Лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»
Лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»
08.04.2011

Лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»

4 апреля в рамках проекта «Год с Дмитрием Александровичем Приговым» в РГГУ состоялась открытая лекция филолога, искусствоведа и культуролога Михаила Ямпольского.


08.04.2011

Лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»

4 апреля в рамках проекта «Год с Дмитрием Александровичем Приговым» в РГГУ состоялась открытая лекция профессора Нью-Йоркского университета, филолога, искусствоведа и культуролога Михаила Ямпольского «Д. А. Пригов: новая антропология как новая зоология», организованная Лабораторией им. Д. А. Пригова Центра новейшей русской литературы ИФИ РГГУ.

Перед началом лекции выступил проректор РГГУ по научной работе и директор Центра новейшей русской литературы Дмитрий Петрович Бак. Он рассказал о проектах Лаборатории им. Д. А. Пригова, официальная презентация которой состоится в рамках Венецианской биеннале современного искусства. По словам Д.П.Бака, лекция Михаила Ямпольского – первое мероприятие в рамках целого цикла лекций и спецкурсов, посвящённых творчеству Пригова и концептуализму, которые планируется проводить в РГГУ регулярно.

Открытая лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»   Открытая лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»

В центре внимания рассуждений Михаила Ямпольского был цикл работ Пригова, озаглавленный «Бестиарий», на котором друзья Пригова, писатели и художники, изображены в виде фантастических животных. По какой причине и с какой целью был создан Приговым этот цикл? Как он соотносится с творческими установками Пригова-художника и Пригова-писателя – а также с литературным, художественным и философским контекстом культуры XX века?

Отвечая на эти вопросы, Ямпольский рассмотрел три составляющих образа зверя в творчестве Пригова: «гений-зверь», «зверь-паразит» и «зверь неподобный». Пригов представляет гения именно в виде зверя, так как для него определяющее свойство гения – это чистота поведения, постоянное следование определённой культурной модели, равенство самому себе, запрограммированность, свойственная именно животному. Эта теория строится на размышлениях философа и биолога Якоба фон Юэкскюлля и являлась для Д. А. Пригова не только творческим принципом, но и основой выстраиваемых им отношений с его окружением.

Открытая лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»   Открытая лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»

«Зверь-паразит» как образ Художника возникает у Пригова в контексте размышлений культуры постмодернизма о том, что любой автор паразитирует на чужом голосе, чужом слове. В творчестве, по Пригову, всегда происходит потеря и размывание идентичностей человека (яркая иллюстрация этой мысли – перформансы Пригова, находящиеся на границах между разными медиа, сосредоточенные на проблеме медийных трансформаций – то есть метаморфоз идентичности).

«Зверь неподобный» у Пригова появляется в рамках его увлечения трудами богослова Псевдо-Дионисия Ареопагита. Портреты серии «Бестиарий» изображают не реальных людей, а фантомные возможности текста. Портреты Пригова – это портреты, отказывающиеся от сходства, постулирующие принципиальную невозможность подобия. Комбинации на портретах существ разных полов, животных разных видов обнаруживают невозможность любой идентичности.

Открытая лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»   Открытая лекция Михаила Ямпольского «Новая антропология как Новая Зоология»

Итак, в серии портретов «Бестиарий», которую Пригов создавал в течение почти 30 лет, художник строит «новую антропологию», новую систему представлений о человеке и человеческом, о поэзии и поэтическом – оказывающуюся своеобразной «новой зоологией».

После лекции состоялось обсуждение, в ходе которого был поднят вопрос о применимости к творчеству Пригова таких категорий, как «красивое» и «эстетичное», был предложен ещё один источник образности Пригова – религиозная иконография. Лекция вызвала живой интерес у многочисленной и разнообразной аудитории: студентов и преподавателей РГГУ, журналистов, художников и поэтов.



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.