Гуманитарные чтения РГГУ в 2014 году
Гуманитарные чтения РГГУ в 2014 году
14.04.2014

Гуманитарные чтения РГГУ в 2014 году

С 28 марта по 2 апреля проводился седьмой Международный Научный форум «Гуманитарные чтения РГГУ – 2014»


28 марта – 2 апреля 2014 г. состоялся Седьмой Международный научный форум «Гуманитарные чтения РГГУ – 2014» – «Наука и образование в современном информационном обществе: миссия гуманитарного университета».

В соответствии со сложившейся и оправдавшей себя традицией Гуманитарные чтения РГГУ – 2014 проводились по четырем основным направлениям:

1. Теория и методология гуманитарного знания.

2. Общественные функции гуманитарных и социальных наук.

3. Россиеведение.

4. Гуманитарное знание и образование.

Идеей, объединившей всех участников форума, как бы далеко они не расходились в постановке и разрешении занимающих их разнообразных исследовательских проблем, являлась миссия и судьба гуманитарного университета в современную информационную эпоху как исследовательского университета, в котором наука - главное содержание деятельности.

Именно наука обеспечивает передачу обучающимся универсальных знаний, формирует у них потребность в исследовательской работе. Свобода творческого исследовательского выбора, являясь условием приобретения индивидуальных знаний, умений и навыков, определяет социальные установки и развивает ответственность за производство духовных и культурных ценностей и историческое наследие.

Гуманитарное научное сообщество было представлено на форуме многочисленными исследователями практически всех областей социального и гуманитарного знания – философии, истории, экономики, права, филологии, лингвистики, политологии, культурологии, музееведения, журналистики, документоведения и архивоведения.

     

В частности, среди участников форума были ученые из научно-исследовательских институтов:

– Института научной информации по общественным наукам РАН, Института проблем информатики РАН, Института всеобщей истории РАН, Института российской истории РАН, Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН; Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации; Института востоковедения РАН, Института экономики РАН, Института языкознания РАН, Института прикладной математики им М.В. Келдыша, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им Д.С. Лихачева, Института философии РАН, Института социально-политических исследований РАН, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, Таганрогского государственного педагогического института им А.П.Чехова;

– университетов – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Пермского государственного национального исследовательского университета, Московского государственного лингвистического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Уральского государственного университета, Волгоградского государственного университета, Уфимского государственного технического университета, Бурятского государственного университета, Ижевского государственного технического университета им М.Т. Калашникова, Тюменского государственного нефтегазового университета, Московского государственного технического университета гражданской авиации, Саратовского государственного технического университета им. Ю.А.Гагарина, Воронежского государственного педагогического университета, Пензенского государственного университета, Брянского государственного технического университета, Нижегородского государственного педагогического университета им К.Минина, Нижегородского государственного университета им Н.И.Лобачевского, Кубанского государственного университета;

- академий – Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Воронежский филиал), Российской международной академии туризма, Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии;

– музеев – Государственного исторического музея; Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.

Зарубежные участники форума: посол Ирландии в Российской Федерации Оун О’Лири; Боттино Дидье (CNRS, Chargé de Recherches, UMR 7114 MoDyCo, Université Paris Ouest, Франция); Сандер Эммануэль (Université Paris-8, Франция); С.Т.Золян (Институт перспективных гуманитарных исследований и технологий, Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова (Москва), Институт философии Национальной академии наук Республики Армения (Ереван)); А.А.Долин (Университет Акита, Япония); Сибуя Юриэ (Токийский университет, Япония); А.А.Толстогузов (Университет Аомори, Япония); Ю.В.Осадча (Киев, Украина); Ю.Д.Михайлова (Университет Хиросима, Япония); А.А.Федорова (Университет Киото, Япония); И.В.Мельникова (Университет Досися, Япония); Е.А.Батова (Университет Осло, Норвегия); Д.В.Кольцова (Харьковская академия дизайна, Украина); Ева Рунау (Центр гуманитарных исследований Мюнхенского университета), М.В.Бирюкова (Харьковский политехнический институт, Украина), А.Боровски (Щецинский университет, Польша), Ж.Стасенюк (Щецинский университет, Польша) и др.

На форуме 2014 г. все институты, учебно-научные и научно-исследовательские центры, факультеты и кафедры РГГУ в том или ином формате представили как локальные, конкретные, так и масштабные проекты и результаты своей научно-исследовательской деятельности.

В целом, в форуме «Гуманитарные чтения» приняли участие свыше 1000 студентов, аспирантов, магистрантов, профессоров, научных сотрудников. Результаты своей научной работы представили в РГГУ ученые из свыше 60 институтов РАН, университетов, научных центров Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Иркутска, Ижевска, Волгограда, Уфы, Улан-Удэ, Воронежа, Тюмени, Саратова, Элисты, Пензы, Брянска, Нижнего Новгорода, Краснодара, Таганрога, а также более 30 иностранных гостей.

     

Подготовка к Гуманитарным чтениям началась за несколько месяцев до открытия форума. Одним из наиболее ярких мероприятий стала XVI международная конференция «История и культура Японии», прошедшая 17-19 февраля. Конференция с 1998 г. регулярно проводится Институтом восточных культур и античности и неизменно привлекает внимание японистов как России, так и других стран.

Изучение Дальнего Востока (Китая, Японии, Южной и Северной Кореи) –перспективное направление современного востоковедения. Отечественное востоковедение немало преуспело в изучении этих стран. Конференция «История и культура Японии» - значимое российское мероприятие, посвященное японистике.

В конференции приняло участие около 200 человек. Было заслушано 65 докладов; в обсуждении приняли участие 14 ученых из Японии, Норвегии, Украины.

Проведение в 2014 г. в России Года культуры, года истинного просветительства, обращения к культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали, предопределило одну из тем первого пленарного заседания Гуманитарных чтений РГГУ – 2014: «Архивы без границ: вызовы информационного общества».

Изменения в деятельности архивов - информационного ресурса и связанные с ним изменения в составе общекультурных категорий информационного общества стали предметом обсуждения состоявшегося заседания. Современное информационное общество, внедрение новых информационных технологий и расширение глобального архивно-информационного пространства поставило перед архивами новые вызовы и вопросы, ответы на которые необходимо искать научному сообществу. С докладом «Архивы и культура информационного общества» выступила д-р ист. наук, завкафедрой истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ проф. Т.И.Хорхордина.

В докладе подчеркнуто, что в результате процесса стремительного увеличения производства и распространения всех видов общественной и социально значимой информации на первый план выходит определяющая роль культуры, а тем более архивов как систематизированной в документальных фондах памяти человечества. Создание и деятельность архивов рассматривается как один из способов сохранения и приумножения культурного наследия нации, их неповторимой самоценности, и одновременно как часть общечеловеческого движения от хаоса и господства разрушительных инстинктов к разумному порядку, духовности и созиданию. В этом контексте отношение к судьбам архивов выступает как существенный критерий культурного развития нации, характера и уровня ее самосознания.

В докладе поставлены вопросы, особенно актуальные для становления информационного общества: информационной безопасности и защиты государственной и личной тайны; уникальности цифрового документального объекта информации; жизненного цикла электронных документов; защиты интеллектуальной собственности; изменение сознание пользователя, что стало заметно после появления Интернета, когда нередко границы между внутренней и внешней памятью в значительной степени условны, комплементарны, взаимопроникаемы и др.

В обсуждении доклада приняли участие руководители федеральных архивов и Архива РАН. Состоялась и своеобразная презентация результатов деятельности в условиях становления информационного общества»

Директор РГАФД, канд. ист. наук В.А. Коляда поделился с парадоксальным наблюдением: первичное информационное пространство возникло в начале XX в. с появлением граммофонной индустрии и созданием мирового рынка грамзаписи. Распространение аудиодокументов является событием общеисторического значения, так как законсервированная в одной точке звуковая информация может быть востребована пользователем в любой точке этого пространства в любое последующее время. Конечно, современное общество ставит перед архивом, хранящим аудиовизуальные документы новые вызовы. Так, по мере расширения информационных технологий работы с аудиодокументами требуются новые подходы к носителю информации и к информации, размещенной на новых носителях. В.А.Коляда сообщил о методах работы РГАФД в сфере применения новых информационных технологий при обеспечении сохранности документов, создания многоуровневой системы НСА и т.д.

Н.А. Стрижкова, руководитель отдела архивных коммуникаций РГАЛИ, рассказала о создание электронной системы научно-справочного аппарата архива. РГАЛИ был одним из первых федеральных архивов, издавшим электронный путеводитель на CD-rom, куда вошли все ранее опубликованные выпуски путеводителя по РГАЛИ с 1951 по 1998 гг., а также справочник по рассекреченным документам 1993 г. с полным описанием фондов, содержащих 1 млн. ед. хранения. Информация о документах была дополнена портретами и биографиями фондообразователей и справками об истории органов управления и учреждений культуры

Была представлена и комплексная автоматизированная информационная система «КАИСА-АРХИВ», обладающая гибкой, настраиваемой структурой БД, что позволяет легко создавать новые информационные объекты с заданными свойствами и возможностями поддержками НСА. Продемонстрированы уникальные документы по истории мировой и отечественной культуры, хранящиеся в Архиве.

Зам. директора РГАКФД Р.М. Моисеева рассказала об истории архива и системе его научно-справочного аппарата. Был показан фильм, посвященный многоплановой и разносторонней деятельности архива и хранящихся в нем уникальных кино-фото- и видеодокументах.

Директор РГАЭ, канд. ист. наук Е.А. Тюрина поделилась сведениями о документах, хранящихся в архиве, о выставках документов с использованием новейших информационных технологий: «История денежных реформ в России. XVI-XX вв.», «Чудо света» (к 85-летию принятия плана ГОЭЛРО), «Заповедное дело в России и Республике Беларусь. Конец XIX-начало XXI вв.», о международных научных конференциях, инициированных архивистами РГАЭ – «Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в оценках XXI века», «Единая Европа: Прошлое и Настоящее экономической интеграции», круглые столы: «Экономика Победы» ( к юбилею Победы СССР в Великой Отечественной войне).

Директор Архива РАН, канд. ист. наук В.Ю. Афиани сообщил о работе по информатизации архива. Еще на рубеже двух веков Архив РАН совместно с Институтом проблем передачи информации РАН развернул работу по формированию баз данных о персональном составе Академии наук с 1724 г. В соответствии с целевой программой «Информатизация научных учреждений РАН» Архив РАН разместил на web-портале РАН оцифрованные описи и документы фондов известных российских ученых. На сайте архива размещен раздел «Информационная система», содержащий списки фондов и реестр описей архива и его филиала в Санкт-Петербурге, а также электронный каталог. В.Ю. Афиани были представлены уникальные исторические документы по истории науки и выдающихся российских ученых, хранящиеся в архиве.

В обсуждении проблематики деятельности архивов в условиях становления информационного общества принял участие С.С. Илизаров, докт. ист. наук, проф., зав. отделом историографии и источниковедения истории науки и техники Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, зав. кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов ИАИ РГГУ. Он рассказал о традициях и новаторстве в информационной работе архивов с точки зрения пользователя архивов.

     IMG_0908.jpg

С презентацией выставки «”Воплощение мечты”. И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцов: Содружество ученого и мецената», рассказом о ее содержании и творческой работе по ее подготовке выступила канд. искусствоведения, научн. сотрудник-хранитель ГМИИ им. А.С.Пушкина, зав. отделом ГМИИ в РГГУ «Учебный художественный музей им. Ивана Владимировича Цветаева» Н.В.Лаврентьевна. Выставка проходит в залах Музейного центра РГГУ, пользуется успехом и вызывает большой интерес у студентов и научной общественности.

Проблематика докладов на пленарных заседаниях тесно связана с направленностью и содержанием научных конференций и круглых столов, носящих локальный характер, но фактически развивающих многие фундаментальные проблемы, выносимые на широкое обсуждение.

В то же время оргкомитет в процессе формирования программы форума исходил из целесообразности свободной, не стесненной формальными рамками, постановки вопросов, занимающих научно-педагогическое сообщество университета и сотрудничающих с ним научных организаций и учреждений.

Многие конференции и круглые столы, организованные институтами, факультетами, кафедрами, которые проходят в рамках Гуманитарных чтений, стали традиционными, с ярко выраженными особенностями проблематики и состава участников.

Среди них:

· IX «Старостинские чтения» по сравнительно-историческому языкознанию (Институт восточных культур и античности);

· VI «Миусские античные посиделки»: «Религии античного Средиземноморья: свои и чужие боги» (Институт восточных культур и античности);

· «Гаспаровские чтения» (ИВГИ и ИВКА РГГУ совместно с Институтом лингвистики РГГУ);

· XIV Чаяновские чтения: «Экономика города: новые уровни развития» (Экономический факультет РГГУ, Институт экономики, управления и права РГГУ);

· XV теоретико-методологическая конференция «Интеллигенция: естественнонаучные, социальные и гуманитарные знания на пути интеграции» (Социологический факультет РГГУ);

· XXVI международная научная конференция памяти С.О.Шмидта: «Вспомогательные и специальные науки истории в XX – начале ХХI в.: призвание, творчество, общественное служение историка» (Высшая школа источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института);

· «Муромцевские чтения»: XIV международная научная конференция: «Язык и логика закона и права» (Институт экономики, управления и права РГГУ, юридический факультет);

· V международная конференция «Советский дискурс в современной культуре. Советские 80-е» (Русская антропологическая школа РГГУ совместно с Институтом литературы им. Т.Шевченко НАН Украины).

В дни международного форума состоялась XV международная теоретико-методологическая конференция «Интеллигенция: естественнонаучные, социальные и гуманитарные знания на пути интеграции». В работе конференции приняли участие более 170 человек: преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов из 30 вузов и академических институтов Российской Федерации, а также специалистов из Беларуси, Казахстана, Украины, Узбекистана и Польши.

Пленарное заседание открыл чл.-кор. РАН, декан социологического факультета РГГУ Ж.Т.Тощенко. Выступили: профессор Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, д-р физико-математических наук Г.Г.Малинецкий с докладом «Самоорганизация и междисциплинарные идеи в социологии»; главный научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, д-р культурологии Д.Н. Замятин с докладом «Постгеография: новые грани научного знания»; руководитель Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ, главный научный сотрудник, зав. сектором интеллектуальных информационных систем Отдела теоретических и прикладных проблем информатики Отделения научных исследований по проблемам информатики ВИНИТИ РАН, д-р технических наук В.К.Финн (тема выступления «Методы искусственного интеллекта как средства междисциплинарных исследований и предмет междисциплинарных образовательных программ»); чл.-кор. РАН, главный научный сотрудник Сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, д-р философских наук Б.Г.Юдин (тема выступления «Биоэтика пограничных зон человеческого существования»); профессор РГГУ, д-р социологических наук Л.Н.Вдовиченко с докладом «Расширение возможностей исследования политической сферы с помощью новых технологий»; профессор РГГУ, ведущий сотрудник Института социологии РАН, д-р социологических наук Г.Г.Татарова с докладом «Когерентность интеграционных процессов как условие повышения качества эмпирических исследований в России».

     

Работа конференции продолжилась в рамках двух сессий: «Междисциплинарность в научных исследованиях: теория, методология и практика реализации» и «Междисциплинарность в образовании: опыт и перспективы». На заседаниях секций были обсуждены проблемы социологических исследований человеческого капитала, борьбы с коррупцией, новых технологий изучения Интернета и др.

Научно-практическая часть конференции завершилась обсуждением на круглом столе «Социально-научное знание в сфере управления». Наибольший интерес участников вызвала проблема применения знаний социологии управления для повышения эффективности управления в вузах на примере РГГУ.

В ходе конференции были представлены доклады специалистов в области социологии, философии, математики, географии, экологии и других наук о возможностях обогащения и практики применения междисциплинарного подхода, использовании общих и особенных методов при проведении исследований, имеющих комплексный характер. Обсуждались возникающие методологические трудности и риски при проведении исследований, требующих совместных усилий представителей различных наук, а также даны рекомендации по их проведению. Особое внимание было уделено социологическим исследованиям междисциплинарного характера, их современному состоянию и наиболее перспективным направлениям.

Материалы конференции опубликованы в сборнике «Интеллигенция: естественнонаучные, социальные и гуманитарные знания на пути интеграции» (М.: РГГУ, 2014. 502 с.).

Научно-исследовательское и образовательное пространство форума отличалась высоким интеллектуальным напряжением, предельным разнообразием выносимых на обсуждение проблем, осознанным и последовательным применением междисциплинарных подходов, ярко выраженной антропологической направленностью, вниманием к процессам глобализации в условиях информационного общества.

Центральная тема представляемых на форуме антропологических исследований, социальных, культурных, визуальных – тема памяти.

Памяти, индивидуальной и социальной, в контексте интеграции подходов гуманитарного и естественно-математического типов знания; памяти в границах прошлого и в условиях презентистского режима историчности; памяти и воздействия фактора семейной политики на семейно-генеалогическую идентичность в сетевом сообществе; памяти в рамках визуально-антропологических исследований; трансформации исторической памяти в литературе.

Содержательная направленность социо-антропологических исследований ориентирована на этнические, межпоколенческие, межрегиональные, международные проблемы городов. Результаты полевых исследований в необычных местах подтверждают поистине безграничные перспективы антропологии.

Эти перспективы были реализованы и в одном из ведущих направлений форума – Россиеведении, в котором центральное место заняла тема типологии личности в России, представленная докладами и сообщениями о типологических характеристиках авторов древней Руси, фаворитах XVIII в., романтической личности в политической культуре XIX в., спорах о сверхличном и надличном в начале ХХ в., рационалистической личности как проблеме науки, преломлении социальных катастроф ХХ в. в личности и творчестве историка.

Актуальные проблемы российской истории и современности, и шире, россиеведения, рассматриваются как на глобальном («Россия на пересечении пространств и эпох»), так региональном и локальном уровнях. Доклады и выступления участников форума объединяют проблемы историко-культурного и экономического потенциала России, социальной политики в регионах Российской Федерации, социального проектирования в контексте молодежных инициатив, России между нацией и субцивилизацией.

Представлен опыт реализации междисциплинарного проекта «”Путь из варяг в греки”» и Смоленская земля».

На форуме широко представлены международные специализации, история отдельных стран и в целом всемирная история – античность, история доколумбовых цивилизаций, история и культура Японии, Индии, Нидерландов, Германии, Ирландии. Запланировано обсуждение актуальных вопросов развития международного права на основе нерушимости принципов.

Ряд представленных на форуме докладов и сообщений имеет отчетливую историко-политологическую направленность. В частности, в методологическом аспекте рассматривается прошлое как политический ресурс.

Проблемы культурологии, истории культуры и искусства, музейного дела рассматриваются в различных аспектах и ракурсах во многих докладах и сообщениях на конференциях и круглых столах форума. Особое место занимает специальное обсуждение роли гуманитарных наук в современной культуре и тема мультикультурности (реалии, проблемы, перспективы)

Среди конкретных исследований этого направления – историческая динамика и межкультурная рецепция перевода, советский дискурс в современной культуре, семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным сценарием и личным чувством. История современного русского искусства исследуется в контексте мирового художественного процесса и связи с образовательной практикой. Актуальные проблемы изучения кино также увязываются с феноменами современного искусства. «Музей и национальное наследие: история и современность» – тема одной из научно-практических конференций, представленных на форуме.

     

Ведущее направление Гуманитарных чтений «Гуманитарные науки и образование» (модератор – Г.И. Зверева, д-р ист. наук, проф., завкафедрой истории и теории культуры РГГУ, руководитель отделения социокультурных исследований РГГУ) объединило ученых, исследующих, с одной стороны, роль гуманитария-профессионала в университете и обществе, эффекты взаимодействия современного гуманитарного знания и университетских образовательных практик; и, с другой, представляющих различные модели междисциплинарного взаимодействия в современной системе гуманитарного университетского образования, процессы институализации гуманитарного знания в российских и германских университетах, новые проекты (в частности, экологической истории) для гуманитарного университета, опыты новой парадигмы преподавания родного языка в школе.

Исследователи, выступившие с докладами в рамках направления «Гуманитарные науки и образование» стремились определить характер взаимосвязей, которые складываются в процессе деятельности гуманитариев-профессионалов в университетской среде и социальных коммуникациях. В заседании участвовали 55 человек, заслушано 7 докладов, в обсуждении которых приняли участие 15 человек.

Выступившие участники пленарного заседания поставили перед собой задачи:

· обсудить проблемы реализации идеи междисциплинарности в дисциплинарно-ориентированном гуманитарном университетском образовании;

· выявить проблемные вопросы, связанные с историей формирования специализированного гуманитарного знания в системе университетского образования и его современными трансформациями;

· рассмотреть специфику взаимодействия гуманитариев-профессионалов с внепрофессиональной социально-культурной средой на публичных медийных и образовательных платформах;

· показать особенности образовательной и просветительной работы гуманитария в публичной сфере.

Доклады фокусировались вокруг трех основных тем.

1. Теоретические и конкретно-научные аспекты междисциплинарной академической деятельности в гуманитарном университете:

· Воробьева Ольга Владимировна, канд. ист. наук, руководитель Центра сравнительной истории и теории цивилизаций ИВИ РАН. «Модели междисциплинарного взаимодействия в современной системе гуманитарного университетского образования».

· Дурновцев Валерий Иванович, д-р ист. наук, проф., и.о. завкафедрой источниковедения Высшей школы ИВСИД РГГУ. «Экологическая история как проект для гуманитарного университета».

2. Концепции и практики университетского гуманитарного образования в культурно-исторических контекстах Западной Европы и России XIX – XX вв.:

· Вишленкова Елена Анатольевна, д-р ист. наук, проф., замдиректора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ-ВШЭ. «Институционализация гуманитарного знания в российских университетах XIX в.».

· Ростиславлева Наталья Васильевна, д-р ист. наук, проф., директор Российско-германского учебно-научного центра РГГУ. «Университетское образование в Германии XIX – начала XXI в.: инновационные прорывы и плен традиций».

3. Формы и содержание деятельности гуманитариев-профессионалов во внепрофессиональной публичной сфере:

· Штейнман Мария Александровна, канд. филол. наук, доц., кафедры теории и практики общественных связей ФИПП ИАИ РГГУ. «Персональная профессиональная коммуникация во внепрофессиональной среде: опыт представления гуманитарного знания на электронном портале «Постнаука».

· Гиндин Сергей Иосифович, канд. филол. наук, доц., завкафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ. «Качества речи и приоритеты лингвистического просвещения».

· Зверева Галина Ивановна, д-р ист. наук, проф., завкафедрой истории и теории культуры, руководитель отделения социокультурных исследований РГГУ. «Современное гуманитарное знание и университетские образовательные практики: эффекты взаимодействия».

Участники работы секции сосредоточили преимущественное внимание на глобальных изменениях, происходящих в современном гуманитарном знании и гуманитарных науках, обращая особое внимание на качественные сдвиги в современных способах производства специализированного и обыденного, внепрофессионального знания, а также на многообразие форм и технологий его представления, распространения и использования.

В ходе дискуссии были высказаны мнения о том, что осознание интеллектуалами-гуманитариями ответственности за происходящие изменения в науке и обществе побуждает к поиску новых способов взаимодействия с «внешней» медиатизированной средой и публичной сферой, выработке новых форматов социальной трансляции идей, которые производятся в академических сообществах.

Современный университет расширяет социально-культурную и просветительно-образовательную роль, выполняя функцию «места встречи» гуманитарной науки и внепрофессионального гуманитарного знания, транслируемого в публичной и частной сферах повседневной жизни. Такая позиция требует от гуманитариев усложнения самого объекта изучения, повышенного внимания к взаимодействию «высокого» политического языка с «низовыми» речевыми практиками в публицистических печатных и цифровых изданиях, массовой литературе, интернет-ресурсах и социальных сетях.

Параллельно с этой проблематикой философский факультет представил тему круглого стола «Философия и гуманитарные науки». На другой площадке форума обсуждались проблематики когнитивного многообразия в гуманитарных науках, в том числе интерпретации истории в контексте когнитивного многообразия; креативности в лексиконе в аспекте когнитивного многообразия; цивилизационных ограничений на когнитивное многообразие языков; многообразия нисходящих процессов обработки информации в человеческом познании.

Одна из неизменно актуальных, содержательно насыщенных и дискуссионных проблем, неизменно интересующих исследователей в ходе Гуманитарных чтений РГГУ – перспективы интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний. В этот раз на первый план выдвинулись философские основания информационного подхода к ее разрешению.

Пленарное заседание по направлению «Интеграция гуманитарных и естественнонаучных знаний: информационные подходы» завершилось выездным методологическим семинаром ИНИОН РАН и ИПИ РАН, посвященном теме «Библиотека и гуманитарные исследования в информационном обществе». Было заслушано восемь докладов, причем, ни один из них не остался без внимания, вызвав не менее трех десятков вопросов и отдельные комментарии.

В заседании приняли участие представители шести научных и учебных организаций страны - философы, историки, политологи, лингвисты, архивисты, представители технических наук.

Все восемь докладов фокусировались на четырех проблемах. Первая - это поиск общих для гуманитарных наук интеграторов, которые позволили бы выработать общую методологию гуманитарного знания и преодолеть его фрагментарность. Участники заседания познакомились с промежуточными результатами большого коллективного проекта ИНИОН, нацеленного на поиск органонов, которые могли бы объединить рассмотрение предметных областей разного гуманитарного знания и познавательных способностей человека. Эти органоны-интеграторы участники проекта увидели в семиотике, компаративистике, морфологии, когнитивистике и математике, вызвав справедливое замечание о необходимости их дополнения по меньшей мере информационным компонентом.

Вторая проблема, вызвавшая оживленную дискуссию, оказалась связанной с результатами исследования роли прошлого в современной политике. Участникам заседания были предложены оригинальные и убедительные типологии использования прошлого как своего рода необходимого атрибута политического манипулирования современными общественными процессами, в котором присутствует не только точное историческое знание, но и конкурирующие друг с другом исторические мифы, активно участвующие в конструировании коллективной памяти о прошлом. Была даже высказана мысль о наличии в современных обществах «исторической политики» - не в смысле оценки какой-либо особой значимости происходящего, а в смысле активного конструирования прошлого в угоду определенных политических сил и их пристрастий.

Третья проблема, вернее даже блок проблем, поднятая на заседании, была связана с рассмотрением информации как преимущественно феномена общественного, социального явления и ее трансформацией в документ, с попытками определения самого понятия «документ». И надо сказать, что среди участников заседания эти вопросы не встретили сколько-нибудь единодушных ответов.

Первое - это попытка разобраться в системе материя - сознание - информация. Ход рассуждений в одном из докладов был приблизительно таков. Если информация - производное не только сознания, но и материи, то основной вопрос философии сегодня можно определить как отношение материи и информации. Эти и другие рассуждения дают пищу для многих эмпирических размышлений применительно к таким депозитариям исторической памяти как архивы, библиотеки и музеи и связанным с ними науками архивоведением, книговедением и музееведением.

Весьма привлекательной выглядела высказанная на заседании в ряде докладов идея амбивалентной сущности информации как неразрывного единства материального и идеального. По существу, это перевернутое определение документа в широком смысле его понимания как носителя с закрепленной на нем информацией, имеющей определенный смысл.

«Библиотека и гуманитарные исследования в информационном обществе» – тема выездного семинара ИПИ РАН и ИНИОН РАН «Методологические проблемы наук об информации», проводимого в рамках Гуманитарных чтений.

Сфера библиографии и библиотечного дела как сфера социокультурной деятельности и область социальных институтов в ходе естественного развития своей проблематики и своих теоретических подходов вышла на использование понятия «информация». Пройдя этап теоретического анализа понятий «документа» и «книги», исследования процессов чтения, взаимодействия автора и читателя, в последние десятилетия теоретические исследования в сфере библиографии и библиотечного дела основываются на применении информационного подхода в парадигме социальной коммуникации.

Гуманитарные исследования в цифровую эпоху: методы, технологии, ресурсы; цифровое наследие культуры: системный анализ и современные технологии; гуманитарные аспекты тотальной дигитализации социума; электронные документы: теория, практика, образование; опыт представления гуманитарного знания на электронном портале «Постнаука» – эти и другие проблемы гуманитарного знания в условиях информационного общества представлены как стержневые на многих площадках форума.

Возможности сетевого доступа к огромным распределенным массивам баз данных, текстов, оцифрованных книг и журналов, изобразительных материалов, исторических карт, использование современных методов и технологий обработки данных, компьютерного моделирования исторических процессов, виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия и географических информационных систем открывают перспективы для постановки новых исследовательских задач и организации научных исследований на новом уровне.

Современное понимание информационного обеспечения гуманитарных исследований не сводится только к оцифровке и электронной публикации источников в Интернете – информационное обеспечение может включать методические, технологические, программные, вычислительные, обучающие компоненты, предоставляемые пользователям в интерактивном режиме.

Нередко на форуме поднимался вопрос о разработке концепции новой информационной среды гуманитарных исследований с распределенными ресурсами, доступными посредством сетевых коммуникаций, которую можно назвать e-Humanities по аналогии с получившей распространение в естественных науках концепцией e-Science (electronic science).

Будущее России в пространстве информационного общества прямо или косвенно прогнозируется в ходе многих научных мероприятий Гуманитарных чтений. Некоторые представленные проекты носят отчетливо дискуссионный характер и безусловную прогностическую направленность.

Понятия «информационного общества» и «общества знаний» родились в лоне науки в качестве метафор, отражавших объективные изменения в социальной структуре развитых стран мира. В дальнейшем они стали использоваться не только в научном смысле, но и в качестве идеологических конструктов, задающих образы желаемого будущего. В 1990–2000-е гг. странам, составляющим ядро техногенной цивилизации, удалось на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) реализовать проект построения глобальной информационной инфраструктуры. При помощи влиятельных политических институтов на выгодных для себя условиях в этот проект были вовлечены все остальные государства. Повторение этого сценария ждет Россию. Материально-техническим базисом будущих изменений станет дальнейшее перерастание ИКТ в технологии нового типа - конвергентные нано-био-инфо-когно-социогуманитарные (НБИКС)-технологии. На идеологическом уровне такой переход будет описываться как объективная необходимость движения от «Информационного общества» к «Обществу знаний».

Вызовы современной цивилизации обусловили обсуждение в рамках ведущего направления Гуманитарных чтений РГГУ-2014 «Общественные функции гуманитарных и социальных наук» докладов, объединенных проблемой грядущего сообщества: вероятного, контингентного. Ее составляющими стали темы: «Наблюдатель и время», «Наблюдатель – конструктор сложности», «Современные антропологические тренды и риски», «Наблюдатель как субъект коммуникативной рациональности», «Субъект в системной теории коммуникации Н. Лумана».

Особое место в ходе Гуманитарных чтений заняли исследования методов искусственного интеллекта в гуманитарной сфере и интеллектуализации роботов, также непосредственно связанные с вызовами современной цивилизации. На обсуждение выносятся проблемы искусственного интеллекта и наук о человеке и обществе; формирования баз знаний посредством компьютерных онтологий; реляционно-ситуационного метода поиска и анализа полуструктурированной информации; формального анализа поэтических текстов как проблемы интеллектуального анализа данных; синтаксического анализа как одного из этапов автоматизации понимания текстов; формализованного качественного анализа социологических данных и др.

Широкий спектр дискуссий был обеспечен при обсуждении актуальных проблем организации и управления.

Проблемы документоведения и архивоведения в науке и образовательной практике рассматривались на нескольких круглых столах и конференциях в рамках форума. В перечне этих проблем – терминология, методологические и прикладные аспекты проведения документоведческих исследований, управление документацией и документальным наследием, архивы науки и аудиовизуальное наследие России.

В год 100-летия начала Первой мировой войны Россия вспоминает своих героев. Ассоциация историков Первой мировой войны, Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации совместно Историко-архивным институтом РГГУ провела круглый стол, а Государственный архив Российской Федерации и Государственный музейно-выставочный центр «Росизо» Министерства культуры России представил мультимедиавыставку «Взгляни в глаза войны (Россия в Первой мировой войне)».

Проблематика заседания круглого стола: Великая война как социально-политический феномен; Первая мировая война в современных исторических исследованиях; Великая война как феномен всемирной военной истории; тыл в годы Первой мировой войны; «план Шлиффена»: мифы и реальность.

В РГГУ состоялось заседание Российско-австрийской комиссии историков и международная научная конференция «Первая мировая война и последствия распада».

На открытии Гуманитарных чтений состоялась церемония вручения дипломов победителям конкурса на соискание персональных стипендий им. А.И. Солженицына.

Состоялись презентации новейшей исследовательской литературы, избранных трудов ученых университета, сборников статей памяти А.А.Зимина, С.С.Секиринского. Состоялась презентация книг и альманахов по исследовательскому направлению «Образ “врага” и демонология».

В рамках Гуманитарных чтений прошел также ряд открытых лекций. Наибольший интерес участников вызвала лекция Д.Г.Лахути «Как С.М.Эйзенштейн предупредил зрителей своего фильма «Иван Грозный», что этому фильму верить нельзя».

Основная идея лекции состояла в том, что, согласно сценарию Эйзенштейна, решение Ивана Грозного создать опричнину как «железное кольцо» для защиты от бояр и для расправы с ними как с врагами России определилось донесениями Малюты Скуратова (в сцене прощания Ивана с умершей царицей Анастасией) и следующих друг за другом случаях бегства бояр из Московского царства. Однако в реальности (за одним исключением) никто из названных Малютой бояр (Иван Васильевич Шуйский, Иван Васильевич Шереметев – которых на самом деле было два брата с одинаковым именем, – Иван Тугой Лук Суздальский, Михаил Воротынский) никуда не бежал. Более того, Иван Тугой Лук жил за полтора столетия до Ивана Грозного, а Михаил Воротынский был спасителем Московского царства, разгромившим крымского хана Девлет-Гирея, который сжег Москву в 1571 г. и повторно пришел к ней в 1572 г. с целью снова поставить ее под иго Орды. Лживость «донесений» Малюты об «изменах» бояр свидетельствует о намерении Эйзенштейна, вынужденного на поверхности фильма следовать указаниям Сталина о «прогрессивности» репрессий Ивана Грозного, оставить внимательным зрителям указание на ложность такой трактовки.

Библиотека РГГУ и Гуманитарный архив университета представили выставку «Ученому и педагогу – коллеги и ученики». Цель выставки – представление вклада РГГУ в развитие отечественной гуманитарной науки. Выставка состоит из трех основных разделов, первый из которых знакомит с документами по истории народного образования в России и московского городского университета им. Шанявского. Представлены труды преподавателей университета, видных ученых-историков, филологов, юристов, философов, экономистов. В их числе - Ю.И.Айхенвальд, М.М.Богословский, В.Я.Брюсов, С.Н.Булгаков, Ю.В.Готье, А.К.Дживелегов, А.А.Кизеветтер, С.А.Муромцев, Е.Н.Трубецкой, М.И.Туган-Барановский, А.В.Чаянов, Г.Г.Шпет и др.

Второй раздел выставки представлен сборниками научных трудов, материалами научных конференций, библиографическими указателями, статьями и монографиями, созданными преподавателями РГГУ в честь и память своих учителей: историков, архивистов Ю.В.Готье, Н.П.Ерошкина, А.А.Зимина, Е.И.Каменцевой, В.Б.Кобрина, Т.П.Коржихиной Т.В.Кузнецовой, В.А.Муравьева, Е.В.Старостина, М.Н.Тихомирова, Л.В.Черепнина, С.О.Шмидта и др., филологов, лингвистов, культурологов С.С.Аверинцева, Г.А.Белой, М.Л.Гаспарова, Е.М.Мелетинского, Н.Д.Тамарченко, Б.Л.Рифтина, С.А.Старостина и многих других.

Настоящий день университета представлен в разделе «Научные коммуникации РГГУ: 2008-2014 гг.». Ежегодно на базе университета проходят свыше 200 научных мероприятий: конференции, круглые столы, семинары. Они являются одним из важных направлений деятельности университета. Многие научные мероприятия являются продолжающимися, и именно они составили основу для формирования данного раздела выставки. «Гуманитарные чтения», «Чаяновские чтения», «Всероссийские краеведческие чтения», «Лотмановские чтения», «Чтения памяти Л.С.Выгодского» стали визитной карточкой университета. Отдельным разделом представлена студенческая научная деятельность и деятельность молодых ученых РГГУ.

Всего на книжной выставке экспонируется около 450 изданий из фондов научной библиотеки РГГУ.



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.