Доклад О.О. Рогинской «Тело и речь Евгения Гришковца»
Доклад О.О. Рогинской «Тело и речь Евгения Гришковца»
02.04.2008

Доклад О.О. Рогинской «Тело и речь Евгения Гришковца»

На заседании научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории был прочитан О.О. Рогинская выступила с докладом «Тело и речь Евгения Гришковца».


02.04.2008

Доклад О.О. Рогинской «Тело и речь Евгения Гришковца»

         1 апреля 2008 г. в рамках проходящих в РГГУ Гуманитарных чтений - 2008 состоялось очередное заседание Научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.  Заседание открыла директор УНЦ ВАЭ,  д-р. ист. наук, проф. Н.И. Басовская. Она обратила внимание на две тенденции, наметившиеся в работе семинара в последнее время. С одной стороны, это расширение научной проблематики, включение в обсуждение новых «исследовательских полей», с другой – углубление в теоретические проблемы визуальной антропологии.

Доклад О.О. Рогинской «Тело и речь Евгения Гришковца»

 Основной доклад «Тело и речь Евгения Гришковца» на семинаре представила театральный критик О.О. Рогинская, кандидат филологических наук, доцент кафедры наук о культуре Государственного университета – Высшая школа экономики.

В выступлении О.О. Рогинской главным предметом анализа стало соотношение визуального и вербального в  образе героя, созданного Евгением Гришковцом – драматургом, актером и режиссером, лауреатом «Антибукера», «Триумфа», «Золотой маски», а также премии «Книга года – 2004» (в номинации «Дебют»). В частности предметом анализа стало рождение высказываний героя спектаклей Гришковца в контексте общей проблематики соотношения речи и языка тела на театральной сцене. О.О. Рогинская обратила внимание на специфику рождения этих высказываний героя Гришковца, имеющих автобиографический характер, и прежде всего - на участие тела этого героя в процессе поиска им нужных слов, что создает эффект рождения речи на глазах у зрителя; подмену наррации псевдоимпровизацией («неподготовленная» устная речь героя); «наивное философствование», увлекающее слушателей/зрителей и заставляющее сопереживать герою; неопределенность Я героя (о себе рассказывает человек, заранее о себе ничего не знающий). Основные положения доклада иллюстрировались видеофрагментами из спектаклей.

дПЛМБД п.п. тПЗЙОУЛПК «фЕМП Й ТЕЮШ еЧЗЕОЙС зТЙЫЛПЧГБ»

По мнению О.О. Рогинской, одной из ключевых проблем для Е. Гришковца является проблема невыразимого. Именно поэтому все, что говорит его герой, остается на уровне высказываний, которые не получают языковой завершенности. Театр же в данном случае выступает как способ проверки высказываний на истинность.

Тематика доклада и поставленные в нем вопросы вызвали живое обсуждение, в котором приняли участие Н.И. Басовская, И.П. Кулакова, Л.Н. Солянкина, О.Д. Шемякина, А.В. Григорьева, Ю.П. Зарецкий.

В работе семинара приняли участие преподаватели и сотрудники РГГУ, ГУ-ВШЭ, МГУ, Констанцкого ун-та (Германия), студенты и аспиранты РГГУ и других московских вузов.





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.