Плетнев Александр

Плетнев Александр

На брудершафт с журналистикой

Работа Александра Плетнева, наверное, мечта каждого. Он редактор журнала о вине, путешествиях и просто хорошей жизни. Здесь нет места скандалам, расследованиям, критике. Александр поделился с нами своим опытом журналистской деятельности и дал совет, как же найти свое место под солнцем.

Первый вопрос, наверное, будет банальным: что для Вас журналистика?

Это, правда, достаточно общий вопрос. Я работал во многих местах, часто по нескольку месяцев – это короткие сроки. Первое место, в котором я работаю довольно-таки долго (в декабре будет 2 года) - журнал Simple Wine News.


Сложно говорить, что есть журналистика в общем понимании этого слова. Издание, в котором я работаю, это очень узкоспециализированный журнал, эногастрономическое издание: вино, еда, путешествия. То есть больше развлекательное издание, в котором мы не пишем о каких-то моральных устоях, ценностях, никого не разоблачаем, не компрометируем. У нас все достаточно свободно, просто, интересно и для народа. Поэтому я, честно, затрудняюсь ответить на этот вопрос. Для меня журналистика в данный момент - это моя работа, то, чем я занимаюсь. Неважно пусть это будет РИА Новости или редакция журнала про алкоголь. Это мой стиль жизни, моя работа.

Вы сказали, что работаете здесь уже два года, в то время как в других изданиях работали лишь по несколько месяцев. То есть вам интереснее издание с узкой направленностью?

На самом деле нет. Просто где-то я проходил практику. Был на Россия 2, на НТВ. Но это меня не цепляло, хотя и были перспективы остаться. Я ими не воспользовался. Потому что там мне неинтересно, не нравится работать. Программа «Очная ставка» – самый трэш, который есть на НТВ, с трупами и расчлененкой. Это я терпеть не мог, и понятно почему.

Вы решили работать в более позитивном издании…

Я решил работать, где нашел вакансию, честно говоря. Изначально, просто нашел работу, а потом втянулся. Я попробовал, прошел собеседование, конкурс, и у меня получилось. И вот я здесь.

Вы работаете не корреспондентом, а редактором?

Я редактор. Но у нас все редакторы пишущие. Все пишут и редактируют тексты.

Если бы у Вас был шанс что-то исправить в студенческие годы, Вы бы это сделали?

У меня был шанс исправить оценки. На втором курсе я получил тройку у Бойкова. Я решил, что надо точно пересдать. На третьем курсе понял, что не буду этого делать. Тогда я подумал: «Ну, ладно, будет у меня одна тройка, ничего страшного». Я на красный диплом не претендовал ни в коей мере. Ну, ладно уж, что там…

Как более опытный журналист, скажите, что важнее в этой профессии: талант или эрудированность?

У нас, по сути, работают люди, которые не являются журналистами по образованию. Они отличные специалисты в своем деле. Знают, изучают, пробуют, но при этом они пишут. В данном деле именно нужно знать, а чтобы грамотно написать, можно набить руку. Большинство журналистов, с которыми я общался – не журналисты по образованию.

А вам обучение на журналиста во многом помогло?

Конечно, помогло. Это высшее гуманитарное образование, практически филологическое. Это хороший кругозор, базовое знание литературы, основ, например, телевизионного процесса съемок (что мне когда-то помогло). В данном случае у меня слишком узкая тема, чтобы что-то пригодилось. У меня не фото-, теле- или радиожурналистика. Но, конечно, образование - это отличная база для будущей деятельности.

Есть ли у Вас понимание, что это - Ваше, что Вы заняли свое место под солнцем?

Я еще не уверен, мое ли это точно место. Но я же здесь еще, это что-то значит.

То есть журналистика для Вас и профессия, и хобби? Вы этим занимаетесь, потому что Вам это нравится, а не из-за диплома журналиста?

Да, мне нравится здесь работать. Я работаю в таком издании, с такими продуктами, что мне еще все друзья завидуют. Ни у кого на работе не стоит в переговорке ящик с вином, никто не может просто пойти и открыть бутылку. У нас всех на столах стоят бокалы, это как экипировка.

Какие ошибки Вы совершали в своей журналистской деятельности?

Один раз на Эхо Москвы я писал подводку. И небезызвестный господин Плющев, ведущий на Эхо Москвы, решил проверить, что ему читать. Открывает текст, а там моя подводка, в которой написано, что началась война в Северной Осетии. Он начал громко кричать, топать ногами, говорить, какой дебил это написал, кто ему такое сказал. Я признался, что это я, показал ссылку на Интерфакс. Плющев немного смилостивился после этого. Это нигде не было объявлено, ему могли по шапке надавать. Он мог бы в эфире одной из самых транслируемых радиостанций России сообщить: «в Осетии война»… Никто не говорил, а Эхо Москвы сказало. Проблема была бы.

У Вас богатый опыт работы в разных сферах: и на радио, и на телевидении, и в издательстве. Есть ли какая-то специфика в каждой сфере, какие-то запретные темы?

Я не сталкивался с тем, чтобы мне говорили, что о чем-то лучше умолчать. Например, Россия 2 – канал не политический, то есть у меня вместо Путина, условно выражаясь, «Битва экстрасенсов», которые расследуют убийства. Политики ноль. Все было достаточно просто. На Радио Свободы делал репортажи в программу «Поверх барьеров» - культурологическая программа. На Эхо Москвы я вел программу об опере, был соведущим. То есть я всегда старался говорить исключительно на темы, которые мне интересны.

Есть ли у Вас жизненное кредо? Какие-то журналистские принципы?

Не могу сказать, что у меня есть какое-то четко выраженное кредо. В данной своей работе я не сталкиваюсь с необходимостью что-то преступать, не пытаюсь себя заткнуть.

Вы нашли свою зону комфорта?

Да, все комфортно. Если что-то не нравится, можешь обсудить это с главным редактором. Ты доведешь свою точку зрения, он доведет свою. Где-то найдете точки соприкосновения. Все лояльно, все можно обсудить.

Какие рекомендации Вы можете дать нам, первокурсникам?

Надо учиться хорошо. Читайте литературу, обязательно. Важно пытаться развиваться уже во время учебы, с самого первого дня. Я начал что-то делать с первого курса: попал на Радио Свободы. У меня с первого курса накапливались выпуски, аудиозаписи. Коллеги понимали, что я первокурсник, и много от меня не требовали. Нужно начинать хоть какую-нибудь ерунду пописывать в газетенку. И уже к четвертому курсу будет хорошее резюме. Голого человека, без резюме, портфолио, не возьмут в хорошие места.

Акимова Екатерина

Алексеева Дарина



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru