РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона
18.06.2009

Лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона

17 июня состоялась открытая лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона «Рассказ с фотографиями», организованная Институтом высших гуманитарных исследований и Управлением международных связей РГГУ.


18.06.2009

Лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона

 

17 июня состоялась открытая лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона «Рассказ с фотографиями», организованная Институтом высших гуманитарных исследований и Управлением международных связей РГГУ.Лекция была посвящена синтезу автобиографического текста и фотографии в современной литературе.

 

Профессор Коллеж де Франс (Париж) Антуан Компаньона

А. Компаньон ссылается в своих лекциях на такие значимые фигуры французской и мировой литературы, как Ж.-П.Сартр, М.Пруст, Р.Барт и М.Фуко, с одной стороны, и М.Дюрас, А.Бретон, Н.Бувье – с другой. Точнее, на противопоставлении парадигмы об эстетической роли литературы, которая ни в коем случае не является отражением действительности, и нового прочтения роли автора. В тексте могут быть использованы фотографии, которые создают новую литературную действительность, не обязательно соответствующую истинному положению вещей. Авторская фантазия переплетается с документальностью нашей жизни, запечатленной на видеопленках, фотографиях и других носителях. Автор может использовать их как для создания вымышленной истории, так и для простой манипуляции фактами. А. Компаньон приводит слова французского писателя-структуралиста Р.Барта, «она [фотография] никогда не лжет; <…> она может солгать о значении вещи, но никогда о ее существовании».

 Лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона

Поколение А. Компаньона выросло на идеях экзистенциализма, они делали выбор между «жить или рассказывать», именно так проблему литературы сформулировал Ж.-П.Сартр. Рассказывать о своей жизни было не принято, по крайней мере публично; сегодня ситуация в корне изменилась. Доминирующей теорией является теория субъекта. Отличительный признак субъекта – эмоциональность, поэтому, утверждает А. Компаньон, автобиографический роман М. Дюрас «Любовник» имел и имеет до сих пор большой успех. Проблема допустимости рефлексии и описания переживаний в литературе, обреченной быть субъективной, но стремящейся к правдивости сейчас не стоит так остро.

Лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона

По мнению лектора, появляется все больше повестей, в которых фотография служит посредником для памяти, связующим звеном между читателем и автором. Простая наглядность фотографии служит доказательством причастности к истине, даже если эта истина существует только в рамках текста. У писателей есть возможность рассказать о переживаниях, не скрываясь за маской литературного персонажа или, наоборот, изменить свою историю до неузнаваемости, используя квазиавтобиографию, подтвержденную фотографией.

Лекция вызвала живой интерес у слушателей и продолжилась дискуссией о значении Интернета и новых технологий в литературе, о жанре блогов и традиционной литературе.