Георгий Подгорный

Георгий Подгорный

«Ваша цель номер один – как можно больше прикалываться»

Выпускник журфака РГГУ – об учебе на факультете, футбольной команде и выбором между карьерой журналиста и литейщика.

Почему ты решил поступать именно на журфак?

Это было весьма спонтанное решение, которое нетипично для других студентов, поступающих на факультет журналистики. До весны одиннадцатого класса мне было абсолютно все равно, куда идти, потому что я не знал, чем я буду заниматься. У меня была четкая установка, что высшее образование никак влияет на то, какой будет твоя профессия. Мне было абсолютно все равно, куда поступать, и я чуть было не пошел в МАТИ на литейщика, потому что у института со школой были какие-то связи, и у нас это явно пиарилось. Слава Богу, я так не сделал и спонтанно решил готовиться к поступлению на журфак. Готовился абы как, быстро подтянул литературу. Было очень сложно, но тем не менее. Сначала я пошел в МГУ и написал там вступительный экзамен. Он состоял из двух частей: сочинение и собеседование. К МГУ я готовился только по газетам, старался быть в курсе того, что на повестке дня, и пару раз написал тексты, которые посмотрели знающие люди. Волей судеб я набрал 98 баллов из 100 возможных.


Я пришел в РГГУ на вступительный экзамен. На конкурсе было более пятисот человек. Могу ошибаться в цифрах, но сдали экзамен, то есть набрали больше проходного балла человек 20-30, и я оказался одним из них. Ни разу не жалел. В общем, вот так, случайно, я решил поступать на журфак. Сказал: «Почему бы нет?». У меня родители – телевизионщики: можно попробовать себя в этой стезе и пойти по протоптанной дорожке.

Когда ты поступил и влился в эту среду, ты представлял, кем ты станешь в будущем?

Абсолютно нет. Наверное, я даже сейчас не представляю, кем я буду. Да, я занимаюсь тем, что мне нравится, но три первых года на журфаке даже не думал что-либо писать. Я писал то, что требовалось для учебы, но не более. Никогда не думал, что стану пишущим журналистом. Я думал, что буду больше заниматься монтажом видео, графикой – с тем, что не связано с прямой деятельностью журналиста, потому что это было мне ближе. Тем не менее, звезды так повернулись, что у меня получается писать, получается неплохо.

У каждого бывшего студента есть преподаватель, о котором он вспоминает с улыбкой. Кто был любимым у тебя?

Это сложный вопрос: когда ты находишься в процессе обучения, ты по большей части многих уважаешь. Впоследствии воспоминания начинают романтизироваться. Я хочу сказать огромное спасибо своему научному руководителю по дипломной работе Нине Владимировне Ростовой. Она со мной воевала три года: я был крайне опасным студентом, который подставлял ее буквально на каждой курсовой, за что мне очень стыдно. Мы вместе вымучили диплом, и если бы не она, я бы, наверное, до сих пор учился. Макарова Наталья Яковлевна – прекраснейший человек, к которому я испытываю огромное уважение. Она стала деканом, когда я уже перешел на пятый курс. Она – фантастический руководитель и потрясающе знает свое дело, большая ей честь и поклон.

Очень многие преподаватели имеют большой профессиональный стаж, который незаменим в плане того, чтобы его перенимать. Я выделил двух людей, которые для меня сыграли решающую роль на этом факультете. Тем не менее, огромное спасибо всем преподавателям, которые старались, бились за каждого студента с мечом и ножом.

Можешь рассказать о своей первой практике?

Я никогда не проходил практику по распределению, я всегда проходил ее по индивидуальному запросу. Первая практика была на «НТВ». Я не писал, а занимался оперативной графикой для программы «Сегодня», которая выходит с трехчасовым шагом и должна быть наполнена какой-то визуальной картинкой, например, динамичной графикой. В основном это все было для деловых новостей: графики, котировки, слайды, минимальная анимация. Вторая практика, по-моему, там же проходила. Но потом я от этих дел отошел.

Как сотрудники «НТВ» относились к тебе как к практиканту?

К практикантам всегда относятся так, что это нужно самому студенту. Если тебе действительно что-то нужно, ты должен добиваться своего. Когда ты приходишь на практику, за тобой никто никогда не будет бегать, говорить «что-то так-то, что-то где-то». Либо ты делаешь все сразу, либо ты никому не нужен.

Нужно всегда соображать, быть хитрым, воспитывать в себе здоровый снобизм, постоянно выкручиваться и что-то придумывать. Ты должен отдавать себе отчет в том, что сам по себе вот такой красивый и прекрасный ты никому не нужен. Либо ты представляешь собой что-то, либо нет. А если тебе не интересно, то лучше не тратить время. На любой практике можно подойти и сказать: «Я не хочу тратить ваше время, можно вы подпишете мне бумажку, и я уйду?». Это будет возможно в 90% случаев. Но если ты хочешь понимать, чем ты будешь заниматься дальше, то без этого никак не обойтись. Тут да варианта: либо ты после окончания университета отводишь четыре или пять лет на практики, но выхлопа от этого будет ноль, либо ты что-то пытаешься сделать еще во время учебы, чтобы после пятого курса не оказаться на улице.

Ты попадаешь из школы в университет. Переходный период, когда еще думаешь, поступите ли на определенный факультет или нет, когда находишься в подвешенном состоянии. Нервозность: боже, что я буду делать дальше? И потом, после пятого курса, если ты сразу не попал на работу, ты начинаешь метаться, бегать туда-сюда. И нигде не берут, все не складывается, все долго затягивается. Это морально изматывает.

Работал ли ты на СТК?

Да, на первом курсе. Я тогда ничего не хотел писать и был в роли оператора. На мой взгляд, получалось неплохо в плане монтажа.

Опыт, полученный на СТК, помог тебе в дальнейшей жизни?

Подводя итоги пятилетней учебы на журфаке, отмечу, что есть три четко выделенных направления, которые необходимы для того, чтобы человек состоялся как специалист в той или иной области.

Первое – это набор фундаментальных предметов, которые будут составлять в будущем ваш багаж знаний. К этому нельзя относиться легкомысленно. Это будет сложно, это будет нудно, это порой будет казаться совсем бесполезным. Это, в принципе, ваш бэкграунд, который будет наполнять сознание и мысли на протяжении всей дальнейшей жизни. Если в школе задача учителей – научить учиться, то в ВУЗе задача ваших преподавателей – научить думать и мыслить. Никто за вами здесь бегать не будет. Учитель должен учить. Преподаватель должен преподносить информацию, а взять эту информацию, выучить и осознать – это уже ваша задача. Она лежит на ваших плечах целиком и полностью.

Второй момент, на чем можно сделать акцент учебы на журфаке, – это практические предметы. По сути, неизвестно, чем вы займетесь после того, как закончите свое обучение здесь, но важно то, что это набор практических предметов, которые, возможно, не будут иметь никакой связи с реальностью. Но ваша цель номер один – как можно больше прикалываться. Прикалываться на профессиональные темы. Потому что, возможно, потом, в дальнейшей деятельности у вас это не получится. Что я имею в виду под словом «прикалываться»? Прикалываться – делать неординарные ходы. Пускай они будут глупые, пускай они будут какими-то очень непрофессиональными, но нужно сделать это сейчас, чтобы потом не наступать на эти грабли. Чтобы потом уже ясно понимать: «Ага, я когда-то уже это делал и вижу, к чему это привело. Вижу, что такие-то ошибки делали мои коллеги. Я этого сейчас делать не буду». Это называется «набить руку». Ваша задача здесь, на СТК, в частности разных практических заданий – это наошибаться, пробовать. Не получается? Пробовать снова. И всегда относиться к этому с юмором, а не как к чему-то серьезному. Да, это, безусловно, серьезно, но вы должны ко всему подходить с юмором, потому что если вы будете делать чопорные материалы и дико неинтересные вещи уже сейчас, тогда грош вам цена. Поэтому здесь задача не сделать что-то, потому что мне так сказали, а сделать так, чтобы вам самим было интересно. Если вам это не интересно – просто не делайте.

И третий момент – это некоторая часть предметов, которые я и сейчас не понимаю, зачем нужны в программе обучения. Но даже эти страдания к чему-то ведут. Вы потом скажете: «Да, я это знаю!» Случайные знания, которые вы получаете, всё равно когда-нибудь пригодятся. Будь то в общении с кем-то, будь то в деловых отношениях и так далее.

На СТК я работал один год, и это тоже была такая практика, которая давала развитие творческому потенциалу, были пробы, были неудачные моменты. А вообще, круто, что есть такая вещь на факультете, как студенческий телеканал, потому что сразу приходить на практику без знаний того, что можно получить на СТК – это большой провал. А так вы понимаете, как правильно расставлять склейки, чтобы материал был смотрибельным. Вы пробуете делать первые озвучки, у вас уже есть такие предметы, как орфоэпия, техника речи. Это очень сложный предмет: кажется, что взять текст и прочесть его – это очень просто. На самом деле нет. Кажется, что взять камеру и наснимать кучу планов – это легко, но нет, это тоже трудно. Кажется, легко смонтировать это всё просто на ура, раз-раз и всё готово – нет, и это тяжело. Это долгий процесс, особенно на первых порах. Потом, возможно, вы будете клепать это всё один за одним и всё будет нормально.

Если отойти от темы обучения, я знаю, что ты какое-то время играл в сборной по футболу ФЖ в роли крайнего защитника…

«Крайнего» - это правильно, да, я был крайним.

На журфаке традиционно дефицит мальчиков. Как вы набирали состав? Как вам удавалось это?

За это огромное спасибо Коле Новгородскому. Он пришел на наш факультет, не соврать, на третьем или втором курсе, честно, не помню, нужно у него спросить. И он сразу загорелся мыслью собрать команду ФЖ. Когда Коля загорается какой-то мыслью, у него получается все шикарно. Он сделал невозможное. Я сначала не верил в эту задумку, но Коля – очень пробивной человек: он реализовал просто с нуля то, чего на факультете никогда не было. Он собрал классную команду, которая, да, поначалу буксовала. Но, тем не менее, он смог не только организовать это, но и воспитать командный дух, сплотить некоторых ребят между факультетами, что тоже тогда отсутствовало. Мальчиков хватило. С трудом, без замен, но изначально команда собралась. Пускай она была провальная, пускай ничего не получалось, мы играли, мягко говоря, плохо. К примеру, я играл под номером одиннадцать. Я сам себе выбрал этот номер лишь потому, что это характеризовало мои две прямые, деревянные ноги, которые бегали по полю. Я сразу понимал свой уровень игры в футбол и не собирался его завышать. Я честно говорил: «Ребята, я не футболист».

Сейчас я уже давным-давно не играю за команду по понятным причинам: пришли более крутые ребята, они как команда начинают набирать серьезный оборот, занимают какие-то места, все уже не просто так. А тогда это был такой энтузиазм: «Да, мы приехали сегодня, чтобы хорошо провести время». Всегда было очень забавно, как проходили летучки. Команда собралась, серьезно обсуждает, что будет делать, а потом выходит на поле и делает… ничего. Я первые раза два поучаствовал в этом, а потом понял, что, ребята, да… До успеха нам как до Пекина на бровях ползти.

Зато сейчас ты уже совсем взрослый, закончивший университет. Легко ли было найти работу после окончания журфака РГГУ?

Это была осень четвертого курса, я проходил практику на канале «Россия-24» в экономической редакции новостей. Это были очень жесткие четыре месяца до того, как меня взяли на работу. Я был зелен, юн, не разбирался в этом всём ни капли. Моих знаний было полторы книжки по экономике, и я реально не представлял поначалу, что от меня требуется. Я там стажировался и на продюсера, и на редактора, и на корреспондента, ездил на всевозможные съемки, делал какие-то минимальные материалы и так далее. Я пришел туда постажироваться, а потом просто решил добиться работы. Потом меня взяли, посадили в бригаду и я начал работать на таком уровне, когда ошибаться нельзя. Потому что когда ты работаешь под эфир, когда у тебя ежечасные выпуски, да еще какой-то аврал по новостям, то и два выпуска в час – это очень сложно. Очень нервно писать под красную строку, когда уже ведущий сидит в кадре, а ты дописываешь какую-то подводку, которая будет через десять, девять, восемь, семь... Неспокойно готовить прямое включение. Представьте: включаются новости, у корреспондента уже должна быть какая-то подготовленная картинка, под которую он включается, несколько синхронов и других вещей. Порой нужно подготовить пять минут, отслушать получасовую «колбасу» и из нее что-то выбрать. Это нужно делать быстро, оперативно, это приходит с опытом. Когда ты работаешь уже за деньги, когда тебя уже взяли, у тебя нет права на ошибку. Если ты ошибся или что-то там не успел, а это вышло в прямой эфир, то страдает твоя репутация. Первый косяк, второй, третий… Это всё складывается в копилку, а потом тебе говорят: «Ну, друг, как-то ты не тянешь». Работа серьезная, но интересная.

Мы работаем неделя через неделю, это двенадцатичасовые смены. Готовим ежечасовой выпуск экономики, пишем сюжеты, которые будут в середине часа. Мы полностью формируем выпуск, готовим какие-то сюжеты, пишем параллельно работу, много других форматов. Сейчас у нас последний выпуск в 22.30 – большой, объединяющий события дня. Пятнадцать минут абсолютно свежей информации, которая должна быть предоставлена в интертеймент видео. Интертеймент – это когда вы представляете информацию в менее развлекательной манере. Написание сюжетов, каких-то своих авторских вещей, под которыми ты представляешься и за которые несешь полную ответственность, потому что твоё имя стоит в конце: «Георгий Подгорный. Вести».

Иногда в области журналистики работают те, кто не заканчивал журфак. Было ли тебе проще начинать, в отличие от них?

Не знаю, потому что когда я приходил на телевидение, у меня уже было четкое понятие того, что я уже здесь что-то знаю, понимаю и умею. Я часто участвовал в каких-то процессах, связанных с телевизионными продуктами. Способ подготовки, реализация – я наблюдал, как это делается со стороны, но уже примерно представлял, что к чему. Да, вы можете сказать «Я закончил журфак», но вы должны набраться опыта, багаж знаний. Все, обо всем, всегда и в любое время, чтобы голова всегда работала и хитрость, хитрость, хитрость. И умение договариваться. Но хитрость заключается не в том, чтобы кого-то обмануть, а в том, чтобы выкрутиться из любой сложной ситуации не в ущерб другим коллегам, а в отношении позитивного производства твоей работы.

Лутовинова Инна

Воробьев Кирилл



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru