ЖУРНАЛИСТИКА ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛИСТА: Екатерина Чуковская

6 октября 2011 года мастер-класс для студентов факультета журналистики провела не просто журналист, а заместитель министра культуры РФ Екатерина Эдуардовна Чуковская. Тема мастер-класс бесспорно актуальна и значима: «Авторское право и СМИ».

Екатерина Чуковская 3

Авторское право – это часть гражданского права. Оно охраняет результаты творческой деятельности (чем на факультете журналистики и занимаются). В России, к сожалению, всего две статьи гражданского кодекса посвящены защите произведений. Но авторское право действует только в том случае, когда творчество – основная работа человека. Например, режиссеры, журналисты, художники и поэты обладают этим исключительным правом. Разъясняла нам Чуковская и сложные вопросы, связанные с заказной работой: авторское право охраняет все результаты телевизионной деятельности, выраженные в объективной форме. Значит, что произведение не должно быть аморфным, оно должно быть или картиной, или статьей, или постановкой. Тогда-то и возникает авторское право. Формы его также различны. Право бывает письменное (буквы, ноты, азбука Морзе). 

Так, пока Сергей Александрович Соловьев снимал фильм - все было прекрасно ровно до того, когда надо было сдавать партитуру. Он сдал какие-то листы с солнышками и коньками-горбунками, но даже эти каракули защищались авторским правом. И вторая форма права – устная. Это речи, записи, публичные исполнения. Значит ли это, что любой наш монолог можно считать защищенной неприкосновенной собственностью? Только в том случае, когда речь услышало большое количество людей. Такая форма была утверждена в связи с воровством джазовой импровизации. Но не только книги, да картины могут быть защищены. Закон говорит, что список открыт. Можно придумать и другие жанры, формы, способы проявления творческого потенциала, то есть куча мусора с глазами, как пример креатива, будет защищена авторским правом. А как быть, если это ледяная скульптура или произведение из песка, сделанное тибетским монахом? Авторское право будет действовать независимо от достоинства предмета. «Охраняются и шедевры Сальвадора Дали, и мои каракули. История потом рассудит, что останется в памяти, а что выкинут. Неважно и кому посвящено произведение, только тем, кто выращивает фиолетовые гладиолусы, или только студентам РГГУ», - объяснила Екатерина Чуковская.

Екатерина Чуковская 4

Но бывают ситуации, когда авторское право охраняет, а другие правовые отрасли преследуют. Порнография, произведение, в котором раскрыты личные и семейные тайны – все это может быть объектом для суда. Кроме того, обнародованные произведения охраняются меньше, чем необнародованные. Это происходит потому, что когда произведение обнародовано, тогда его можно использовать для удовлетворения личных потребностей. «Я могу прочитать книгу и мне не нужно обращаться за согласием к автору, чтобы дать почитать страницу мужу», - шутила Екатерина Чуковская. Цитаты тоже можно использовать в неограниченном количестве.

Без согласия автора произведение можно использовать лишь в официальных целях, при совершении культовых обрядов, при создании пародий и карикатур, а также при адаптационной работе с людьми с ограниченными возможностями.

Если в кадр случайно попал памятник Пушкину, то не надо обращаться к создателям скульпторы, чтобы утвердить фильм.

А вот что делать, если в кадр попал человек? Оказывается, снимать людей без их согласия можно, только очень осторожно. Во-первых, если такая съемка в интересах общества или государства. Во-вторых, если человека случайно сняли во время массового мероприятия. Наконец, если гражданин позировал на камеру за оплату.

Что нужно сделать, чтобы получить такие нужные авторские права? Чтобы получить его в США, нужно зарегистрировать произведение и отдать эталонную копию в особый орган. Чтобы получить авторское право в России, нужно сделать всего одно действие – создать произведение.

Екатерина Чуковская 2

Теории у авторского права нет. Одни теоретики говорят, что авторское право похоже на естественную монополию. Другие – что авторское право похоже на право собственности. Третьи говорят, что законы авторского права произнес еще Тарас Бульба: «Я тебя породил – я тебя и убью!» Теории нет, а развивается авторское право очень стремительно. Наверное, одно мы знаем точно. Авторское право – поиск баланса между публикой и автором, который пишет для этой публики. И часто этот баланс расшатывается. Вместе с интернетом возникла и мысль, что можно пренебречь авторскими правами, так как это распространение знаний. Ведь право на доступ к информации у всех разное. У журналиста один доступ, у простых граждан абсолютно другой. Пожалуй, авторское право базируется на простом библейском принципе: «Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Ведь плагиат сурово наказывается.

Текст: Анастасия Арсеньева, факультет журналистики, 1 курс

Фото и видео: Валерий Скиба, лаборатория массовых коммуникаций РГГУ 



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru