Открытие выставки «Экспедиционный дневник: Алтай – Монголия (Эстампаж. Графика. Фотография)»
04.10.2018

Открытие выставки «Экспедиционный дневник: Алтай – Монголия (Эстампаж. Графика. Фотография)»


KHAB0078.JPG

3 октября 2018 года в РГГУ состоялось открытие выставки «Экспедиционный дневник: Алтай – Монголия (Эстампаж. Графика. Фотография)».

KHAB0108.JPG

С приветственным словом к собравшимся обратились проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета Ольга Вячеславовна Павленко и директор Музейного центра РГГУ Ирина Викторовна Баканова. Автор концепции выставки Михаил Юрьевич Шишин, д. филос. н., профессор, академик Российской академии художеств, рассказал о богатстве и многообразии петроглифов Алтая и Монголии.

KHAB0074.JPG

Важность изучения первобытного искусства в рамках археологии и искусствоведения отметил академик, вице-президент Российской академии художеств Виктор Григорьевич Калинин. В свою очередь, член-корреспондент Российской академии художеств Маргарита Валерьевна Хабарова рассказала о зарождении практики представления первобытного искусства в пространствах художественных галерей.

KHAB0221.JPG

В заключение Андрей Валерьевич Клюев и Дмитрий Николаевич Потапов поделились собственным опытом участия в экспедиции в качестве фотохудожников.

KHAB0263.JPG

Церемонию открытия выставки также посетили главный хранитель, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Татьяна Владимировна Потапова и проректор по учебной работе РГГУ, директор Института экономики, управления и права Надежда Ивановна Архипова.

KHAB0095.JPG

«Экспедиционный дневник» – первая форма научного осмысления материала, накопленного многолетними экспедициями российско-монгольского коллектива ученых и художников. Более десяти лет под руководством директора Института искусств и дизайна Монгольского государственного университета культуры Доржсурэна Уранчимэга и директора Института комплексных исследований Большого Алтая АлтГТУ им. И.И. Ползунова М.Ю. Шишина идут полевые исследования уникальных комплексов петроглифов Монголии и Горного Алтая. В ходе экспедиций было обследовано и зафиксировано фото- и видеосъемкой свыше 10 крупных комплексов петроглифов, в том числе расположенных на территории национального парка Таван-Богд (Монголия), включенных в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Помимо цифровой съемки был произведен эстампаж с наскальных рисунков – ядро выставки в Музейном центре РГГУ, поскольку эти работы обладают не только научной, но и художественной ценностью. Эстампаж (особая техника копирования) осуществили сотрудники Бийского государственного краеведческого музея им. В. В. Бианки, преподаватели и студенты Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

KHAB0171.JPG

Представленные на выставке копии петроглифов позволяют проследить эволюцию и совершенствование техники создания наскальных изображений, формирование сюжетных композиций. Кроме того, при внимательном изучении объектов при помощи микросъемки удалось отметить мельчайшие технические детали и выделить работы разного уровня по степени художественного совершенства – от предварительных до подлинных шедевров. Эти наблюдения позволяют предположить формирование в культурах бронзового века сообществ людей, обладавших высокими художественными способностями и шлифовавших свое мастерство в группах особого рода. Образ художника прошлого – тема, особенно значимая для научного коллектива, который считает ее весьма перспективной.

KHAB0253.JPG

Экспедиции всегда носили комплексный характер, в их составе работали не только ученые, но и художники разных направлений. Петроглифы, их яркая образность, композиционная завершенность и сегодня являются удивительным по силе стимулом для творческого поиска, использования новых выразительных средств. Выставка в Музейном центре РГГУ представляет работы современных мастеров Сибири и Монголии – Ларисы Пастушковой, Валерия Тебекова, Сергея Дыкова, Д. Умийбаяр, Д. Уранчимэг, Д. Саамжамц – как участников диалога между художниками, разделенными тысячелетиями. Творчество фотохудожников Андрея Клюева и Дмитрия Потапова помогает зрителю перенестись в места работы экспедиции, однако высокое художественное качество фотографий позволяет говорить о том, что эти экспозиции могут «работать» и как самостоятельные монографические разделы выставки.

KHAB0050.JPG



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.