Новости - РГГУ.РУ
Новости
29.09.2016

Заседание Ученого совета от 27 сентября 2016 г.

Заседание началось с торжественного вручения диплома Почетного доктора, HONORIS CAUSA, Российского государственного гуманитарного университета г-ну Эрнсту Пёппелю – профессору Центра гуманитарных исследований Мюнхенского университета Людвига–Максимилиана (ФРГ) -  в знак признания его высоких заслуг в деле развития сотрудничества между РГГУ и Мюнхенским университетом в сфере когнитивной науки. Среди прочих г-на Пёппеля поздравил заведующий отделом культуры Посольства Германии Ян Конторчик.

IMG_9503.jpg

IMG_9515.jpg

IMG_9526.jpg

IMG_9533.jpg

Также звание Почетного доктора, HONORIS CAUSA, Российского государственного гуманитарного университета было присвоено г-же Марии Тересе Франко Гонсалес Салас – генеральному директору мексиканского Национального института антропологии и истории, в знак признания высоких заслуг в области развития исторических исследований и научных связей между Россией и Мексикой.

В рамках 25-летия РГГУ почетные грамоты за многолетний труд, огромный вклад в общее дело и верность alma mater были вручены Г.Г. Ершовой, А.П. Логунову, И.Л. Артамоновой, В.И. Заботкиной.

IMG_9565.jpg

IMG_9567.jpg

IMG_9571.jpg

Одним из основных пунктов повестки заседания стал вопрос о некоторых направлениях структурной оптимизации РГГУ. Члены Ученого совета ознакомились со схемой административно-управленческого аппарата, в которой четко обозначены основные подразделения университета и разграничены зоны ответственности ректора и проректоров.

«Мы провели тщательный анализ и привели в строгий порядок структуру административно-управленческого аппарата и остального персонала, - пояснил ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко. – Проректоры также будут нести материальную ответственность за финансовые последствия своих действий. Когда мы говорим об оптимизации, то только с таким понятным, прозрачным, транспарентным порядком вещей можно работать. Эта схема дает ясное понимание того, сколько человек и кому подчинены, есть ли дублирование и можно ли его устранить, кто несет ответственность за отдельное направление работы.

схема.jpg

В ряде случаев речь идет не только о структурах, но и о некоторых составных процессах управления. Например, у Надежды Ивановны Архиповой в подчинении находятся структуры, организующие деятельность Института дополнительного образования, которые в схеме не перечислены, но предоставляются в виде расширенного состава. Например, web-лаборатория или студенческое общежитие - это не совсем структура, это некий объект, но мы решили выделить эту единицу для того, чтобы обозначить определенный объем работ. За общежитие отвечает и проректор по работе со студентами, и проректор по административной работе и безопасности. Здесь есть некоторые элементы дублирования, но мы всячески стараемся их избежать путем разграничения функций.

Другой пример: в сферу ответственности проректора по научной работе Ольги Вячеславовны Павленко входят учебно-научные центры, с упором на научную компоненту. У проректора по международному сотрудничеству Веры Ивановны Заботкиной также есть в ведении международные учебные и учебно-научные центры, но она курирует зарубежную компоненту, внешние, международные связи. Разумеется, мы всячески стараемся избежать дублирования и сделать так, чтобы одной структурой руководил конкретный проректор. Но в некоторых случаях пересечение оправданно, поскольку для полноценного функционирования тех или иных структур требуется объединить усилия».

Отдельная часть реструктуризации относится непосредственно к учебной структуре. В том числе, она подразумевает создание Учебного центра лингвистических технологий при Институте лингвистики РГГУ, который вполне способен приносить Университету не только репутационную, но и экономическую прибыль.

«Изначально центр был задуман как способ загрузить недозагруженных преподавателей, чтобы иметь возможность реализовывать те образовательные программы, которые мы пока не можем реализовать в рамках бакалавриата, специалитета и магистратуры, - рассказал директор Института лингвистики И.И. Исаев. – В частности, это редко изучаемые языки, например, древнеирландский или исландский, на которые можно набирать слушателей в достаточном количестве. Основное внимание будет уделено преподаванию иностранных языков, но тут может возникнуть вопрос: курсов иностранных языков – множество. Какой смысл открывать еще одни?

Дело в том, что языки планируется преподавать в виде модульной системы. Обычно преподавание иностранных языков устроено следующим образом: дается обширный курс, который человек должен освоить от начала до конца. Мы же предполагаем, что на рынке образовательных услуг большим спросом будет пользоваться модульная система, в которой процесс преподавания становится максимально индивидуальным. Если человека интересует юридический перевод и при этом еще русская стилистика, то он может набрать такие модули. А если его еще заинтересует, например, французский язык в сфере социологии, то мы готовы предлагать такие курсы средствами преподавателей, в основном, нашего Института лингвистики.

Со временем возможно использовать центр дополнительного образования как центр кадровой ротации, чтобы была возможность привлекать новых специалистов. Конечно, в первую очередь мы рассчитываем на своих преподавателей, но хотелось бы приглашать и грамотных специалистов со стороны, чтобы постепенно их вводить в кафедральный состав и таким образом усиливать Институт лингвистики с точки зрения преподавания. Это позволит поддерживать центр на плаву в финансовом отношении. И еще важный момент - Центр лингвистических технологий предполагает возможность реализации технологических, прикладных программ. Мы можем учить студентов инструментальному, то есть компьютерному анализу речи – сегодня это очень популярное приложение своих усилий. В связи с этим планируется привлекать специалистов, которые владеют неолингвистическими технологиями».

Таким образом, Ученый совет принял решение о создании Учебного центра лингвистических технологий при Институте лингвистики РГГУ.

Отдельно обсуждалась возможность реализовать на базе Института лингвистики олимпиадный центр. Это связано с чем, что пять сотрудников Института являются членами жюри и разработчиками задач для крупнейших лингвистических олимпиад. Например, это многопредметная олимпиада «Турнир Ломоносова», московская традиционная олимпиада по лингвистике, «Русский медвежонок», московский международный фестиваль языков, международная олимпиада по лингвистике, всероссийская олимпиада для школьников, кроме того, факультатив по лингвистике при РГГУ и ВШЭ. Создание олимпиадного центра на базе Института лингвистики позволит активизировать работу по переносу гуманитарных олимпиад на площадку РГГУ.

Возвращаясь к вопросу о представлении в схематическом виде учебной структуры РГГУ, ректор Е.Н. Ивахненко заметил, что здесь перед разработчиками схемы встают серьезные задачи. «Необходимо очень внимательно изучить само структурирование учебного подразделения, - подчеркнул Евгений Николаевич. – В Университете больше ста кафедр. Создана рабочая группа, которая рассматривает полученные предложения, некоторые из них достаточно интересные. Все коллеги будут участвовать в этом процессе, и если мы решим выдвигать какую-то инициативу, она будет консолидированной. Ни при каких обстоятельствах она не будет исходить от малой группы, которая знает за всех, как нужно делать. Это очень важно.

Кроме того, мы сейчас структурируем стратегический план, и хотелось бы напомнить о решении, принятым на предыдущем заседании Ученого совета, - выдвинуть свои предложения по тем пяти пунктам, которые были розданы всем членам Совета. На данный момент значимые предложения поступили только от пятерых членов Совета. Но в целом мы намерены так структурировать стратегический план, чтобы он не состоял из одних лишь небольших мероприятий, ответственных лиц и сроков выполнения. Это тоже важно.

Стратегический план должен определенной совокупностью мероприятий выводить на стратегические задачи и стратегические цели. Проводить мероприятия можно сколько угодно, но если их результат не удается верифицировать в виде серьезного успеха РГГУ, то значит, мы, как управленцы, чего-то недопонимаем. Как можно выстроить это планирование, от кого нужно требовать выполнения тех или иных задач и за что должно отвечать руководство университета? Все эти составляющие должны лечь в план. Он должен быть ясным, прозрачным, и мы с этим работаем. А сейчас мы ждем предложений. Хотелось бы, чтобы весь университет в лице руководителей, преподавателей, возможно, даже студентов принял участие в создании этого плана».

Также в ходе заседания были обсуждены новые Правила приема в РГГУ в 2017 году. В соответствии с приказами Министерства образования и науки в правила внесены изменения по семи пунктам, в том числе, они коснулись перечня вступительных испытаний. Ученый совет постановил создать Комиссию по доработке Правил приема в РГГУ в 2017 году и доработать их в короткий срок.

В свою очередь, декан факультета архивного дела ИАИ РГГУ Е.П. Малышева осветила тему сотрудничества между РГГУ и Государственным центральным музеем современной истории России. «Мы долгое время являемся партнерами, - рассказала Елена Петровна, - и сотрудничаем не только в научной сфере, но и в образовательной: у нас налажено взаимодействие с учителями Москвы, есть проекты, направленные на школьников. Это сотрудничество выходит за рамки факультета, и в настоящее время речь идет о подписании нового договора. Следует подумать, какие новации в него можно включить».

По итогам дискуссии принято решение заключить договоры о сотрудничестве между РГГУ, Государственным центральным музеем современной истории России и АНО дополнительного образования «Центр народного просвещения». Также утверждено создание Музейно–образовательного комплекса Историко–архивного института РГГУ «Никольская, 15».




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати