Новости - РГГУ.РУ
Новости
09.06.2008

"Невежество - главный враг патриотизма" - интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара для интернет-ресурса КРЕМЛЬ.org

09.06.2008

"Невежество - главный враг патриотизма" - интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара для интернет-ресурса КРЕМЛЬ.org

Что такое патриотическое воспитание сегодня?


Я не могу дать определение, но могу сказать, что об этом думаю. Я считаю, что в сферу патриотического воспитания, бесспорно, входит воспитание знанием, знанием о своей стране, о культуре своей страны и, конечно, воспитание знанием о народах, о цивилизациях, которые окружают нашу страну. Такая двойственная составляющая этого воспитания знанием включает, с одной стороны, подлинное уважение к своим корням, к своей культуре, к своему народу и, с другой стороны, толерантное отношение к окружающим его культурам, народам и историческому опыту. Потому что если такое сочетание будет нарушено, то это может привести к ксенофобии, с одной стороны, к уничижительному отношению окружающих и к национализму по всему периметру наших границ, с другой стороны. Настоящий патриот, конечно, прежде всего, обладает знаниями о своей культуре, о своей цивилизации, о народах, которые живут издревле на этой земле. И эти знания являются базой для патриотического воспитания. Это не религия - это знание. Потому что воспитание через знание крайне важно.


На каких примерах можно воспитывать патриотизм?


Бесспорно, мы должны воспитывать патриотизм на примерах тяжелых испытаний, которые выпали на долю наших народов, испытаний, которые не сломили дух народа, и наши народы их выдержали. Для моего поколения это события Великой Отечественной Войны и Второй Мировой войны в целом, это события послевоенного возрождения. Говорят о немецком чуде, о японском чуде, но было и советское чудо, чудо нашего народа, когда за несколько лет мы восстановили из руин огромную территорию. Этим действительно надо гордиться. Это и наши достижения в области науки и техники. Для меня, например, 12 апреля 1961 года был самым счастливым днем в жизни. Это наши достижения в экономике, в науке, в искусстве, в спорте - этим надо гордиться. Но есть и более ранние, древние страницы нашей истории, которыми можно гордиться. Только не надо, я бы сказал, закрывать глаза и на темные страницы нашего прошлого, тяжелые страницы.


На Ваш взгляд, как понимают патриотизм люди разных возрастов? В чем разница, что общего, что отличного?


У каждого поколения, как говорят ученые, есть свое историческое время. Не только время, когда он родился и живет, но и поколенное разное время - время молодости, время юности, у всех же есть студенческие годы, всего пять лет, но у кого-то это 50-е годы, у кого-то 60-е прошлого века, а у кого-то это 10-е годы этого столетия. И они, естественно, разные, хотя вроде бы студенческие годы. Они разные, но одновременно и одни и те же. В чем это заключается? В том, что есть общее историческое время, когда встречается однокурсник или одноклассник, не важно, или сотрудник, который работал в одном каком-то учреждении многие годы, он расплывается в улыбке только потому, что он встречает того, кто имел ту же судьбу, ту же историческую общность. И это сочетание надо иметь в виду, что, с одной стороны, разное историческое время, с другой стороны, есть какие-то черты, обобщающие и тех, кто были в это разное время в этих сообществах, и общие какие-то элементы. И то же самое с народом. У нас, конечно, разные поколения, и по историческому опыту, и по составу населения, но есть и общность - это одна страна, это наша страна. Поэтому, конечно, когда мы говорим о своей стране, мы гордимся ею, и когда кто-то начинает о нас говорить плохо, мы, естественно, вздрагиваем и даже немножко ершимся, и имеем на это основания, потому что нам обидно. Мы можем сами себя критиковать, это другой разговор, но когда начинают нас критиковать другие, нам обидно, мне лично обидно, даже если критика в чем-то и справедлива. Я думаю, что есть и единство, и различие. Историческое время - это очень интересный инструмент познания прошлого, но оно имеет и реальное наполнение в любое время, и в наше время тоже. Я уж не говорю про историческое пространство, строго говоря, это тоже особая статья, потому что человек, который живет в одном географическом поясе, в одной стране, имеет какие-то менталитетные особенности.


На Ваш взгляд, нужны ли какие-то специальные структуры, которые будут заниматься патриотическим воспитанием, специальные программы в школах или вузах? Чтобы вновь просто не скатиться к разговорам о патриотизме?


Вообще-то главная задача образования - это воспитание знанием, это его главная функция. Если образование ее не реализует, то надо это немедленно пресекать. Второе: в воспитании образованием есть элементы, которые особенно важны в процессе формирования личности и воспитания. Условно, это родной язык и родная литература, это история своей страны, это основы социальных знаний, философии, экономики, права, правовая культура. Это функция всех уровней школ, для этого не нужны какие-то особые институции, надо просто это осуществлять. Второй момент, который несколько сложнее: средства массовой информации тоже должны быть на это направлены. Я понимаю, что это четвертая власть, но они должны быть на это направлены. Я могу продолжить этот перечень институций, функция которых в этом заключается до бесконечности. Но получается, надо создавать какие-то новые, какая-то кампанейщина. Другое дело, что есть какие-то конкретные задачи в воспитательной работе. Условно говоря, мы же не могли предугадать, что будет Олимпиада в Сочи. И, конечно, нам теперь нужно нашу воспитательную работу в связи с этим как-то координировать. То есть, есть такие задачи, которые появляются из самой жизни. Вот тогда, конечно, нужны какие-то дополнительные программы. У нас появляются в обществе некоторые тревожные тенденции, например, никто не мог подумать, что после разгрома нацизма, на этой земле может возникнуть неонацизм. Но раз это, к сожалению, есть, то с этим надо бороться, и, естественно, должны появляться программы для этого. А вообще-то воспитание - это главная задача школы и семьи. Давайте папе и маме программу - воспитание детей, давайте еще одну программу сделаем. Они, по идее, для того и родили детей, чтобы воспитывать. Я так считаю, не знаю, может быть, я не прав.


Но сейчас есть некие проблемы с патриотизмом.


Конечно, есть. Потому что, к сожалению, образовательная среда в условиях реформ что-то упустила. Плохо, что у нас была жесткая, централизованная, контролируемая система стандартов обучения, где была для всех одна история КПСС, и никто не мог ее отменить. Теперь, конечно, демократия, любой вуз и любое учебное заведение может само предложить модель стандарта образования в высшей школе. Мало того, студент может выбрать, какие курсы он хочет посещать, какие - нет, это все здорово. Но одновременно некоторые базовые, не с точки зрения, что они обязательные, а с точки зрения интересов общества элементы образования исчезают. Например, я знаю, что в проектах стандартов третьего поколения то достижение, которое было с большим трудом реализовано во втором поколении: что любой вуз, какой бы он ни был, торфяной, или театральное училище, но обязательными были два курса - философия или история философии и отечественная история. Я не говорю о качестве, это другой разговор, его уровень надо совершенствовать, но все-таки они были обязательными. Теперь начинается разговор: давайте по выбору, есть девять или семь общественных дисциплин, экономический вуз выберет историю экономических учений, индустриальный - историю техники, но это не то. Мы-то говорили об отечественной истории, а не об истории техники, что тоже нужно, конечно, но это не то. И мы говорили о философии как мировоззрении, а не просто науковедении, допустим, истории химии. Это нужно, но должно быть не вместо, а в плюс. Поэтому, конечно, стоит эта задача. Потому что главный элемент патриотического, в моем представлении - это русская литература и язык, это отечественная история и это философские мировоззренческие позиции. Какое без этого может быть воспитание в высшей школе? Независимо от того, что, строго говоря, и математика, и химия, и астрономия - все равно это воспитание, воспитание знанием. Если, конечно, знание качественное и процесс образования эффективный.


Идет процесс глобализации. Значит, должны быть какие-то дисциплины, которые одновременно развивают и патриотизм, и толерантность.


Ну а как же, разве русская литература толерантность не развивает? Развивает. Или русский язык, отечественная история и философия - это минимум. Но тут важно содержание. Ведь отечественная история, если правильно поставлена задача, или русская литература - это же не воспитание, что мы абсолютно ни на кого не похожие. Как раз наоборот, это осознание нас в системе мировых ценностей. Гуманитарное знание должно иметь две результирующие: первое - уважение и понимание ценностей своей культуры и достижений своего народа, и второе - уважение и понимание роли других народов. По-другому быть не может, у нас же границы по всему периметру. Только на Севере белым медведям не нужно ничего внушать, а во всех остальных сторонах света мы же с кем-то соседствуем, мы же не можем это не учитывать. Нам нужно точно знать, кто нас окружает, с кем мы имеем тысячелетние контакты. Мало того, это же взаимное движение. Невежество - это и есть главный враг патриотизма. Потому что надо через знания воспитывать уважение к себе, а не через незнание, я так считаю.


Источник: www.kreml.org



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати