Траектории чтения: контексты современной русской литературы. «Постсоветская литература: травма распада».
Траектории чтения: контексты современной русской литературы. «Постсоветская литература: травма распада».
14.12.2009

Траектории чтения: контексты современной русской литературы. «Постсоветская литература: травма распада».

12 декабря 2009 года в конференц-зале РГГУ состоялось последнее в этом календарном году мероприятие из серии «Траектории чтения: контексты современной русской литературы», организованное Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ совместно с издательской группой «АСТ».


14.12.2009

Траектории чтения: контексты современной русской литературы. «Постсоветская литература: травма распада».

12 декабря 2009 года в конференц-зале РГГУ состоялось последнее в этом календарном году мероприятие из серии «Траектории чтения: контексты современной русской литературы», организованное Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ совместно с издательской группой «АСТ». Тема вечера на этот раз была заявлена как «Постсоветская литература: травма распада». Модератором дискуссии стал генеральный директор издательства «Ad Marginem» Михаил Котомин. Для участия в обсуждении были приглашены известные современные литераторы - Сергей Шаргунов (писатель, публицист, лауреат премии «Дебют») и Захар Прилепин (писатель, эссесист, лауреат премии «Национальный бестселлер»).

 

Траектории чтения: контексты современной русской литературы. «Постсоветская литература: травма распада».

Михаил Котомин сформулировал основные направления беседы: современный писатель как представитель постсоветского поколения, постсоветская действительность как предмет художественного изображения и постсоветская эстетика. Захар Прилепин говорил о категории «советское» в современной литературе, он подчеркнул, что на данный момент советская литература еще полностью не прочитана и не осознана. Революционная эпоха, по его словам, в некотором роде рифмуется с эпохой девяностых, однако есть разница в методе отображения действительности. В 1990-е годы действительность оказалась столь непривычной и сложной для постижения, что ее было почти невозможно описать средствами реалистического социального романа, с чем и связано зарождение эстетики русского постмодернизма. Эта ситуация, как заметил Прилепин, становится вызовом для писателя: а можно ли вообще написать классический реалистический роман на материале такой действительности? Свою творческую практику Прилепин рассматривает как возможность ответа на этот вызов. Сергей Шаргунов, в чьем творчестве более заметна ориентация на опыт русской прозы 1920-х, подтвердил, что в 1990-е годы наблюдался «голод» по реализму, что позволило ему уже тогда предсказать появление авторов-неореалистов, одним из которых и явился Прилепин.   Затем дискуссия о советском и постсоветском в литературе вышла на уровень широких историко-литературного обобщений – в центре обсуждения оказалась проблема создания единого канона русской литературы в ХХ века.





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.