Новости - РГГУ.РУ
Новости
02.11.2010

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

02.11.2010

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

30 октября в РГГУ состоялось открытие Второй международной научной конференции «Приговские чтения в РГГУ». Данная конференция состоит из серии мероприятий, посвященных памяти известного поэта, художника, одного из лидеров московского движения концептуалистов Дмитрия Александровича Пригова. Нынешняя годовщина со дня рождения Дмитрия Александровича имеет особое значение, так как в этом году автор, чей вклад в современную российскую словесность и визуальные искусства трудно переоценить, отметил бы свое 70-летие. В присутствии многочисленных гостей и почитателей таланта Дмитрия Александровича состоялось открытие выставки его художественных и перформативных работ «Без предуведомления» под кураторством Максима Илюхина (группа АВС).

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»          Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

На открытии выступила директор Музейного центра и декан Факультета истории искусства И.В. Баканова, отметившая значение творчества поэта для РГГУ, с которым Д.А. Пригова связывало самое сотрудничество буквально с первых дней открытия вуза.

Проректор РГГУ по научной работе Д.П. Бак поприветствовал присутствовавших, среди которых в качестве особых гостей были представлены Н.Г. Бурова (Пригова) и А.Д. Пригов, оказавшие концептуальную и организационную поддержку событию. Куратор мероприятия М. Илюхин выразил признательность всем тем, кто оказывал ту или иную помощь в процессе его подготовки – супруге Д.А. Пригова, сотрудникам РГГУ и др. Выставка, по словам куратора, стала исследованием личности Пригова, индивидуальным взглядом на все многообразие форм визуального творчества художника.

В Большом выставочном зале университета состоялся вечер памяти Дмитрия Александровича под названием «Пригов – это… ???… сегодня». Неопределенность сформулированной темы задавала общий тон выступлениям и дискуссии, содержанием которых стала попытка найти место автора в современном российском и мировом художественно-поэтическом ландшафте, ответить на вопрос – кем Пригов является для нас. Модератор дискуссии, проректор РГГУ Д.П. Бак в своем вступительном слове указал на магическое свойство творчества Пригова, придающего обыденным вещам новый смысл, изменяющего время и пространство вокруг себя и своих работ.

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»   

Д.П. Бак также отметил, что в подготовке мероприятия приняли участие Международный фонд Дмитрия Александровича Пригова, издательский дом «Новое литературное обозрения», Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственный центр современного искусства и портал «Полит.ру». Гостями вечера, докладчиками и диспутантами стали музыкант, философ Владимир Мартынов, философ, доктор философских наук Валерий Подорога (РГГУ – Институт философии РАН), Лена Силард (Университет ELTE, Будапешт – Университет Сассари, Сардиния), Ирина Прохорова (издательский дом «НЛО», Москва), писатель Виктор Ерофеев, переводчик Алессандро Ньеро (Университет Венеции Ca' Foscari), поэт, критик Александр Скидан (издательский дом «НЛО», Москва) и философ Игорь Чубаров (РГГУ – Институт философии РАН).

Выступления гостей вечера сопровождались вопросами и репликами зала, зачастую из формата доклада перерастая в свободную дискуссию на тему особенностей творческого метода Дмитрия Александровича Пригова, его поэтического образа, значения его работ для современного зрителя и читателя.

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»     Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»    Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

Виктор Ерофеев, близкий друг Дмитрия Александровича, озаглавил свое выступление «Пригов как произведение искусства», отметив мотив жизнетворчества как неотъемлемую часть творческого метода Пригова, главным произведением которого стал он сам. По словам Ерофеева, Дмитрий Александрович закрыл поэзию, поставив под вопрос саму возможность дальнейшего существования жанра. В отличие от большинства творческих людей, для Пригова была характерна удивительная трезвость во взглядах и оценках окружающего мира, способность безукоризненно объяснять жизнь.

Ирина Прохорова обратила внимание собравшихся на теологический аспект творчества поэта и художника, назвав его русским Данте XX столетия. Пригов написал чрезвычайно точный портрет советской цивилизации как жесткой, тоталитарной религиозной системы, описанием которой русская литература занималась на протяжении всего предыдущего и нынешнего века. По словам Прохоровой, о Пригове крайне трудно говорить, не превращаясь в персонажа его произведений. Характерная для автора саморефлексивность как бы делает избыточным любой внешний анализ его текстов.

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»               Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

Владимир Мартынов представил свой взгляд на музыкальную сторону приговского универсума. Он отметил фантастическую музыкальную эрудицию Пригова, его страсть к опере, глубочайшее знание произведений Малера, Бетховена, делавшее его профессиональным слушателем. В совместных с Приговым проектах было крайне сложно отделить его поэтическое дарование от музыкального.

Алессандро Ньеро поделился со слушателями теми трудностями, с которыми он, как профессиональный переводчик, сталкивается в попытке адаптировать тексты Пригова к восприятию итальянским читателем. Ньеро сформулировал пункты выработанной им в процессе работы с текстами Пригова переводческой стратегии: стремиться сохранять ритмический поэтический строй текста (вопреки принятой в Европе традиции верлибра); сохранять авторскую игру мнимого лиризма и напускной серьезности; воссоздавать характерную для Пригова игру в поэта, прекрасно владеющего стихотворной формой, но намеренно упрощающего, примитивизирующего слог; незаметно проникать в ухо и сознание читателя.

Валерий Подорога в своем выступлении рассказал о своем опыте знакомства с Дмитрием Александровичем в различных контекстах – от поэтического вечера до семинара в Институте философии, где Пригов выступал на тему философии исторического материализма. Будучи теснейшим образом связанным со смеховой культурой, творчество Пригова, по мнению докладчика, глубоко актуально, так как исследовало советский быт и действительность советской эпохи посредством остранения и осмеяния. Пригов, по мнению Подороги, находясь внутри собственного художественно-поэтического языка, внутри искусства, зачастую не осознавал до конца значение создаваемых им художественных текстов.

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»     Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

Лена Силард, в продолжение своего прошлогоднего выступления на Приговских чтениях, посвятила свою речь связи произведений Пригова с некоторыми мотивами в творчестве Андрея Белого. Пригов, по ее словам, является художником будущего, что в значительной мере перекликается со сформулированной Белым идеей о необходимости изменения самого типа художника. Пригов, по мнению Силард, и воплощал собой уникальный случай реализации такого проекта.

Александр Скидан изложил слушателям свою концепцию машинного поэтического письма Дмитрия Александровича Пригова. Несмотря на подконтрольность властям творческой, а тем более издательской сферы в Советском союзе, Пригов одним из первых начал эксперименты с воспроизводимостью, серийностью собственных текстов. Революция, произведенная Приговым в поэтическом языке, по мнению Скидана, сродни промышленной революции в Англии XVIII–XIX веков. Пригову принадлежит право считаться создателем нового поля, новой постановки проблемы «оригинал-копия».

Международная научная конференция «Приговские чтения в РГГУ»

В своем выступлении, Игорь Чубаров обратился к теме прагматики Пригова. Художественные тексты Дмитрия Александровича, по мнению докладчика, слишком странные, не вписывающиеся ни в какой из ранее существовавших кодов. Вместе с тем, Пригов чудовищно современен и крайне сложен для любого аналитического высказывания. Пригов задевает в читателе тот слой чувственности, который пронизывает насквозь, затрагивая самые глубинные и потаенные воспоминания об актуальном для многих из нас советском опыте. При этом, под воздействием художественного метода Пригова советская реальность, быт становятся выносимыми, в какой-то мере приемлемыми. Реальность Пригова, по мнению выступающего, жива, несмотря на кажущуюся остраненность его объектов. Дмитрий Александрович олицетворяет фундаментальный разрыв между советской и современной поэтическими традициями.

В завершение вечера памяти, модератор дискуссии Д.П. Бак пригласил всех присутствовавших к участию в других мероприятиях, проводимых в рамках фестиваля памяти Дмитрия Александровича Пригова PrigovFest. Среди них –­ ряд научных семинаров и круглых столов, которые пройдут в стенах РГГУ, а также концерт в честь 70-летия Д.А. Пригова в музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати