Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»
Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»
19.05.2008

Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»

15 мая 2008 г. в «Профессорской» аудитории РГГУ состоялся Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»


19.05.2008

Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»

15 мая 2008 г. в «Профессорской» аудитории РГГУ состоялся Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»

 

3

 

В работе Круглого стола приняли участие: проректор по научной работе, канд. филол. наук, проф. Д.П. Бак; зам. проректора по научной работе, канд. ист. наук, доц.   Л.Н. Простоволосова; начальник Управления аспирантурой и докторантурой, канд. ист. наук, Л.П. Трембич; д-р филос. наук, директор Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского С.Д. Серебряный; канд. ист. наук, доц. Высшей школы европейских культур А.М. Перлов; канд. филол. наук, ст. преп. кафедры истории русской литературы О.М. Розенблюм; аспиранты, прослушавшие лекции в рамках междисциплинарного курса «Гуманитарное знание: современные подходы». Всего в работе Круглого стола приняли участие около 50 аспирантов университета.

Во вступительном слове проректор по научной работе, проф. Д.П. Бак; отметил, что Дни аспирантуры РГГУ проводятся в университете уже второй год. Дни аспирантуры традиционно состоят из трех мероприятий. Первое из них – Круглый стол, тема его каждый год меняется. Второе событие - Третья научная конференция «Гуманитарное знание: теоретические основы, междисциплинарность, современные подходы», которая состоится 22 мая. Завершает Дни аспирантуры  День открытых дверей для поступающих в аспирантуру. Тема Круглого стола в этом году является следствием проекта, который был реализован в течение учебного года. Проект предполагал чтение междисциплинарного, методологического курса лекций «Гуманитарное знание: современные подходы» для аспирантов первого года обучения. Инициатором этого проекта был ректор университета, проф. Е.И. Пивовар, он и открыл этот цикл лекций в ноябре 2007 г. В будущем этот проект будет продолжен. Завершая выступление, Д.П. Бак поблагодарил организаторов Дней аспирантуры РГГУ, начальника управления аспирантурой и докторантурой Л.П. Трембич, разработчиков проекта директора Института высших гуманитарных исследований С.Д. Серебряного, доцента Высшей школы европейских культур А.М. Перлова, старшего преподавателя кафедры истории русской литературы О.М. Розенблюм.

 

2

 

Вел Круглый стол директор ИВГИ С.Д. Серебряный. Свои впечатления от междисциплинарного курса лекций изложил один из его организаторов – А.М. Перлов. Он остановился в своем выступлении на двух темах: теории и практике, междисциплинарности и отчетных протоколах аспирантов. Выступающий кратко охарактеризовал подготовленные аспирантами протоколы, сообщил о том, что информация с оценками протоколов будет размещена на сайте междисциплинарного курса лекций, а 22 мая, в рамках конференции по проблемам подготовки аспирантов, об этом будет сделано теоретическое высказывание.

Выступления аспирантов – участников Круглого стола были посвящены актуальным проблемам аспирантской подготовки в рамках междисциплинарного курса лекций.

Оценка реализованного проекта и пожелания по развитию концепции курса прозвучали в выступлении аспирантки кафедры теоретической и исторической поэтики          Г. Лобановой. Она отметила, что сама идея междисциплинарного курса для аспирантов представляется интересной и перспективной. Главная цель этого курса – побудить слушателей к уточнению их представлений о собственной специальности, вообще, и о методологии их будущей диссертации, в частности. Путь к достижению этой цели – расширение кругозора слушателей через демонстрацию различных вариантов гуманитарного знания и их возможного взаимодействия. Аспирантка определила несколько положений, необходимых для успешной реализации идеи курса. Во-первых, лекции, посвященные отдельным наукам, должны образовывать некоторое единство. Во- вторых, лекции, должны отражать, в первую очередь, проблемы, актуальные именно для современного этапа развития данной науки. В-третьих, поскольку аудитория состоит из людей различных специальностей и с разным объемом знаний, то необходим некоторый баланс между интересами лектора и интересами и возможностями аудитории. В отдельных случаях в лекциях имел место избыток сведений по истории какой-либо науки и недостаток информации о тех проблемах и методах, которые важны для нее сегодня. Для успешности этого курса была бы важна большая связанность лекций между собой. Аспирантка отметила, что в большинстве случаев лекции были прочитаны на самом высоком уровне. Различные аспекты: теория, история, структура какой-либо науки, а также ее соотношение с другими дисциплинами были в них объединены вокруг наиболее актуальных для этой науки проблем. Именно это позволило раскрыть темы в полной мере, логично и разносторонне. Представляя свою науку аудитории, каждый лектор, по сути, пытался ответить на одни и те же вопросы: какие проблемы представляются сейчас наиболее существенными для данной науки; какие задачи она должна выполнить для их решения; как история науки связана с подходами к решению этих проблем; какие методы применяются сегодня в данной науке; как связана структура данной науки с кругом наиболее значимых для нее проблем; как соотносится данная наука с другими дисциплинами особенно с точки зрения методов решения общих проблем и др. Особо отмечены лекции проф. Е.И. Пивовара, проф. С.Н. Зенкина, проф. Г.И. Зверевой и др.

 

1

 

В. Борисов, аспирант кафедры истории России Средневековья и раннего Нового времени, отметил высокий уровень организационной стороны курса: на сайте выложены аудиозаписи лекций, четко осуществлялось оповещение о предстоящих занятиях. Выступающий предложил наряду с поточными лекциями, по желанию аспирантов, проводить семинарские занятия по отдельным направлениям, уточнить структуру и порядок заполнения отчетного протокола.

В. Николаева, аспирантка кафедры проектирующей психологии, высоко оценила прослушанный цикл лекций. В выступлении выражен взгляд психолога на междисциплинарный курс, отмечены психологические особенности его восприятия, которые предполагают наличие определенной карты знания, по которой следует ориентироваться в новой предметной области. В психологии эта проблема сформулирована в виде общего принципа выделения фигуры из фона, поиска тех характеристик, которые позволяют отделить важное от второстепенного. В рамках междисциплинарного курса в качестве ключа, с помощью которого можно было бы выделить «фигуру» из фона, следует рассматривать отчетный протокол. Аспирантка высказала пожелание о проведении не только вводного занятия в начале курса, но и дополнительного занятия о порядке составления отчетного протокола после нескольких прослушанных лекций.

Положительная оценка междисциплинарного курса прозвучала в выступлениях аспирантов – культурологов Е. Пилюк и А. Назимко.

В ходе дискуссии аспиранты высказали предложения по совершенствованию организации междисциплинарного курса, отметили достоинства протокола как формы отчетности.

Подводя итоги, проректор по научной работе, проф. Д.П. Бак подчеркнул, что высказанные в ходе Круглого стола пожелания и замечания являются ценными для разработчиков курса. Результаты обсуждения показали, что аспиранты могут выступить в роли соисполнителей, соавторов курса. Д.П. Бак поддержал предложения аспирантов о возможности избирательного подхода к темам в рамках междисциплинарного курса, проведении семинарских занятий, подготовке вопросника для преподавателей и др. Одной из задач проведения курса, отметил проректор, является задача удержать какое-то количество людей в поле исследовательской корпорации, необходимо поддержать преемственность, научные традиции, научные школы РГГУ.

Выступления участников дискуссии будут опубликованы в третьем выпуске ежегодника «Дни аспирантуры РГГУ» и отражены на сайте университета.

 





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.