Летняя школа «S Y M B O L A R I U M» в РГГУ
Летняя школа «S Y M B O L A R I U M» в РГГУ
15.06.2011

Летняя школа «S Y M B O L A R I U M» в РГГУ

15-16 июня в нашем университете прошла Летняя школа «SYMBOLARIUM», организованная Русской антропологической школой РГГУ и Институтом мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова.


15.06.2011

Летняя школа «S Y M B O L A R I U M» в РГГУ

15-16 июня в нашем университете прошла Летняя школа «SYMBOLARIUM», организованная Русской антропологической школой РГГУ и Институтом мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова.

Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»

С приветственным словом к участникам и слушателям обратился проректор РГГУ по научной работе Д.П. Бак, который отметил, что проводимые РАШ мероприятия пользуются повышенным интересом со стороны студентов, сотрудников и друзей университета. «Конференции, семинары, летние школы РАШ – всегда праздник», – отметил проректор. Он уделил особое внимание тому месту и роли, которые для РГГУ имеет присутствие в его стенах Вячеслава Всеволодовича Иванова – крупнейшего русского лингвиста, академика РАН, ученого с мировым именем, человека поистине энциклопедических знаний.

Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»   Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»

Вяч.Вс. Иванов предварил выступления участников летней школы кратким вступительным словом. Он выразил надежду, что проведенное мероприятие из теоретической плоскости перейдет и в практическую: в планах РАШ подготовка и издание подробного словника универсальных символов: серии книг, посвященных отдельным символам, важным для различных культур и цивилизаций. Вячеслав Всеволодович призвал исследователей выбрать один или несколько универсальных символов и подготовить энциклопедическую статью. Он обозначил ряд трудностей, с которым сопряжена такая работа, в частности, существует проблема пересечения, общности символов. Так, символ мирового дерева часто отождествляется с мировой корой, стволом, горой, вертикалью и даже яйцом. Тем не менее, этот проект может и должен быть реализован, а его стратегическая цель состоит в издании энциклопедической серии, столь же подробной и всеохватной, как интернет-проект Wikipedia. Благодаря достижениям последних лет в области нейронаук, результат должен быть несколько более масштабным в сравнении с тем, чем в свое время занимался о. Павел Флоренский. «Без сомнения, такая работа вызвала бы большой интерес у широких слоев публики, как когда-то это случилось с серией “Мифы народов мира”», – завершил свое выступление Вячеслав Всеволодович.

Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»   Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»   Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»

Свой научный доклад он посвятил мифу о Боге Луны и священном ужасе после падения Луны с неба. По словам докладчика, этот миф является древнейшим в человеческой цивилизации, отсылающим ко временам выхода наших общих предков из Африки. Астрономическое явление солнечного и лунного затмений переживалось древним человеком драматически, с чувством священного ужаса и связывалось с исчезновением светил, концом времени. В ряде традиций это явление описывается как поглощение светила неким циклопическим чудовищем. Вячеслав Всеволодович проследил историю формирования и развития понятий «страха» и «ужаса». Свое выступление Вяч.Вс. Иванов завершил интересной параллелью между чувством перманентного ужаса, которое, как установили исследователи в XIX в., было нормальным состоянием сообщества эскимосов, и того страха, в котором находилось советское общество в сравнительно недавней истории нашей страны. Угроза возрождения древнейших форм коллективного тоталитарного ужаса, как показывает исторический опыт, вовсе не преодолена, и различные его формы могли и могут стать реальностью на современном этапе развития цивилизации. Ярким примером последнего времени служат апокалиптические теории о наступлении конца света в 2012 г.

Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»   Летняя школа «S Y M B O L A R I U M»

Дальнейшая работа Летней школы проходила с формате круглого стола с краткими выступлениями участников и свободной дискуссией вокруг поднимаемых проблем. Темы докладов охватывали широкий круг вопросов – от треугольников Платона как универсальных геометрических символов для описания всего сущего до психологического символизма Карла Густава Юнга.





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.