РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Открытие III Гуманитарных чтений в РГГУ
02.04.2010

Открытие III Гуманитарных чтений в РГГУ

29 марта 2010 года в РГГУ открылись III Гуманитарные чтения – международный научный форум, рассказывающий о достижениях ученых университета.


02.04.2010

Открытие III Гуманитарных чтений в РГГУ

29 марта 2010 года в РГГУ открылись III Гуманитарные чтения – международный научный форум, рассказывающий о достижениях ученых университета. Во вступительном слове Е.И. Пивовар поблагодарил всех, кто готовил III Гуманитарные чтения, отметил работу Управления по координации вузовских проектов и программ, Совета молодых ученых и научных подразделений университета в целом. Также ректор сообщил, что на заседании Наблюдательного совета 26 марта были внесены и поддержаны предложения об усилении философской составляющей чтений и о более пристальном рассмотрении проблемы перехода от информационного общества к обществу знаний. Кроме того, он подчеркнул интерес к проблемам понятий в современном мире.

 

Е.И. Пивовар рассказал о результатах Гуманитарных чтений прошлых лет, итоговые материалы которых были опубликованы в одноименных сборниках. Затем ректор передал слово модераторам основных междисциплинарных круглых столов, которые входят в программу Чтений.

 

Доктор исторических наук, зав. кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ Г.И. Зверева представила круглый стол «Теория и методология гуманитарного знания: история понятий».  Она подчеркнула, что РГГУ уже давно сотрудничает по данной теме с другими университетами как в России, так и за рубежом. Одним из первых партнёров нашего университета стал Европейский институт в Санкт-Петербурге. Педставители РГГУ приняли участие в двух международных конференциях в Сеуле и Лондоне. Г.И. Зверева выразила надежду, что на Гуманитарных чтениях этого года будут определены направления дальнейшей работы. Уже на ближайшую осень заявлена масштабная конференция по истории понятий.

 

Второй междисциплинарный круглый стол, посвященный россиеведению, был представлен доктором исторических наук, директором Историко-архивного института РГГУ А.Б. Безбородовым. Он отметил, что в последние годы эта тема сильно заинтересовала молодых ученых. В частности, появилась команда молодых ученых, которая, начала комплексные исследования истории России XVI-XVIII вв.  для последующего создания новой образовательной программы. На Гуманитарных чтениях будут представлены итоги археологических исследований, также проанализирован комплекс культурных механизмов в контексте исторических процессов.

 

К вопросу об истории понятий вернулся доктор философских наук, член-кор. РАН, декан социологического факультета РГГУ Ж.Т. Тощенко. Он представил третий междисциплинарный круглый стол - «Общественные функции гуманитарных и социальных наук». Главной темой дискуссии станут новые явления в общественном сознании и социальной практике России. Ж.Т. Тощенко отметил, что многие понятия, вошедшие в наше сознание сравнительно недавно, требуют уточнения.  К ним относятся «глобализация», «постмодерн», «мультикультурализм» и т.д. В своем выступлении Ж.Т. Тощенко отметил познавательную, прикладную, прогностическую и другие функции гуманитарных и социальных наук, о которых и будет идти речь в ближайшие дни.

Четрвертый междисциплинарный круглый стол будет посвящен гуманитарному знанию и образованию. Его представила доктор исторических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и технологий факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ Л.Г. Березовая. Отметив чрезвычайную актуальность этой темы, она предложила начинать с азов, то есть со смысла гуманитарного знания в целом: что оно собой представляет и для чего оно в современном мире? Л.Г. Березовая отметила важность реализации профессионала в современном мире, а также значимость коммуникации преподавателя и студента. Последний вопрос вызывает множество споров. Существуют две основных точки зрения: сторонники первой рассматривают образование как гуманитарный диалог между преподавателем и студентом, сторонники же второй точки зрения считают, что образование – это услуга, делая, таким образом, акцент на рыночных механизмах.