Заседание Ученого совета РГГУ
Заседание Ученого совета РГГУ
30.11.2011

Заседание Ученого совета РГГУ

28 ноября 2011 г. состоялось заседание Ученого совета РГГУ


30.11.2011

Заседание Ученого совета РГГУ

28 ноября состоялось заседание Ученого совета РГГУ, которое традиционно началось с присвоения почетных званий сотрудникам и преподавателям университета.

С докладом, посвященным перспективам международного обмена студентами, магистрантами и аспирантами в рамках Болонского процесса выступил ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Е.И. Пивовар. По словам ректора, интернационализация образовательной и научной деятельности является одним из магистральных направлений развития университета. Работа ведётся по нескольким базовым сценариям. Среди них - создаваемые при участии РГГУ международные центры, например, недавно открытый «Центр Кнорозова в Шкарете» (Мексика) и «Центр русского языка и культуры» в Университете международного бизнеса и экономики в Пекине (Китай). Второй сценарий – двусторонние учебно-научные инициативы, функционирующие на базе университета. Одни из наиболее активных в этой области подразделений – Российско-германский, Российско-американский и ряд других центров РГГУ.

Заседание Ученого совета РГГУ  Заседание Ученого совета РГГУ

Третье направление, курируемое проректором В.И. Заботкиной, основано на участии РГГУ в инновационных сетевых проектах, среди которых - всемирный кибер-спецкурс по искусственному интеллекту «Шанхайские ЛекцИИ». Важнейшим элементом интернационализации образования в РГГУ являются договоры с ведущими иностранными университетами, позволяющие студентам получать двойные дипломы, обучаться и стажироваться в вузах-партнерах за рубежом. «Также мы видим перспективу в запуске регулярных зимних и летних школ для иностранных студентов. Наш опыт в данном направлении уже можно считать успешным», – отметил Е.И. Пивовар.

По итогам доклада, сделанного ректором, Ученый совет одобрил работу университета в международном направлении, при этом были высказаны пожелания интенсификации усилий. Комментируя выступление Е.И. Пивовара, декан ФИПП А.П. Логунов подчеркнул, что статус РГГУ как ведущего гуманитарного вуза страны позволяет нам не только встраиваться в мировой образовательный контекст, но и претендовать на роль локомотива в распространении русского языка и культуры за рубежом.

Важным вопросом повестки дня стало обсуждение аккредитации аспирантских программ. Проректор по научной работе  РГГУ Д.П. Бак рассказал членам Совета  о новых государственных стандартах в области постдипломного образования. Идеология современных стандартов, вытекающих из участия России в Болонской системе, заключена в сближении магистерских и аспирантских программ. Одним из нововведений стала замена в учебных планах обязательных часов на зачетные единицы.

Заседание Ученого совета РГГУ Заседание Ученого совета РГГУ Заседание Ученого совета РГГУ

Затем ректор РГГУ Е.И. Пивовар обратился к членам Ученого совета с разъяснениями ситуации, сложившейся по итогам совещания 25 ноября с деканами, заведующими кафедрами и посвященного выплате отдельных надбавок. К заседанию Совета было подготовлено соответствующее Информационное письмо

С 01 октября 2011 г. университет был вынужден изменить систему установления и выплаты одной из централизованных надбавок, автоматически выплачиваемой до этого момента многим работникам РГГУ (при этом более трети членов университетского коллектива данный вид надбавки никогда не получала, будучи охваченной полностью адресной системой стимулирования труда).

С введением с конца 2008 г. новой системы оплаты труда ректорату университета и руководителям многих институтов, факультетов, центров и кафедр становилось все более очевидным, что существование рассматриваемых автоматических безадресных надбавок (составлявших все уменьшающуюся долю в структуре заработной платы каждого работника, но совокупно образующих очень значимую сумму) все заметнее противоречит принципам адресного поощрения работников с учетом их реального вклада в деятельность университета и его конкретных подразделений.

Вместе с тем, с 2009 г. университет столкнулся с новыми объективными факторами, которые осложнили его финансирование.

В сложившейся ситуации администрация университета встала перед вынужденным и крайне неприятным выбором – отменить, на короткий период (2-3 месяца), рассматриваемые надбавки с параллельным пересмотром системы их назначения или начать процесс радикального сокращения ППС университета. Еще в июне ректоратом было принято решение о недопустимости массового сокращения профессорско-преподавательского состава и вынужденном реформировании порядка выплаты рассматриваемых надбавок, установленных в 2003 г., с момента, когда их выплата окажется невозможной. Одновременно ректорат принял решение о начале административной реформы и сокращении численности ряда административных и вспомогательных подразделений университета.

Данное решение было доведено до коллектива университета на заседании Ученого совета 27 октября 2011 г., на котором было сделано подробное сообщение о причинах его принятия. Ректором было поручено директорам институтов, деканам факультетов и иным присутствовавшим на заседании руководителям подразделений оперативно и подробно проинформировать возглавляемые ими коллективы о сложившейся ситуации. В абсолютном большинстве случаев это было оперативно сделано. Однако руководством двух факультетов поручение не было своевременно выполнено (ввиду нахождения ряда руководителей подразделений в командировках), что привело к справедливому возмущению профессорско-преподавательского состава и иных работников нескольких кафедр, которые узнали о принятом решении по факту получения заработной платы 2-3 ноября. В указанных обстоятельствах ректорат университета приносит свои извинения всем членам университетского коллектива, до которых информация не была своевременно доведена, и рассчитывает на понимание ими сложившейся ситуации. Ректорат также настаивает на принесении аналогичных извинений этим работникам со стороны руководителей Института лингвистики и Факультета истории искусств, если этого еще не было сделано.

Одновременно на заседании Ученого совета РГГУ 27 октября 2011 г. было объявлено о переходе на новую систему установления дополнительных стимулирующих надбавок, которая будет иметь адресный характер и окончательно заработает с января 2012 г. (с частичным ее введением уже с ноября-декабря 2011 г. в том числе в отношении, прежде всего, ряда социально незащищенных преподавателей).

После проведения расширенной встречи руководства университета с директорами институтов, деканами, заведующими кафедрами и заинтересованными представителями профессорско-преподавательского состава РГГУ 25 ноября 2011 г., на котором всем желающим была предоставлена возможность выступить без каких-либо регламентных ограничений, ректоратом было принято решение о создании нескольких постоянных коммуникационных площадок, направленных на значительное повышение уровня коммуникации и взаимодействия между ректоратом и профессорско-преподавательским коллективом университета. Одна из данных площадок (координатор – проректор А.В. Николаев) будет посвящена проблематике финансово-экономической деятельности университета и вопросам оплаты труда. Данная постоянно действующая площадка начнет работу в период с 5 по 9 декабря, а информация об организации ее работы (равно как и функционирования других площадок) будет публично размещена на официальном сайте РГГУ.

Члены Ученого совета обсудили и поддержали также инициативы по присвоению ученых званий преподавателям университета. Решением ученого совета к ученому званию профессора по кафедре истории и филологии Дальнего Востока была представлена А.Н. Мещерякова. К ученым званиям доцента были представлены по кафедре теории и истории социологии И.В. Воробьева, по кафедре истории и теории культуры А.М. Перлов и по кафедре теории и истории государства и права филиала РГГУ в г. Костроме А.А. Турыгин.

В завершении заседания состоялось обсуждение рекомендаций в докторантуру и утверждение тем диссертаций.





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.