Новости - РГГУ.РУ
Новости
27.09.2011

Наука и жизнь: Интернет-интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара

27.09.2011

Наука и жизнь: Интернет-интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара

Вопрос:

Руслан


Уважаемый Ефим Иосифович! С этого года на первом курсе в нашем университете начинается переход на модульно-рейтинговую систему обучения. При этом число семинарских занятий резко сокращается. Например, число часов на математику для физиков сократилось вдвое. Семинарские занятия будут происходить раз в две недели (одна пара в две недели). При этом говорится, что появляются часы на самостоятельную работу студентов и мы должны их индивидуально консультировать в это время. Однако, эти часы не включаются в нагрузку преподавателя, отчего происходит сокращение числа ставок на кафедрах. Скажите, правильно ли это или это самодеятельность администрации нашего университета? Что говорят на этот счет государственные и отраслевые стандарты нашего министерства?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Действительно, один из принципов болонской образовательной реформы состоит в сокращении так называемых контактных часов, то есть времени аудиторных занятий, и увеличении продолжительности самостоятельной работы студентов. Но я бы обратил внимание на следующий момент – учебные планы всегда предусматривали время на индивидуальные консультации, которые в реальности по факту проводились мало или не проводились совсем. С введением новой системы перед преподавателем встанет принципиально новая задача – ему нужно будет разработать какие-то принципиально новые методики, рекомендации для того, чтобы управлять самостоятельной работой учащихся. Количество информации сегодня таково, что в аудиториях – в рамках семинарских занятий и на лекциях – просто невозможно охватить все, что имеет отношение к той или иной дисциплине. А некоторые предметы, в том числе и обучение иностранным языкам вообще требует существенного изменения характера самостоятельной и диалоговой работы через Интернет. Поэтому перенос существенной части образовательного процесса в область индивидуальной работы с источниками – книгами, учебниками, Интернетом и т.п. – неизбежен. Таким образом, роль преподавателя в значительной мере сводится теперь и к разработке целостной системы, в рамках которой студентам предстоит работать самим. 

Крайне удобной и эффективной формой взаимодействия с учащимися в этой связи становится персональный сайт преподавателя. Такие сайты имеют многие сотрудники нашего университета, что позволяет им общаться со студентами с минимумом времени и без особых усилий. Удобство этого инструмента состоит в возможности размещать и делиться различного рода информацией – от планов семинарских занятий и контрольных заданий до ссылок на полезные ресурсы. В должной степени продуманный и отлаженный, этот механизм позволяет существенно повысить эффективность обучения. Важно учитывать, что у современных студентов большой отклик встречает способность преподавателя динамично работать с электронными ресурсами, пользоваться новейшими компьютерными технологиями и т.п. Не имея в виду никого лично, замечу, что пожилой профессор с конспектами тридцатилетней давности, ведущий семинары по давно известным планам – это, что называется, уходящая натура. Сегодняшняя высшая школа требует, условно говоря, более высокого градуса общения с университетской аудиторией. Поэтому я бы не придавал такую остроту проблеме сокращения контактных часов.

Что касается нагрузки, то в любом университете, в том числе и в РГГУ, существует положение о нагрузке, разработанное в строгом соответствии с нормами федеральных государственных стандартов. Не думаю, что какой-либо вуз рискнет их нарушить. Функция же по выявлению и проверке такого рода фактов лежит на соответствующих надзорных органах.

 

Вопрос:

Evgeny


Не кажется ли Вам, Ефим Иосифович, что ваша идея с портфолио, если ее внедрят, приведет к переходу на новый уровень коррупции? Если у родителей много денег, они купят ребенку и хорошее портфолио. Если мало, и у них, либо у ребенка, даже талантливого ребенка, возникли хоть какие-то разногласия (например, они не могли сдавать деньги на "классные нужды" или на "ремонт"), то портфолио у него окажется плохим. А ведь это наиболее вероятный исход таких введений в российской действительности.

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Коррупция, конечно, возможна всегда и в любых условиях. Однако это не значит, что не следует принимать мер, которые могут ей воспрепятствовать. Введение портфолио, убежден, это мера антикоррупционная, так как гораздо труднее покупать оценки с 5 класса, чем разово фальсифицировать ЕГЭ. Если родитель начнет с 5-го класса покупать оценки, внушая ребенку, что знать что-либо необязательно, он воспитает человека, который просто не найдет себе применение в жизни.

Кроме того, не стоит забывать, что в портфолио входят не только оценки, но и индивидуальные эссе о себе, а также эссе, написанные по заявкам вузов. Так, например, в Америке, на подготовку своего эссе старшеклассники тратят целый год. Средний американский выпускник направляет эссе в 10, 20, а то и в 50 университетов. Готовя себя к поступлению, человек письменно мотивирует свое желание учиться в определенном вузе. Не следует представлять, что это некий автоматический процесс – опустил монетку в аппарат и получил водичку с сиропом. Автор эссе, выразивший желание обучаться в Оксфорде, Гарварде, РГГУ или МГУ, предстает перед комиссией, где обосновывает свое решение. Если текст чужой, а оценки куплены, то выступление перед комиссией лишь обнажит полную неподготовленность абитуриента. Не думаю, что кто-то решится на столь безрассудный шаг.

Если снова вернуться к примеру Америки, то условный старшеклассник, разославший порядка 50 заявок, получает, допустим, 30 отрицательных и 20 положительных ответов. Из этих двадцати последних в пяти письмах будет предложение поступить бесплатно, как правило, в сравнительно менее престижные университеты. Еще 10 университетов готовы будут принять абитуриента на условиях частичной оплаты, а самые престижные вузы, такие как Йель, Гарвард или Принстон, могут запросить высокую плату за обучение. Такой индивидуальный подход к своим будущим студентам используют американские университеты. Нередки случаи, когда комиссия, отдавая должное высокому уровню поданной заявки, предлагает абитуриенту стипендию, так как желает видеть его в числе своих студентов. Речь, таким образом, идет не об усложнении процедуры поступления, а об отказе от обезличенного, механистического подхода, когда вопрос решается путем простого сопоставления набранных баллов. Внедряется инструмент индивидуальной оценки компетентности выпускника, что, как мне кажется, нужно только приветствовать.


Вопрос:

Алексей А.


Уважаемый Ефим Иосифович! В последнее время очень часто говорят о ЕГЭ, однако забывают о такой форме контроля знаний, как централизованное тестирование. ЦТ существует не только в РФ, но и в Беларуси, где является необходимым для поступления в ВУЗ. Не отрицая преимуществ традиционных форм тестирования, хочу спросить: какая форма контроля знаний кажется Вам более качественной и объективной, ЕГЭ или ЦТ?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Сравнивать две названные формы тестирования не очень корректно, так как они связаны с решением принципиально разных задач. Если ЕГЭ – это обязательная форма аттестации знаний всех выпускников школ, некий общий аршин для определения уровня подготовленности школьников, то централизованное тестирование является добровольным. К участию в ЦТ допускаются лица, имеющие общее среднее образование и учащиеся выпускных классов, однако потенциальная возможность принять в нем участие есть у любого желающего. Тестирование проводится раз в год, в апреле на коммерческой основе.

 

Вопрос:

Игорь Евгеньевич


Как по-вашему, оскандалившийся нынешним летом московский медицинский ВУЗ - это исключение или обычная практика "приема" в институты и университеты в нашей стране (просто другим повезло больше, чем этим медикам)? Не кажется ли Вам, что ЕГЭ - это раздолье для коррупционеров и взяточников и, одновременно, хороший посев для произрастания серой тупой массы без Ломоносовых и Менделеевых?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Не кажется. На мой взгляд, именно ЕГЭ, одним из элементов которого является обязательная публикация в Интернете всех списков абитуриентов и набранных ими баллов, – именно этот механизм позволил выявлять подобные факты. Считаю, что произошедшее не является повсеместной практикой. Используемые в современном образовании технологии позволяют предавать мгновенной огласке факт использования мертвых душ для продвижения желательных абитуриентов. Еще несколько лет назад это было невозможно, и столь грубое нарушение закона осталось бы безнаказанным. Раньше никто из непрошедших в вуз не знал, была его оценка занижена или нет, тогда как сегодня уже через два часа после экзамена все могут ознакомиться с его результатами.

Вопрос: Сергей

Уважаемый Ефим Иосифович. Кроме вопросов о процедуре проведения ЕГЭ, его эффективности и отражении уровня знаний школьников, возникает много нареканий к качеству самих тестов. Лично меня привели в ужас вопросы по обществознанию, ответами на которые могут быть не требуемый один, а несколько из приведенных вариантов ответа. Да и сами формулировки оставляют желать лучшего. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. Кроме того, возможен ли общественный контроль за содержанием вопросов ЕГЭ?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Общественный контроль осуществляется уже сегодня. Все, конечно, помнят негативную реакцию первых лиц государства на некоторые формулировки проектов тестовых заданий, и в этом отношении многое нужно совершенствовать. Но вместе с тем за последние годы качество контрольно-измерительных материалов существенно улучшилось, это признают все. Созданием тестов занимается целая группа профессионалов, уже даже получивших название – тестологи, и коэффициент некачественных, неточно сформулированных заданий неуклонно снижается, это несомненный факт. Кроме того, не будем забывать и о разных форматах самого экзамена.

Сейчас практически во всех гуманитарных дисциплинах есть части С, которые предполагают написание эссе. Эта форма проверки не связана с вызывающим зачастую наибольшие нарекания принципом множество вариантов ответов, когда верным является лишь один. Возможно, высказанная критика справедлива, но говорить в общем и обо всех заданиях сразу считаю некорректным.

 

Вопрос:

Елена


Уважаемый Ефим Иосифович, как вы относитесь к идее разделить ЕГЭ на два уровня, когда только высший уровень позволит претендовать на поступление в наиболее престижные университеты? Заранее спасибо за ответ.

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Такие предложения действительно были и они широко обсуждались. Любые подобные решения крайне ответственны, их необходимо тщательно взвешивать и не принимать с ходу и для всех специальностей сразу. Мы знаем, что по ряду направлений подготовки сегодня существует колоссальный переизбыток претендентов на поступление. По другим же специальностям наблюдается существенный недобор. Вряд ли поэтому стоит резко повышать требования для тех специальностей, где и так пока мало абитуриентов. Это очень серьезная проблема, значение которой не стоит недооценивать.По некоторым данным, в ряде европейских стран университеты готовы доплачивать тем, кто поступает на инженерные специальности. Я не исключаю, что скоро подобные меры станут актуальны и для нашей страны. Любая дифференциация, наподобие предлагаемой, чревата значительными диспропорциями и решение о ее внедрении должно быть тщательно выверено. 

Если переходить на более общий уровень рассуждений, то понятно, что есть вузы разной востребованности. Существует несколько десятков университетов, которые просто ломятся от желающих в них поступить, и есть много вузов с меньшей востребованностью. Возможно, в отношении некоторых вузов и отдельных специальностей предложенная мера была бы разумной, так как позволила бы точнее определить амбиции абитуриента – стать высококлассным физиком в физтехе и заниматься фундаментальной наукой и теоретическими разработками, либо пройти подготовку в качестве инженера-физика, отучившись в крепком университете, практикоориентированном на какую-то отрасль индустрии.

 

Вопрос:

Инна


Как известно, самые высокие баллы по ЕГЭ, в том числе по русскому и литературе, получают выпускники северокавказских республик. При этом господин Фурсенко заявляет, что все результаты ЕГЭ в Чечне честны и прозрачны. Как по вашему можно решить этот вопрос, чтобы результаты ЕГЭ не разнились от региона к региона, а зависели бы напрямую от уровня знаний школьника?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Я бы не стал обобщать и делать далеко идущих выводов про Северо-Кавказский или какой-либо другой округ, это слишком смелое и во многом голословное утверждение. Есть примеры, когда очень высокие баллы получают выпускники Архангельской области и Поволжья. Но сам разброс в результатах ЕГЭ по различным регионам, это вещь, наводящая на размышления.

Что касается мер контроля, то сегодня их выдвигается множество, и в числе предложений есть вполне конкретные вещи – создание общей базы для ЕГЭ, внедрение института независимого тестирования, ограничение количества самих центров сдачи ЕГЭ, запрет на использование мобильных телефонов в ходе экзамена, ужесточение наказаний для нарушителей правил проведения ЕГЭ вплоть до уголовной ответственности. В последнем случае речь, разумеется, идет не о детях, а об организаторах, учителях, если их действия принимают масштаб серьезных нарушений. Как видите, меры в целом довольно консервативны: лучшая организация, постоянный мониторинг, проверка лучших результатов и система наказаний.

Еще одно важное условие объективности результатов тестирования – ЕГЭ должен быть абсолютно деполитизирован. Как и в большинстве других стран, экзамен должен представлять собой рутинную централизованную процедуру. Ситуация, которая сложилась у нас в последние годы, – общенациональные дебаты с привлечением политиков и журналистов – ненормальна. ЕГЭ – внутриобразовательная проблема, а не повод для сведения политических счетов. Сейчас всем более или менее понятно, что в той или иной форме единый экзамен будет существовать, вопрос же в необходимости его совершенствования. Главную же опасность я вижу не в неоправданно высоких баллах ЕГЭ, а в мутации школьного преподавания, когда изучение физики или литературы сводится к натаскиванию на успешное прохождение тестов.

Возвращаясь к одному из предыдущих вопросов, скажу об одной существенной составляющей идеи портфолио – по некоторой группе дисциплин тесты должны сдаваться абсолютно всеми. Неоднозначность нынешней ситуации состоит, в частности, в том, что состав предметов иногда меняется в последний момент, регулярно пересматриваются требования к поступающим на те или иные специальности. Важно наладить механизм своего рода поточности в сдаче экзамена. ЕГЭ должен быть формой стандартной аттестации знаний, подобно той, что существовала прежде, когда выпускники школы сдавали много экзаменов по многим дисциплинам и получали итоговые документы о среднем образовании.

 

Вопрос:

Николай


Ефим Иосифович, сейчас все больше говорят о нехватке общежитий для иногородних студентов, вы сами не раз поднимали этот вопрос. Получается ЕГЭ так и смог добиться одной из своих основных целей, а именно облегчить поступление в престижные московские вузы иногородних абитуриентов?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Ну почему же, как раз этой цели благодаря ЕГЭ достичь удалось. Наиболее талантливые выпускники средних школ имеют сегодня больше возможностей поступить в избранный ими вуз. Для этого им больше не нужно ехать в другой город самим, они могут отправить свои результаты по почте. Но, как вы справедливо заметили, общежитий по-прежнему катастрофически не хватает. И дело не только в общей запущенности этой сферы, но и в том, что многие общежития за постсоветские годы оказались перепрофилированы, а на строительство новых средства не выделяются, либо выделяются в недостаточном объеме. Кроме того, значительно возросла региональная мобильность – в столичных вузах концентрируется все больше студентов. Так как эту ситуацию нельзя было спрогнозировать 20 или 30 лет назад, то достаточный для размещения всех желающих фонд общежитий создан не был.

Говоря об опыте нашего университета, могу отметить, что хотя мест в общежитиях у нас тоже не хватает, ко второму курсу нам удается разместить всех нуждающихся в жилье. Здесь присутствует фактор сознательного личного выбора абитуриента – поступить в вуз у себя дома или все же продержаться год в жестких московских условиях, а к началу второго курса заселиться в общежитие. Еще одно решение, которое высказывается в связи с названной проблемой, – постройка университетских кампусов. Об этом говорил и президент Дмитрий Медведев на встрече с губернатором Кировской области Никитой Белых. Эта идея, кроме всего прочего, предполагает объединение вузов с целью укрупнения кампусов, строительство которых каждым вузом в одиночку часто совершенно неподъемная задача. Если представить себе, что, скажем, сразу в нескольких местах Москвы или другого крупного города строятся обширные студенческие не городки даже, а города со своей инфраструктурой, магазинами, тренажерными залами, стадионами, больницами и т.д. – это позволило бы системно и эффективно решить данную проблему. Те десятки вузов, которые сегодня не могут обеспечить всех учащихся общежитиями, могли бы предоставлять части своих студентов места в этих сравнительно отдаленных, но зато благоустроенных, современных и удобных кампусах. Именно так мне видится решение проблемы расселения студентов, в особенности для региональных центров.

 

Вопрос:

Елена Олеговна


Уважаемый г-н ректор, я как сотрудница Академии наук очень обеспокоена тем, что школьники, которых натаскивают запоминать факты и судьба которых определяется тестами ЕГЭ - им ведь будет сложно в гуманитарных областях науки. Насколько, на ваш взгляд, отличается научное рвение современных студентов от студентов в советское время.

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Я готов разделить обеспокоенность автора вопроса тем, как много внимания в школьном обучении уделяется запоминанию фактов. Конечно, это далеко не самое главное в научном знании. Но, повторюсь, академический человек, видимо, далек от того, насколько продвинулся ЕГЭ и как выросло качество КИМов в сравнении с тем, с чего все начиналось. Как я уже говорил, в части С сегодняшних заданий есть эссе, как форма индивидуальной творческой проверки. 

Что касается научного рвения, то здесь особой тревоги я не испытываю. Как показывает опыт нашего университета, количество желающих поступить в аспирантуру год от года не снижается, люди хотят заниматься наукой. Другое дело, как это у них получается. Рвение есть, но насколько природа аспирантуры, как определенного этапа жизни молодого ученого, соответствует нынешним реалиям – это большой вопрос. Известно, что практически все аспиранты работают, такова суровая необходимость. Многие имеют семьи. Часто бывает, что работа и та тема диссертационного исследования, которую избрал молодой ученый, плохо совместимы или даже противоречат друг другу. Работа стопорит процесс подготовки диссертации, а последняя мешает продуктивной работе. Возможно, стоит подумать о том, чтобы индивидуализировать подход к организации исследовательского процесса и позволить части аспирантов выполнять научные проекты, непосредственно связанные с их профессиональной деятельностью. Может быть именно это позволит воспитать и удержать генерацию ярких личностей в науке.

 

Вопрос:

Петр


Вопрос технический, но важный для меня. Я учился в РГГУ на факультете защиты информации с 1998 по 2003 год, завалил госэкзамен, устроился на хорошую работу и не восстанавливался. Сейчас возникла необходимость в продолжении обучения, для чего во многих местах требуется диплом о высшем образовании. Насколько реально перезачесть пройденный мной материал и доделать только диплом? В чьей компетенции этот вопрос? Спасибо.

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Советую обратиться в деканат факультета, на котором вы обучались. Если речь не идет об отчислении, то вам нужно просто восстановиться. Я думаю, что это реально, но необходимо уточнить все подробности у администрации факультета. Сначала нужно будет, условно говоря, снова стать студентом, сдавшим всё, кроме выпускных экзаменов и дипломного проекта, а затем сдать экзамены и защититься.

 

Вопрос:

Татьяна


Скажите пожалуйста, как оценивают преподаватели Вашего вуза уровень знаний студентов, зачисленных по результатам ЕГЭ, по сравнению с поступавшими в прошлые годы по результатам вступительных экзаменов?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Трудно делать какие-то обобщения, но я ни разу не слышал, чтобы низкий уровень подготовки того или иного студента связывали именно с ЕГЭ. Общее год от года снижение уровня знаний современных выпускников – это известная проблема. Да и вообще, как известно, «раньше всё было лучше». Это проблема «отцов и детей».

 

Вопрос:

Дмитрий


Вы много выступаете в прессе с идеями модернизации, которые потом реализуются. Сокращение числа волн приема, упорядочение льготников и олимпиадников, ограничение числа вузов, в которые можно подавать документы. Каковы шансы вашей идеи про портфолио абитуриента и в чем суть этой идеи?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович 

Мне очень лестно, что многие идеи, высказанные нашим университетом или мной в качестве его ректора, не только реализуются, но получают позитивный отклик со стороны общества. Это лишний раз подтверждает, насколько большую роль придают люди вопросам образования, а кроме того, это означает, что руководство отрасли в целом прислушивается к мнению ректорского и вузовского сообществ. Что до портфолио, я думаю, что в той или иной форме это вполне реальная идея.

 

Вопрос:

Николай Иванович


Ефим Иосифович, у меня к Вам такой вопрос: моя внучка будет поступать в следующем году, и мы рассматриваем РГГУ как один из возможных вариантов. На сайте университета много объявлений о подготовительных курсах и тестированиях. Насколько эти программы помогают будущим студентам, если они все сдают только ЕГЭ? Дают ли они какие-либо преимущества при поступлении?

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Преимуществ при поступлении, разумеется, нет. Преимущества имеют либо те категории, которые предусмотрены законодательством, либо победители олимпиад. Но все эти программы могут помочь в подготовке и дать сведения о нынешнем уровне будущего абитуриента, выявить направления на которые нужно обратить большее внимание.

 

Вопрос:

Яна


Здравствуйте, Ефим Иосифович! Мои родители всегда гордились тем, что получили советское образование - это означало очень высокий уровень подготовленности и профессионализма. После перестройки уровень подготовки специалистов заметно снизился, а сейчас мы полностью отказываемся от нашей системы и переходим на европейскую. С чем, по Вашему мнению, это связано? Настолько ли устарела наша система? Какие главные черты и принципы мы перенимаем у Запада? Оставляем ли что-то свое? Спасибо!

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

У советской образовательной системы было много достоинств, среди которых широкая фундаментальная подготовка, престиж фундаментальной науки и многие другие. Россия была и остается великой образовательной державой и нашей задачей, конечно, является сохранение достижений советской системы. Но на современном этапе, когда мобильность становится одной из важнейших черт жизни, образовательная сфера должна меняться. Присоединение России к Болонскому процессу, несомненно, дает ряд существенных преимуществ как университетам, так и студентам и преподавателям в сфере интернализации образовательного пространства. Она расширяет мобильность студентов и преподавателей, в частности, по линии академического обмена. Большинство студентов сегодня заинтересованы в том, чтобы пройти часть своего обучения вне стен родного вуза. Это позволяет им приобретать новый опыт, устанавливать контакты с молодыми специалистами других регионов и стран, глубже знакомиться с реалиями изучаемого предмета в рамках темы своего исследования и т.д. Замечательно что у студентов сейчас есть такая возможность, когда семестр, проведенный в Европе, засчитывается студенту в родном вузе. РГГУ в настоящий момент выдает двойные дипломы в рамках магистерских программ с рядом европейских вузов. Назвать этот процесс массовым нельзя, но он идет. С этого года на двухуровневую систему «бакалавр-магистр» перешли практически все специальности в нашем университета.

 

Вопрос:

Преподаватель русской литературы


Как вы считаете, адекватно ли отражает уровень образованности школьников в области гуманитарных наук такая форма, как ЕГЭ? Применимо ли вообще тестирование как форма оценки знаний по истории, литературе,обществознанию? Дети стали косноязычны, не могут формулировать даже простые мысли. Фактическое устранение литературы ведёт к усугублению проблем нравственного формирования детей. Резко падает общая культура молодёжи.

 

Ответ:

Пивовар Ефим Иосифович

 

Я не могу согласиться с утверждением, что современные студенты или школьники не могут сформулировать свои мысли или выразить свое мнение. По крайней мере, по студентам РГГУ этого совсем не скажешь. Современная молодежь, конечно, отличается от нашего поколения, но это не значит, что она хуже или косноязычнее. Они просто другие, живут в век цифровых технологий, обладают такими знаниями и навыками, которыми не владели поколения их родителей и дедов.

Что касается ЕГЭ, то как я уже говорил, во всех гуманитарных дисциплинах ЕГЭ есть части С, выполнение которого заключается в формулировании развернутого письменного ответа в форме эссе или небольшого сочинения. Такая форма контроля знаний позволяет устранить те существенные недостатки, о которых говорит автор вопроса.





ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати