РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Журнал "Настольный теннис ревю": 2-е Игры университетов Европы
17.11.2014

Журнал "Настольный теннис ревю": 2-е Игры университетов Европы

Мужская команда РГГУ победила на международных играх; женская команда университета заняла III место.


   Игры университетов Европы (European Universities Games, 24 июля — 8 августа 2014 г., Роттердам, Голландия) сразу после возникновения стали по значимости вторыми после Всемирной универсиады. Отличие от Универсиады в том, что в Играх участвуют не национальные сборные, а команды университетов, занявшие в текущем сезоне пер­вые два места в национальных чемпионатах среди вузов. На Вторых Играх соревнования прошли по десяти видам спорта. В турнире по настольному теннису смогли участво­вать три команды из России. В нашей стране первыми сре­ди мужских команд стали Оренбургский госуниверситет и московский Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), а среди женщин тот же РГГУ и Ка­занский институт экономики и права (КИЭП).

   Конкуренция за право участвовать в Играх универси­тетов Европы в России оказалась высокой. 29 апреля — 5 мая в Ижевске прошёл второй тур чемпионата России сре­ди студентов. У женщин принципиальная борьба развер­нулась между студентками РГГУ и КИЭП. Напомним: в 1-м туре в Ульяновске первое место заняли студентки из Казани Антонина Савельева, Виктория Лебедева, Эльза Шибаева (Шарипова), второе — студентки РГГУ Ната­лья Шохова, Анна Козловская и Анастасия Голубева. Во втором же туре спортсменки поменялись местами. И всё равно по сумме очков гуманитарии утвердились в лидерах и заслуженно получили путёвку в Роттердам. А вот у их коллег-мужчин (Тарас Мерзликин, Илья Шамин, Андрей Байбулдин, Семён Шевченко) из РГГУ попадание на сту­денческие Игры в Голландию проходило сложнее. По ито­гам двух туров национального чемпионата они оказались вторыми, но также согласно регламенту летних Игр попали в число их участников. Интересно, что первыми в Голлан­дию от России должны были поехать студенты Оренбург­ского госуниверситета. Но вышло так, что незадолго до начала Игр оренбуржцы приехать в Голландию не смогли, а студенты Московского педгосуниверситета (МПГУ), ко­торые стали в национальном чемпионате третьими, в усло­виях нежданно-негаданно случившейся подвижки среди лидирующих команд и открывшегося окна возможностей, собрать чемоданы-сумки попросту не успели: один только визовый вопрос занимает для нас немало времени. Евро­пейцам же только подпоясаться — и в дорогу, что они и сде­лали: вакантное место быстренько занял иностранный вуз.

   Интересно, что оппонентки студенток РГГУ учащиеся 1-го курса казанского экономического института ранее вы­ступали за Казанский федеральный университет, который к текущему моменту должны были окончить. Теперь же их увидели в майках будущих экономистов.

теннис 2.JPG

   Условия проживания и соревнований, предоставленные организаторами в Голландии, нельзя назвать комфортны­ми. Жили наши теннисисты в одном месте, а ехать в зал при­ходилось в другой район города. Причём автобусы ходили, как им заблагорассудится. И здесь необходимо упомянуть важный момент. Продолжительность матчей в настольном теннисе не ограничена по времени, как в других видах спор­та. У теннисистов на встречи затрачивается разное время. А в Роттердаме перерыв на обед между матчами оказался фиксированным и очень коротким. Получилось так, что первые три дня наши теннисисты оставались и без обеда, и без какого-либо приемлемого отдыха. Это можно было пере­терпеть, но ведь и само питание оказалось весьма скудным не то что для активных спортсменов, но даже для просто­го человека. Голландцы в этом вопросе оказались редкост­ными скупердяями: в какой-то момент компоненты блюд (кусок колбасы или яйцо) выдавали в одни руки едва ли не поштучно. Нельзя было, например, запастись парой бутер­бродов, чтобы в перерыве между играми подкрепиться. Да и сами соревнования прошли в невентилируемом зале, без кондиционера, когда на улице была жара за тридцать. Осо­бенно мучительно было в конце дня. Трудность была ещё и в том, что на две команды РГГУ работал один тренер — Алек­сей Аркатов. Поэтому выйти из зала он почти не мог. Когда одновременно шли встречи в турнирах мужчин и женщин, Алексей Валентинович полноценно секундировал лишь одному из спортсменов. Выходя из положения, наш тренер назначал помощника для консультирования очередного параллельного матча. В иностранных же командах все име­ли возможность работать каждый со своим коллективным тренером. В этих условиях итоговый результат мужского и женского командного турниров, который увенчал венками славы наших соотечественников, иначе как героическим на­звать нельзя.

   В командных турнирах участвовало 20 мужских и 16 женских команд. Кроме собственно университетских, была собрана команда студентов из западно-европейских стран. Мужчины попали в группу с университетом из Загре­ба, чья команда стала призёром турнира. Матч с хорватами протекал напряжённо, нашим теннисистам пришлось вне­сти в игру свои лучшие наработки и опыт. Поэтому нельзя сказать, что счёт 3:1 дался московским гуманитариям легко. По словам старшего тренера команд РГГУ Алексея Аркато­ва, все остальные встречи прошли спокойнее: уровень спор­тивной подготовки наших гуманитариев-мужчин оказался на высоте. В четвертьфинале нашим мужчинам противосто­яла очень сплочённая команда университета Черногории. Больше пришлось потрудиться нашим в матче со студен­тами германского Бохума (Bohum University): среди оппо­нентов оказались два этнических китайца, один из которых даже входил в сильную юниорскую команду своей «апель­синовой» родины. Счёт 3:0 в нашу пользу наверняка принёс профессиональное удовлетворение нашим теннисистам. В финале мужская команда РГГУ встретилась с хорватами, чья теннисная жизнь в последние годы явно набирает обо­роты (их студенческий теннис живёт под крылом активно развивающегося в Хорватии клубного чемпионата). Счёт 3:0 в пользу россиян впервые за пять лет выдвинул гуманита­риев из Москвы в лидеры престижных международных игр.

теннис 1.JPG

   Благодаря настольному теннису РГГУ занимает одно из ведущих мест по количеству медалей среди вузов страны. В прошлом году университет внёс самую весомую лепту по количе­ству медалей среди команд-участниц международных теннисных соревно­ваний. Отлично начинали общеко­мандный зачёт студенты этого вуза и в Роттердаме-2014. Там они завоевали золотую, серебряную и четыре бронзо­вые медали (для сравнения: студентки КИЭП — золотую, серебряную и брон­зовую медали). И так почти каждый год. Неудивительно, что президент Российского студенческого союза Олег Матыцин направил в адрес рек­тора РГГУ письмо, в котором отметил заслугу этого вуза в развитии студен­ческого спорта. О том, насколько вни­мательно относятся к спортивной ра­боте в самом РГГУ, можно судить уже по специализированному спортивно­му порталу университета, где чётко и исчерпывающе рассказывается о до­стижениях студентов-гуманитариев. Отдельные слова благодарности за содействие в организации поездок на весомые международные турниры можно высказать Управлению по ра­боте со студентами РГГУ Ираклию Болквадзе. Причина такой успешно­сти команд РГГУ, во-первых, в при­влекательности вуза. Во-вторых, сре­ди студентов большой выбор хорошо подготовленных спортсменов, кото­рый позволяет выстроить здоровые конкурентные отношения. В третьих, в поддержке со стороны руководства вуза сразу двух команд.

   В женском командном четвертьфинале студентки РГГУ встретились с командой Хорватии (счёт 3:2). Забегая чуть вперёд, отметим, что безусловный выигрыш казанских тен­нисисток в финале мог и не быть таким, если бы они, тради­ционно сильные на университетских турнирах, не поменя­ли бы alma mater. Их былое интеллектуальное пристанище — Казанский федеральный университет — к тому времени наработало свой высокий теннисный рейтинг и могло пре­тендовать на более уважительный турнирный посев. А вот ещё не знакомый европейскому студдвижению в теннисе КИЭП, в котором теннисистки обретаются сейчас, в по­севе был задвинут куда попало. В результате московские гуманитарии и татарские экономисты схлестнули ракетки раньше, чем положено — в полуфинале. Слабейший в том матче, конечно, определился — им оказался РГГУ (счёт 1:3), но по уровню подготовки обе российские женские ко­манды в равной степени претендовали на золото. В итоге Казань заняла первое место, а РГГУ разделил с польскими студентами третью ступень пьедестала почёта.

   В личном турнире Илья Шамин (РГГУ), проиграв по­ляку Петру Шмелю, занял 2-е место. За ним следующую ступень занял Тарас Мерзликин. К сожалению, в одиноч­ных встречах не порадовали нас женщины: почти все они покинули турнирную таблицу на ранних стадиях. Исклю­чение — Антонина Савельева (КИЭП), только в полуфина­ле со счётом 1:3 проигравшая полячке Магдалене Сикор­ской. Итоги турнира не должны нас особенно огорчать: в будущем сезоне в команду РГГУ вольются Ольга Гордеева и Елизавета Хлызова, от которых можно ждать обновле­ния игры и улучшения настроя. Правда, обновление ждёт и мужскую команду: уходят Шевченко и Байбулдин, в ка­честве магистранта историко-архивного института прихо­дит окончивший физкультурный факультет МПГУ Павел Пульный.

   В парном турнире Мерзликин и Байбулдин должны были выиграть турнир. Это устоявшаяся пара. Но полуфи­нал командного турнира, в котором наши мужчины выи­грали у команды Бохума, закончился за несколько минут до начала полуфинала в парном турнире, в который вышли те же наши теннисисты. Ни нормаль­ного перерыва, ни обеда, как мы объяснили ранее, не получилось. Поэтому Мерзликину и Байбулди­ну попросту не хватило в игре сил и свежести. Таким образом финал выиграли англичане, впервые зая­вившие о себе как о лидерах.

   Турнир по настольному тенни­су на Играх университетов Евро­пы оказался для россиян самым успешным. Особенно очевидно это на фоне общих результатов росси­ян в Роттердаме. Сравним: если на мировой Универсиаде по общему количеству медалей Россия заво­евала первое место, то на европей­ской — только шестое.

   В целом ситуация в европей­ском настольном теннисе среди студентов выглядит так, что последние пять-семь лет россияне постоянно занимают первые места. Поэтому чувствуется, что европейцы не так уж рады участию в континентальных первенствах сравни­тельно сильных российских теннисистов. Пожалуй, опреде­ляющим в политике европейского студдвижения является участие, а не непременная успешность в соревнованиях. Причём для них лучше, если участвуют именно команды из стран Евросоюза. Поэтому когда какая-либо российская команда испытывает небольшие финансовые трудности, ни­кто из европейцев ждать улучшения их положения не станет — вакантное место будет обязательно занято своими. Что же касается личных контактов между тренерами, то, по словам Алексея Аркатова, к российским коллегам все относятся уважительно, много общаются, только удивляются каким- то необъяснимым на их взгляд, маскарадам одних и тех же наших теннисисток с переходом из одной вузовской коман­ды в другую.

   Если абстрагироваться от существующих недостатков отечественного настольного тенниса среди студентов, сле­дует признать, что Студенческая лига в нашем виде спорта приносит свои весомые плоды. Результаты есть. О наших университетах слышат в мире. И не в последнюю очередь благодаря настольному теннису.

   Студенческий теннис для многих молодых спортсменов после окончания школы и завершения юниорской подго­товки становится едва ли не единственным причалом их надежд, точкой опоры в спорте. Поэтому многие молодые люди с удовольствием занимаются спортом в вузе, очевид­но, считая, что несколько лет их пребывания студиозуса­ми — едва ли не последние их уверенные шаги в большом спорте. Далеко не у всех у них потом сложится карьера в теннисных клубах, да и будущая их семейная жизнь внесёт в спортивные амбиции существенные коррективы.


Текст и фото: журнал "Настольный теннис ревю"