Журналистика глазами журналиста: Елена Вартанова

19 октября 2011 года стены 528 аудитории готовы были разойтись по швам. Студентов собралось столько, будто это была премьера в театре, а не обычный спецкурс. Ребята с первого по пятый курс с интересом ждали встречи с Вартановой Еленой Леонидовной, деканом факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Елена Вартанова 1

Место, где мы учимся, называется Институт массмедиа, а Елена Леонидовна преподает на факультете журналистики. Декан несколько раз акцентировала на этом факте внимание, хотя казалось, что разницы никакой нет. А оказывается, разница большая.

«Журналистика и СМИ синонимы или антонимы?» - спросила нас Елена Леонидовна. И сама же объяснила нам, что до 1991 года журналистика оставалась центральной профессией массмедиа, но сегодня мы яснее понимаем, что все больше и больше разводим понятия «журналистика» и «массмедиа». Они находятся в тесных отношениях, но перестали заменять друг друга. Хотя мы понимаем что СМИ – это информация и средства. Значит, средства и есть сообщение? Или нет? Газета была одновременно и средство, и содержание. И телевизионные программы мы смотрели исключительно по телевизору. А сегодня? Текст рассматривается лишь, как термин «содержание». Журналистика – это прежде всего классический текст. Но только ли журналистикой ограничиваются СМИ? Старые СМИ – очень тесная связка между контентом и распространением. Да, мы читаем газету он-лайн, но даже там есть ссылки на то, какая и где она была издана. Бумага – не один из типов каналов, однако контент из газет и журналов более привязан к каналу распространения. Так телевидение привязано к милому ящику в углу. Хотя сейчас программы уже без больших потерь для качества контента можно смотреть по интернету. Они хорошо выглядят и на голубом экране, и на цветном мониторе.

Елена Вартанова 5

Когда мы говорим про новые медиа, надо заметить то, что они повторяют особенности старого медиа. В Голландии, например, есть специальное «мыльные оперы» для мобильных телефонов, которые лишь дублируют телевизионный эфир. Телефон – не СМИ, но средство для получение контента.

Могут ли СМИ измениться? А журналистика? И да и нет. Это определенный технологический институт, который одновременно несколько норм. Сегодня, по мнению, Елены Леонидовны, у журналистики есть четыре основные функции журналистики.

Первая – информационное обеспечение функционирования политической сферы. Так как у нас в стране царствует демократия, этот пункт очень важен. Как общество может пойти на выборы без СМИ? А никак. Люди не пойдут на выборы, если не будут знать кандидатов. Правда, голосуют сейчас не за партию, а за людей, за их харизму, коммуникацию, имидж. Таким образом, СМИ - это связь между политиками и людьми.

Вторая функция – информационное обеспечение функционирования экономической сферы. Именно благодаря ей люди начинают понимать, что такое рынок, что внутри него происходит. Слово реклама – тоже ключевой момент. В каком капитализме живет мир? Во-первых, в глобальном, во-вторых, в потребительском. Конечно, не всегда правильно расставляются акценты в обществе потребления. Это связано с тем, что люди не имеют полного представлении о товарах и услугах. Тут СМИ превратились в очень специфическую область – работают на рынок товаров и создают медиа контент. Мы же, потребители, свои деньги и время как раз и обмениваем на этот медиа контент. В результате возникает сложная экономическая система.

Третья – удовлетворение культурных потребностей общества. Массовая культура - это ведь часть национальной культуры. Она живет на телевидении. Конструируя образы, ценности СМИ начинают удовлетворять и культуру. Эту концепцию можно описать всего одной меткой фразой первого директора ВВС, Джона Райта: «Информировать, просвещать, развлекать». Таким образом, СМИ становится важнейшим инструментом. Вы послушаете друзей и посмотрите «Travel Chanel». И вы не поедете в Турцию, а оправитесь именно туда, куда посоветовал этот канал.

И последняя функция – формирование идентичности и интеграции общества. В нашей огромной стране было 11 – стало 9, но все равно очень много, часовых поясов, множество разных наций. Что же нас связывает? История, паспорт, рубль? Нет – наш язык. Русский язык – это вещь, которая связывает нас крепче всего. А где живет русский язык? Ответ однозначен – в СМИ.

Елена Вартанова 4

Был человек умелый. Есть человек разумный. А мы с вами, по мнению Елены Леонидовны – люди медийные. То есть члены общества, бытие которых определяется и в значительной степени формируется содержанием СМИ как продуктом. Сегодняшний человек, где бы он ни жил, все больше и больше зависит от медиа. От нас с вами, получается!

Конечно, мы не могли не обойти такую животрепещущую тему, как «интерненет». А именно особую коммуникационную среду, которая притягивает к себе все больше и больше людей. Для некоторых – это уже место жизни. Мы ходим по дорогам – мы правила соблюдаем? А когда мы приходим в интернет – там нет правил. Вы помните, что интернет начинался как проект технарей, которые негативно относились и к коммерческому развитию интернета? Это были хакеры, пионеры интернета. У этих людей были два негласных правила: свобода слова и отсутствие коммерции. А случилось по-другому. Однако идея саморегулирования оказалась очень плодотворной. Нужно ли интернету регулирование? Мы не можем сказать, что ему этого не нужно. Другой вопрос, есть ли там зоны, которые не поддаются саморегулированию. И этот вопрос так и остается вопросом.

Елена Вартанова 2

Можно было предположить, что такой теоретик, как Елена Леонидова, не признает глянцевых журналов. Оказывается, она не только признает их существование, но и читает глянец, связанный с дизайном, свободным временем, кулинарией. А сейчас Вартанова читает уже не журналы, а книгу «Высокая мода», которая таки рассказывает про глянцевый мир, жестокий и беспощадный.

Текст: Анастасия Арсеньева, факультет журналистики, 1 курс

Фото и видео: Валерий Скиба, лаборатория массовых коммуникаций РГГУ



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru