РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



06.05.2016

Заседание Ученого совета РГГУ от 26.04.2016 года

На заседании были вручены дипломы победителям и финалистам конкурса «Результативность научной деятельности преподавателей РГГУ»


26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета РГГУ. Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко сделал доклад по одному из ключевых вопросов повестки дня - отчету о научной деятельности РГГУ за 2015 год.

C84A5606.jpg 

Евгений Николаевич акцентировал внимание на том, что Университет ведет научную работу в приоритетных областях гуманитарных и социальных наук по 51 направлению. В прошлом году проектные коллективы РГГУ вели проекты по 8 направлениям в рамках государственного задания организациям высшего образования, подведомственным Министерству образования и науки. Поскольку показатель научно-исследовательской деятельности по мониторингу был интегральный, учитывались только внешние источники финансирования.

Согласно статистическим данным, в 2015 году силами сотрудников РГГУ опубликовано 150 научных монографий, 68 сборников научных трудов, 144 учебника, 1822 научных статьи, проведено 308 научных мероприятий, из которых 98 - международные. Работники вуза приняли участие в 1609 конференциях, 756 также были международными. В РГГУ обучается около 400 аспирантов, докторантов и соискателей. Научно-исследовательская работа студентов организована на факультетах, кафедрах учебно-научных центрах и лабораториях, к ней привлечено свыше 2000 человек. Студенты участвовали в 77 научных мероприятиях, на которых было сделано 400 докладов, подготовлено 183 публикации.

C84A5615.jpg C84A5541.jpg

Большое внимание ректор уделил мерам по улучшению научных показателей РГГУ. Одной из таких мер могла бы стать помощь авторам. «Желающие опубликовать свои научные достижения должны получать всемерную поддержку. В нее может входить  и рекомендуемый перечень изданий, где была бы публикация, и сопровождение при подаче заявки, и помощь в переговорном процессе по условиям публикации», - резюмировал ректор.

Главной задачей, способной вывести научные показатели Университета на более высокий уровень, является создание журнала по социально-гуманитарным наукам с международным редакторским советом и перспективой вхождения в международный рейтинг. Важной составляющей работы в этом направлении ректор назвал стартапы «научных предприятий», в которых ведущая роль должна принадлежать кадровому потенциалу РГГУ – молодым ученым. По словам Е.Н. Ивахненко, «кадровая политика является ключом к успешному развитию вуза в общем, и к высоким достижениям в научной работе - в частности».

В обсуждении научной деятельности РГГУ за 2015 год приняли участие члены Ученого совета. Президент РГГУ Е.И. Пивовар подчеркнул, что научные показатели связаны со многими факторами, главным  из которых является финансирование проектов. «За последние годы, к сожалению, источники финансирования на гуманитарные науки в целом сокращаются, - отметил Е.И. Пивовар. - При этом не следует забывать, что финансирование в рамках Программы стратегического развития РГГУ в размере 250 млн рублей активно использовалось, в том числе, и на научную деятельность». Развитие РГГУ должно осуществляться и за счет собственных университетских ресурсов, что вполне возможно, так как РГГУ обладает огромным потенциалом. Должна быть продолжена работа по выявлению тех структур, которые активны в получении грантов, также необходимо обозначить возможности подразделений, осуществляющих деятельность за счет внутреннего финансирования.

C84A5535.jpg C84A5584.jpg

Предметом для обсуждения стал портал «Истина», который способен объективно отображать научные достижения преподавателей РГГУ. Работая с «Истиной», каждый преподаватель получает право вносить в базу информацию о своей научной деятельности, что впоследствии будет повышать его личный рейтинг как специалиста высшей квалификации. Сотрудники библиотеки Университета выразили готовность помочь преподавателям освоить работу со всеми системами сбора информации.

Первый проректор – проректор по учебной работе А.Б. Безбородов в своем докладе отметил, что вопросы, поставленные в докладе ректора, важны как никогда, поскольку именно сейчас в российских вузах, в том числе и в РГГУ, выстраивается новая система функционирования научной деятельности. «Вузы России переходят на рыночные рельсы, где существуют свои законы, отличающиеся от той эпохи, которую мы прошли, - подчеркнул Александр Борисович. - Это объективная реальность. В высшем образовании происходят очень серьезные изменения, и мы постоянно сталкиваемся с необходимостью поиска новых решений».

C84A5630.jpg C84A5637.jpg

А.Б. Безбородов предложил на рассмотрение Ученого совета «дорожную карту», которая призвана перераспределить нагрузку на преподавателей.

«”Навес” в 200 000 часов – это очень серьезная угроза во многих отношениях, - пояснил проректор. - Во-первых, это неоправданно малые учебные группы по 2-3 человека, что губительно для любого вуза.  Во-вторых, это искусственно завышенные объемы нагрузки по некоторым направлениям. Сейчас обновленное учебно-методическое управление планирует провести аудит по ряду научно-образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В-третьих, это дублирование учебно-образовательных программ. В-четвертых, это завышенные для РГГУ нормы учебной нагрузки под видом работы. Конечно, и на выпускные квалификационные работы, на бакалавриат и специалитет хотелось бы сохранить привычные нормативы, - но не получится. Потому что эти 200 000 часов оказывают на нас сильное давление.

C84A5509.jpg

Есть Учредитель, который устанавливает соотношение студентов и преподавателей (вместо 5 студентов на одного преподавателя – 11,5), и вместе с тем есть указы Президента РФ и “дорожная карта”, где установлено, как вуз должен соразмерять зарплаты сотрудников, и где прописаны жесткие нормативы. Нам необходимо соответствовать и требованию “11,5 студентов на преподавателя”, и политическим решениям руководства страны.

Мы провели сравнительный анализ ряда российских вузов с сильным гуманитарным профилем и международной известностью – РЭУ имени Плеханова, МГИМО, ВШЭ, РУДН, РосНОУ. Многие из них – отраслевые вузы с солидным финансированием, а РГГУ – вуз министерский. Изучили формирование часов на одну ставку, у всех – до 900 часов. Поэтому мы в РГГУ предлагаем исходить из расчета до 900 часов на ставку, учитывая огромный фронт работ над тремя вышеназванными позициями – дублированием, искусственным увеличением нагрузки и малыми группами. Когда мы здесь наведем порядок, доктор и профессор будет совершенно справедливо претендовать на то, чтобы нагрузка дифференцировалась в сторону понижения. Это наша совместная цель.

Скорректирована и система норм по учебной нагрузке и видам деятельности, включающим выпускную квалификационную работу бакалавра, выпускную квалификационную работу специалиста, выпускную квалификационную работу магистра, а также курсовую работу и контроль самостоятельной работы студентов. Было и стало: ВКР бакалавра – вместо 22 часов мы предлагаем 15 часов на человека (например, в МГИМО это 14 часов, в РЭУ имени Плеханова - 19). ВКР специалиста – с 26 часов до 20 (в МГИМО это 18). ВКР магистра – с 33 до 24. Курсовая работа – с 3 до 2, контроль самостоятельной работы студентов – с 1 часа до 30 минут. Это позволит нам убрать 100 000 часов из нашего “навеса”. А вторая сотня часов уйдет после разбирательства с дублированием, искусственным увеличением нагрузки и малыми группами».

Озвученные корректировки норм учебных нагрузок были вынесены на голосование Ученого совета и получили единогласное одобрение.

В рамках заседания Ученого совета были приняты следующие решения:

·         Утвердить отчет о научной деятельности РГГУ за 2015 год.

·         Утвердить предложения ректората по изменению нормативов учебной нагрузки на 2016 / 2017 учебные годы.

·         Внести частичные изменения в «Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки профессорско-преподавательского состава РГГУ».

·         Одобрить мероприятия в рамках Программы поддержки научно-образовательных проектов РГГУ.

·         Считать приоритетной задачей издание научного журнала «Вестник РГГУ». Обеспечить своевременный выход журнала в свет и размещение текстов статей в РИНЦ и др. в соответствии с требованиями Минобрнауки России; редакциям серий журнала обеспечить подготовку текстов статей, рецензий, протоколов заседаний и организацию текущего редакционного архива.

·         Одобрить и продолжить работу Информационного комплекса «Научная библиотека» по сбору, подготовке, проверке и внесению достоверной и авторитетной информации в базу данных «Труды преподавателей РГГУ» как источника данных для наукометрического анализа.

·         Считать приоритетной задачей структурных подразделений, Управления аспирантурой и докторантурой организацию процесса подготовки к государственной аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре РГГУ.

·         Считать необходимым продолжить проведение научно-популярных мероприятий в РГГУ (университетские субботы, открытые лекции и др.) как формы популяризации научного знания.

·         Сформировать Рабочую группу для реализации положений решения Ученого совета по вопросу «Историческое образование в РГГУ:
традиции, состояние и перспективы развития», включая выработку Стратегии развития исторического образования и науки в РГГУ. Поручить Рабочей группе разработать и представить План реализации положений данного решения Ученому совету РГГУ до конца июня 2016 года.

·         Поручить Ученому совету и руководителям структурных подразделений разработать Положение по стимулированию подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук сотрудниками РГГУ.

·         Создать на базе Центра довузовского образования РГГУ и Института повышения квалификации и дополнительного образования РГГУ Институт дополнительного образования РГГУ.

C84A5550.jpg C84A5570.jpg 

На заседании Ученого совета были вручены дипломы победителям и финалистам конкурса «Результативность научной деятельности преподавателей РГГУ» в 2015 году. В конкурсе принимали участие 60 человек, из которых 12 стали победителями. Победу одержали Р.И. Анисимов, Д.И. Антонов, В.В. Арутюнов, М.Б. Буланова, И.В. Воробьева, А.В. Герасимов, В.М. Карелин, С.А. Коначева, Ю.Е. Кравченко, В.И. Молчанов, В.И. Подлесская, Н.Н. Селезнев и Л.Л. Федорова.

За особые заслуги в создании и развитии РГГУ, разработку новых и перспективных направлений науки, наличие фундаментальных научных и учебно-методических работ, создание научной школы в ходе подготовки научно-педагогических кадров доктору филологических наук, профессору кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Г.Е. Крейдлину присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета».