РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Программа "Лица университета" - "Хай-тек в учебном процессе"
18.05.2010

Программа "Лица университета" - "Хай-тек в учебном процессе"

Интервью с директором Института новых образовательных технологий РГГУ Сергеем Викторовичем Кувшиновым. Тема сюжета: "Хай-тек в учебном процессе"


18.05.2010

Программа "Лица университета" - "Хай-тек в учебном процессе"

Интервью с директором Института новых образовательных технологий РГГУ Сергеем Викторовичем Кувшиновым

 Тема сюжета: "Хай-тек в учебном процессе"

Айна .Межиева: Сергей Викторович добрый день. Сегодняшняя программа «Лица университета» целиком посвящена Институту новых образовательных технологий, который Вы возглавляете. И, в первую очередь, хотелось бы узнать немного о Вас, какой университет закончили и как Ваш путь пересекся с нашим университетом?

Сергей Кувшинов: В 1981 году я закончил Московский авиационный институт и основной профдеятельностью было внедрение новых обучающих систем в программу подготовки будущих инженеров. И с течением времени, в течении 15 лет у нас был наработан очень большой опыт по тому времени. В то же время РГГУ начинал новую образовательную программу, связанную с хай-теком, с телевидением, с внедрением новых видеокамер, витала идея телетрансляций. И руководство университета пригласило всю нашу команду из Московского авиационного института, которая занималась этой проблеммой, придти и попробовать свои силы в области гуманитарного образования.

В 2000 году было принято решение о создании в РГГУ Института новых образовательных технологий и информатизации. Это было связано с тем, что уже был накоплен достаточно большой опыт по постройке сетевых структур, по разработке действительно целого комплекса мультимедийных обучающих систем, был получен опыт по внедрению нового оборудования в обучении студентов, поэтому естественно возникла необходимость всю эту работу систематизировать и придать ей вполне определенный вектор. И на сегодняшний день Институт новых образовательных технологий, которому в 2010 году исполняется 10 лет, представляет собой уже просто экспериментальную площадку в области высшего образования.

Наш университет по своему характеру является исследовательским вузом и в том числе вот этот основной тренд, как использование новых технологий, использование хай-тека в образовательном процессе, сегодня очень важен. За эти 10 лет у нас появились очень тесные контакты с крупнейшими компаниями, мировыми концернами, это в том числе корпорация Intel. На территории нашего института находится 13 различных типов и видов интерактивных устройств, я не думаю, что на территории России сегодня есть хотя бы один вуз, который проводит комплексную работу по внедрению вот этих новых интерактивных технологий. В целом одна из задач университета - это обеспечение учебного процесса, внедрение новой культуры преподавания и обучения с использованием принципиально новых инструментов, которые перестраивают мышление студентов, перестраивают взаимоотношения между студентами и преподавателями. Весь учебный процесс становится похож на мини-проект, но такой мини-проект, инструментами реализации которого являются новейшие информационные, коммуникационные, компьютерные технологии. Поэтому также одна из задач - это обеспечение и внедрение этих устройств. Вторая задача исследовательская. За эти 10 лет в нашем Институте стали работать очень известные специалисты в области мехатроники, электроники, в области развивающих технологий, и сегодня у нас существует несколько лабораторий, которые занимаются научной деятельностью. Результат этой научной деятельности - это создание пилотных мультимедийных интерактивных обучающих комплексов, и это не массовый продукт, это образовательные модули, которые  по своему концептуальному построению станут наиболее популярны через несколько лет. И для того, чтобы мы могли обкатать это и понять обратную связь, мы эти системы внедряем здесь в учебном процессе на 5-ом этаже, в своих 23 мультимедийных многофункциональных аудиториях, вот в одной из таких аудиторий мы сейчас находимся. Это не просто мультиплексный класс, это учебный исследовательский институционный центр, где и отрабатываются различные технологии взаимодействия.

А.М.: Сергей Викторович, Вы прежде уже назвали 13 интерактивных технологий. Можно было бы рассказать о них? Что это за интерактивные технологии, как их вообще себе можно представить?

С.К.: В первую очередь, это связано с распространением такого уникального устройства, как интерактивные доски. Ну, наверное, в системе образования было несколько революций, одна из них связана с тем, что в монастырских и городских школах появилась черная доска и учащиеся пытались писать на ней мелом, приблизительно такая же революция происходит в наших аудиториях, когда простая черная доска заменилась маркерной, а на смену маркерной доски пришли интерактивные доски. Смысл в том, что мы можем графически комментировать любые образы, которые мы демонстрируем на этой доске, с помощью компьютера. И поэтому, сегодня на мировом рынке уже около 20 брендов различных устройств, мы должны понять, какие наиболее удобны для высшего образования, какие более эффективны для преподавания гуманитарных дисциплин. Ввиду того, что мы накопили опыт так называемой инсталляции аудитории, мы понимаем, что сегодняшняя аудитория  - это не затылочно-партовая система, это совершенно другой комплекс, он должен быть мобильным, там должна быть вполне определенная эргономика. Даже вот в этой аудитории, в которой мы находимся сейчас, тоже использованы определенные ноу-хау.

А.М.: Мы сейчас говорили об использовании новых устройств. А сами студенты используют для своей работы, может быть исследовательской, какие-то новые технологии? Ну, возьмем какую-нибудь специальность, например, те же журналисты.

С.К.: Например, для Института масс-медиа мы совместно создали новый класс, который до сих пор не очень приживается, потому что класс называется «визионариум», это класс, в котором инсталлирована звуковая система Dolby Digital 5.1.- звуковое погружение. В этом классе нет ни парт, ни стульев, это класс, который представляет собой большой высокий амфитеатр, это беспроводные технологии Wi-Fi, которые позволяют любой ноутбук студента вывести на экран преподавателя, и тут же начать графически комментировать. Мы говорим здесь, что в этой аудитории, в этом «визионариуме» мы отрабатываем новую концепцию медиа-коммуникаций, когда появляется новый язык, язык общения на аудио и видео, вот мы учим студентов общаться между собой, и внедряем эту культуру, которая сегодня получила название культура 2.0

 А.М.: Почему же она все-таки не приживается?

С.К.: Не приживается, потому что эта аудитория по своей архитектуре стоит особняком. Преподаватели привыкли, что студент обязательно должен сидеть. Но надо сказать, что эта аудитория носит эксперементальный характер, потому что полтора часа просидеть на одном месте, вот в такой достаточно свободной позе, это достаточно тяжело. Здесь должны быть найдены новые формы активити, чтобы студенты работали в группе, вставали, часто подходили к экрану. Т.е. там должна быть активность. Мы учимся сегодня работать в новой среде, поэтому студенты в этом отношении нам очень сильно помогают, включаются в эту игру, но для того, чтобы перенести наш опыт инсталляции аудитории, формы взаимоотношения в другие вузы, в школы, то сегодня это сделать очень тяжело. Потому что сама система образования и внедрения хай-тека достаточно коса, и поэтому вот такие слишком революционные изменения пока принимаются не слишком быстро.

 А.М.: Сергей Викторович, вот уже 10 лет, как Вы отметили, работаете в Институте новых образовательных технологий, наверное, были возможности сравнить, как в зарубежных вузах внедряются новые образовательные технологии. Насколько мы отстаем, я имею в виду, в целом, российские вузы, и насколько тяжело внедряются эти технологии. Они появляются, чем дальше, тем быстрее. Вы могли бы дать оценку за эти 10 лет?

С.К.: Действительно, у нас появилось очень много контактов с американскими вузами, в прошлом году были наши коллеги из Стэндфордского университета, где подробно рассказывали и показывали интерактивные устройства, какие у них существуют проблемы во внедрении. В этом году была возможность познакомиться с работой университетов в Лондоне, с наиболее продвинутыми школами, которые внедряют новые технологии. И мы видим, что, в общем-то, внедрение хай-тека в образовательные процессы похоже во многих странах, это всегда не такой простой путь. В каждой стране есть своя определенная специфика. Если говорить об уровне и месте работы нашего института по сравнению с тем, как внедряются эти технологии, то надо сказать, что очень многие работы в нашем институте носят такой концептуальный характер, и порой этот характер опережает ту существующую практику, которая сегодня есть в Европе, в Канаде и даже в США.

Другая ситуация, каким образом, мы можем эти концептуальные разработки широко внедрить даже в рамках нашего университета или в рамках московских школ, или в рамках хотя бы даже тех же самых исследовательских вузов. У нас сегодня готов пакет достаточно серьезных и очень красивых, интересных предложений, но внедрение этого пакета требует порой перестройки самого учебного процесса, а наш преподавательский состав российских вузов, административный состав еще не готов к таким радикальным переменам. Мы сегодня особенно четко осознаем, что у нас с внедрением новых технологий меняется форма коммуникации.

В течении 10 лет одной из задач нашего института, помимо учебного процесса, помимо исследования, была подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава. В рамках нашего института совместно с Институтом повышения квалификации, переподготовки кадров РГГУ работает так называемая школа «IT» («ай ти») преподавателей, где в течении семестра, осеннего и весеннего, мы пытаемся преподавателей учить не как нажимать на кнопки, не как работать с компьютером, мы пытаемся научить строить свои собственные новые обучающие системы.

У нас в университете, в течении уже 10 лет, мы проводим два мероприятия: одно у нас зимнее мероприятие называется «Рождественский фестиваль мультимедийных интерактивных инсталляций», сегодня это уже такой всероссийский праздник, куда съезжаются учащиеся не только Москвы, они представляют свои медийные работы, медийные инсталляции. Это в том числе и подведение итогов конкурса «Digital smart art» - это лучшие творческие работы, выполненные на интерактивных устройствах. Второе мероприятие, которое называется «Хай-тек-шоу», где мы вместе с нашими партнерами, крупнейшими корпорациями и компаниями, проводим мероприятие, как правило, студенты участвуют в качестве ведущих, где мы поднимаем актуальные проблемы внедрения новых технологий в нашу жизнь, в образование, в культуру. И вот в прошлом году мы запустили такой тренд, который получил название «Human IT», мы понимаем, что техника окружает нас все больше и больше, что мы живем в этой искусственной среде. И мы должны быть более аккуратны и осторожны во взаимодействии с этой техникой, чтобы она нас не деформировала , то есть «Human IT»  - это тренд, как технология для человека и во имя человека. И нам приятно, что этот тренд развивается.

В этом году, в июне месяце, мы предполагаем, что будет очередное наше «Хай-тек-шоу», и оно будет посвящено новой тематике - это внедрение и распространение новой технологии взаимодействия и обмена опытом преподавателей. Мы привыкли к такой форме как «b2b» , т.е. business to business, мы хотим сегодня рассказать о новом проекте и внедрить его в систему образования - это проект «t2t» - это teacher to teacher, показать то, как новая система коучинга позволяет преподавателям обмениваться опытом, создавать совместно новые образовательные модули, помогать друг другу в преподавании тех или иных дисциплин. И вот я приглашаю вас на это «Хай-тек-шоу», где впервые мы покажем, как сегодня можно реализовать эту концепцию  teacher to teacher.

Программа "Лица университета"© производится Отделом мультимедийных проектов Управления по связям с общественностью и СМИ РГГУ. Съемки программы проходят в формате интервью с экспертом, который является cотрудником или выпускником нашего университета.

 Авторы программы: Межиева Айна, Ануфриев Сергей.