль утопии в обществе постсоветском?


  • Ирина Каспэ - кандидат культурологии, независимый исследователь, автор книги «В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры»;
  • Александр Марков - Факультет истории искусств РГГУ.

Модератор - Евгения Вежлян (Воробьева) - Центр новейшей русской литературы РГГУ

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч “Среда на Чаянова”, который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта – обсуждение – поверх дисциплинарных и цеховых барьеров – трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Регистрация

Страница мероприятия в FB



Прошедшие мероприятия


kentavr_banner_022.jpg

12 октября на второй встрече курса “Введение в чтение Лакана” обсудим текст “Функция и поле речи и языка в психоанализе”, известный также как “Римская речь” (доклад был зачитан в 1953 году на Римском конгрессе романоязычных психоаналитиков).

Этот программный для Лакана текст обозначил разногласия философа и его соратников с IPA (МПА, Международной психоаналитической ассоциацией), сформулировав новые ориентиры в момент острых разногласий внутри французской психоаналитической группы.

Пожалуй, центральный лейтмотив текста задан в его начале: “всякая речь требует себе ответа”. Помогая разобраться, что это за ответ в случае психоанализа, Лакан настойчиво проводит в “Римской речи” различие между воображаемым и символическим регистрами психоаналитического опыта – иначе говоря, между Эго и субъектом бессознательного, – и указывает, что без этого различия психоаналитик рискует затеряться в нарциссических миражах пациента – и упустит возможность подступиться к вопросу о его желании. Вопрос о различии символического и воображаемого будет одним из центральных для учения Лакана 50-х годов.

Также в “Римской речи” Лакан делает психоанализу прививку философией Гегеля – при помощи гегелевской оптики предлагает пересмотреть вопросы об интерсубъективности в психоанализе, о позиции аналитика, о желании признания, о смерти.

В занятии участвуют:

  • Inga Metreveli - психоаналитик, член Новой Лакановской Школы и ВПА, PhD по психоанализу (университет Париж 8);
  • Глеб Напреенко (Gleb Napreenko) - психоаналитик; искусствовед, автор (вместе с Александрой Новоженовой) книги “Эпизоды модернизма”;
  • Олег Никифоров (Oleg Nikiforov) - кандидат философских наук, издатель семинаров Лакана на русском языке, координатор проекта Letterra.org;
  • Михаил Страхов (Mikael Strakhov) - психоаналитик, член Всемирной психоаналитической ассоциации.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_024.jpg

Гуманитарные среды на Чаянова. «Повороты» в теории гуманитарного знания: к чему ведут и как происходят?
10 октября, среда, 19.00

На «повороты» в теории гуманитарного знания можно смотреть как на серию конкретных событий в гуманитарной методологии второй половины ХХ века. Можно воспринимать тематику «поворотов» как приглашение задуматься о стабильности, динамике, кризисах и самих принципах существования научного канона – будь то в методологии гуманитарных дисциплин, в преподавании, в книгоиздании и т.д. Наконец, повороты могут происходить не только «в индустрии» различных гуманитарных дисциплин, но и «в головах» многих читателей, способных из «правоверных» историков, филологов и философов становиться «реформаторами» или даже «ересиархами». Отправной точкой в нашем обсуждении «поворотов» станет книга Дорис Бахманн-Медик «Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре» (Новое литературное обозрение, 2017; первое издание – 2006).

Участники обсуждения:

  • Галина Зверева – доктор исторических наук, профессор, декан Факультета культурологи РГГУ, член Ученого совета РГГУ;
  • Андрей Павлов – научный редактор перевода.

От проекта «Гуманитарные среды на Чаянова»* во встрече принимают участие:

  • Евгения Воробьева (Вежлян) - Центр новейшей русской литературы РГГУ;
  • Александр Марков - Факультет истории искусства РГГУ.

Модератор - Аркадий Перлов - директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур» Факультета культурологи РГГУ http://www.rsuh.ru/vshek/ , доцент МУНЦ ВШЕК.

*О проекте: встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч «Среда на Чаянова», который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта - обсуждение - поверх дисциплинарных и цеховых барьеров - трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_023.jpg

9 октября в книжной лавке «У Кентавра» пройдет презентация книги Алекса Громова «СССР. Мифы, фейки, парадоксы» (издательство «Икс-Хистори»)

Это сборник зарисовок, посвященных известным события или личностям советского времени.

Автор исходит из идеи, что СССР был очень разным в разные периоды своего существования. История его была, безусловно, выдающейся.

Но помимо этого, история СССР обросла огромным количеством позитивных и негативных мифов. И новые мифы все время складываются. Восприятие события могло быть сильно преувеличенным (в ту или другую сторону) по сравнению с реальной историей.

Цель Алекса Громова состоит в том, чтобы обратиться к первоисточникам и поставить идеализированную (в смысле не восторженную, а в платоновском) историю Советской державы на почву реальных фактов.

В обсуждении книги участвует два спикера (не считая слушателей):

  • Алекс Громов – автор книги, известный историк, писатель, радиоведущий. Автор документальных исследований, посвященных выдающимся военачальникам Великой Отечественной войны и ее почти безвестным героям, государственным деятелям недавнего и весьма далекого прошлого, а также основанных на органичном сочетании исторической правды с художественным вымыслом повестей и рассказов, вошедших в сборники «Империум», «Милитариум», «Историкум» и другие;
  • @Ольга Шатохина – редактор книги;
  • Константин Залесский — российский историк, журналист, автор большого числа работ, главным образом биографических справочников. Многочисленные публикации 2000-х годов по истории Третьего Рейха выходили с его участием: он был либо их редактором, либо автором предисловия, либо рекомендовал их к печати, либо был инициатором издания и т. д. В 2013 году стали издаваться мемуары военачальников Третьего рейха, откомментированные и отредактированные Константином Залесским, снабжённые аннотированным указателем и предисловием.

kentavr_banner_021.jpg

Совместно с книжной лавкой "У Кентавра", издательством "Ад Маргинем" и курсом ХПМТ РГГУ запускаем серию экспериментальных ридинг-групп по теории и истории современного искусства.

Последние несколько лет развития современного искусства в российских институциях указывают на растущую значимость культурной медиации. Становится важным не только само произведение искусства и способы его презентации, но и присутствие этого произведения в дискурсивном пространстве интерпретаций, которое расширилось и фрагментировалось в постцифровой ситуации. Роль медиаторов, экскурсий и обсуждений близка проблеме интерфейса, играющего роль навигации в массиве больших данных. Однако зачастую модели этих интерфейсов разрабатываются в отрыве от их пользователей: посетителям выставок предлагается система знания, разработанная вне самой ситуации встречи с искусством. При этом, тексты об искусстве зачастую выступают как внешние к ситуации искусства инструменты, непроницаемые для критики. Создавая формат экспериментальных ридинг-группп, мы хотели бы не применять обсуждаемые тексты к полю искусства, а напротив, расщеплять и критиковать их, критически ориентируясь в знании, которое они предлагают. Выработанная в искусстве традиция медиум-рефлексивности сегодня позволяет понимать чтение и обсуждение в контексте, в определенной телесной, идеологической и общественной ситуации.

Идея экспериментальных ридинг-групп заключается в том, чтобы по ходу взаимодействия с текстами переопределить формат коллективного чтения, сформулировать собственную карту чтения и навигации по миру современного искусства и способ его интерпретации. В качестве отправной точки мы возьмем текст Бориса Гройса "В потоке", касающийся проблем искусства в эпоху интернета. Совместно мы решим, как его читать, какой темп обсуждения выбрать и сколько встреч для этого потребуется. Сам формат чтения и комментирования будет постоянно ставиться под вопрос и изменятся исходя из специфики текстов и желаний участников. Из этой установки можно выделить максиму – знание рождается изнутри ситуации, а не накладывается на ситуацию извне. Интерес к современному искусству должен вырабатывать для себя подходящие способы познания, а не заимствовать готовые формы из академического дискурса.

Модератор: Борис Клюшников – философ, историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства #РГГУ, Института "База" и Школы Родченко.

Ридинг-группы будут проходить каждый понедельник в 19.00 в книжной лавке "У Кентавра".

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_020.jpg

5 октября 2018 года - презентация книги Дмитрия Олеговича Швидковского «От мегалита до мегаполиса: Очерки истории архитектуры и градостроительства», которая состоится в книжной лавке «У кентавра», по адресу: РГГУ, Миусская площадь, д. 6, корп. 6.

Способна ли архитектура не нарушать гармонию природы? Что важнее в произведении зодчества: «полет» души или техническое совершенство? О чём и каким образом архитектура способна «говорить»? К какому типу относится русская архитектура — к восточному или западному? Эти и другие вопросы мы обсудим на презентации. Вы услышите о наиболее важных и интересных эпохах архитектуры, памятниках, выдающихся мастерах. Стоунхендж и Рим, Париж и Лондон, Москва и Звенигород, Барселона и Чикаго — вот ключевые точки, сквозь которые ведет читателя повествование.

Дмитрий Швидковский — доктор искусствоведения, историк архитектуры, ректор Московского архитектурного института.


kentavr_banner_017.jpg
kentavr_banner_019.jpg
kentavr_banner_018.jpg
kentavr_banner_016.jpg
kentavr_banner_015.jpg
kentavr_banner_014.jpg
kentavr_banner_013.jpg
kentavr_banner_012.jpg
kentavr_banner_011.jpg
kentavr_banner_010.jpg
kentavr_banner_009.jpg
kentavr_banner_008.jpg
kentavr_banner_007.jpg
kentavr-banner-006.jpg
banners12.jpgkentavr_banner_003.jpg kentavr_banner_003.jpg
kentavr_banner_002.jpg
kentavr_banner_001.jpg



Версия для печати