Новости - РГГУ.РУ
Новости
27.05.2010

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

27.05.2010

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин, традиционно проводящийся в рамках Дней аспирантуры РГГУ, обычно проходил как рефлексия прошедших занятий. На этих заседаниях обсуждались вопросы практического (какого рода занятия оказались наиболее востребованными? что изменить, улучшить в следующем году?) и методологического свойства (где мы, представители разных дисциплин, сходимся и не сходимся в понимании междисциплинарности? как мы работаем – в рамках дисциплины или на стыке разных? что для нас значит «оставаться в рамках своей дисциплины» или же «работать на стыке нескольких»?).

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

            Это обсуждение, хотя вопросы вроде бы не новы, всегда выявляло основные позиции, в том числе обусловленные подготовкой в рамках той или иной специальности, – и это само по себе уже было хорошим результатом, потому что позволяло участникам круглого стола, аспирантам, представляющим различные гуманитарные специальности (искусствоведение, культурология, история, филология, философия и др.) формулировать и переформулировать собственную точку зрения.

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

            В этом году было решено – самими слушателями курса – провести круглый стол как серию презентаций диссертационных или близких к ним проектов: так названные выше вопросы оказываются ближе к жизни, оказываются более насущными и требуют решения.

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

            Программа круглого стола получилась насыщенной: 10 докладов, на обсуждение каждого отводилось по 30 минут (10-12 минут доклад, реплики оппонентов, общее обсуждение), но дискуссия была вполне живой, помимо оппонентов задавали вопросы, высказывали свои соображения и остальные участники круглого стола, и некоторые доклады (диссертационные проекты) обсуждались около часа.

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

         Были представлены не только различные специальности и факультеты, это был также большой разброс тем: «Концепт ребенка в контексте отечественных педагогических проектов первой трети ХХ в.: до- и послереволюционная версия» (Анна Козлова. Философия, ФФ), «Образ врага в детско-юношеских журналах 1920-х гг.: информационное проектирование противника (на основе материалов «Пионера» и «Мурзилки»)» (Артем Кравченко, история, ФАД), «Междисциплинарные аспекты изучения отечественной фотографии конца XIX – начала XX вв.» (Артем Логинов, история, кафедра стран постсоветского зарубежья), «Понятие «традиционного» в искусстве Палеха и Мстёры. К вопросу о преемственности в народном искусстве» (Сергей Хромцов (культурология, ФИИ), «Отечественный документальный кинематограф начала XX века и поиски международного языка (Белостокский аспект)» (Маргарита Байкина, журналистика, ИМ), «Проблема конструирования репрезентируемого образа» (Кира Клюкова, история, ФИПП), «Культурная Травма в текстах русского литературного постмодернизма» (Оксана Молчанова, культурология, ФИИ), «Литература и кинематограф: сближение и границы» (Инна Драч, филология, ИФФ), «Понятие элиты для средневекового общества» (Кирилл Ривчак, история, ФАД), «Феномен «новой исторической науки» и проблема междисциплинарности в советской историографии 60-80 гг. XX века» (Евгения Долгова, история, ФИПП)

Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин

            На дискуссию выносились вопросы, связанные именно со способами работы, разность которых привлекла к себе внимание во время докладов. Оказалось, что такой способ работы востребован не только потому, что дает возможность диссертанту лишний раз проговорить, сформулировать свои выводы, но и потому еще, что он может услышать комментарии представителей разных дисциплин, прошедших разные школы, «заточенных» на то, чтобы видеть, акцентировать, анализировать разные вещи.

 




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати