4 апреля в рамках проекта «Год с Дмитрием Александровичем Приговым» в РГГУ состоялась открытая лекция филолога, искусствоведа и культуролога Михаила Ямпольского.
4 апреля в рамках проекта «Год с Дмитрием Александровичем Приговым» в РГГУ состоялась открытая лекция профессора Нью-Йоркского университета, филолога, искусствоведа и культуролога Михаила Ямпольского «Д. А. Пригов: новая антропология как новая зоология», организованная Лабораторией им. Д. А. Пригова Центра новейшей русской литературы ИФИ РГГУ.
Перед началом лекции выступил проректор РГГУ по научной работе и директор Центра новейшей русской литературы Дмитрий Петрович Бак. Он рассказал о проектах Лаборатории им. Д. А. Пригова, официальная презентация которой состоится в рамках Венецианской биеннале современного искусства. По словам Д.П.Бака, лекция Михаила Ямпольского – первое мероприятие в рамках целого цикла лекций и спецкурсов, посвящённых творчеству Пригова и концептуализму, которые планируется проводить в РГГУ регулярно.
В центре внимания рассуждений Михаила Ямпольского был цикл работ Пригова, озаглавленный «Бестиарий», на котором друзья Пригова, писатели и художники, изображены в виде фантастических животных. По какой причине и с какой целью был создан Приговым этот цикл? Как он соотносится с творческими установками Пригова-художника и Пригова-писателя – а также с литературным, художественным и философским контекстом культуры XX века?
Отвечая на эти вопросы, Ямпольский рассмотрел три составляющих образа зверя в творчестве Пригова: «гений-зверь», «зверь-паразит» и «зверь неподобный». Пригов представляет гения именно в виде зверя, так как для него определяющее свойство гения – это чистота поведения, постоянное следование определённой культурной модели, равенство самому себе, запрограммированность, свойственная именно животному. Эта теория строится на размышлениях философа и биолога Якоба фон Юэкскюлля и являлась для Д. А. Пригова не только творческим принципом, но и основой выстраиваемых им отношений с его окружением.
«Зверь-паразит» как образ Художника возникает у Пригова в контексте размышлений культуры постмодернизма о том, что любой автор паразитирует на чужом голосе, чужом слове. В творчестве, по Пригову, всегда происходит потеря и размывание идентичностей человека (яркая иллюстрация этой мысли – перформансы Пригова, находящиеся на границах между разными медиа, сосредоточенные на проблеме медийных трансформаций – то есть метаморфоз идентичности).
«Зверь неподобный» у Пригова появляется в рамках его увлечения трудами богослова Псевдо-Дионисия Ареопагита. Портреты серии «Бестиарий» изображают не реальных людей, а фантомные возможности текста. Портреты Пригова – это портреты, отказывающиеся от сходства, постулирующие принципиальную невозможность подобия. Комбинации на портретах существ разных полов, животных разных видов обнаруживают невозможность любой идентичности.
Итак, в серии портретов «Бестиарий», которую Пригов создавал в течение почти 30 лет, художник строит «новую антропологию», новую систему представлений о человеке и человеческом, о поэзии и поэтическом – оказывающуюся своеобразной «новой зоологией».
После лекции состоялось обсуждение, в ходе которого был поднят вопрос о применимости к творчеству Пригова таких категорий, как «красивое» и «эстетичное», был предложен ещё один источник образности Пригова – религиозная иконография. Лекция вызвала живой интерес у многочисленной и разнообразной аудитории: студентов и преподавателей РГГУ, журналистов, художников и поэтов.