Интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара газете "Московская правда" - "Теперь уж точно свой среди своих"
28.02.2008

Интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара газете "Московская правда" - "Теперь уж точно свой среди своих"

Сознательно дала такой заголовок, чтобы напомнить читателю о статье двухлет­ней давности в нашей газете. Интервью с доктором исторических наук, профес­сором Ефимом Иосифови­чем Пивоваром называлось "Свой человек со стороны", ибо тогда он только присту­пил к исполнению обязанно­стей ректора Российского государственного гумани­тарного университета, и фактически это было воз­вращение в новом качестве... С тех пор прошло два года...


28.02.2008

Интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара газете "Московская правда" - "Теперь уж точно свой среди своих"

 

Теперь уж точно свой среди своих (28.02.2008)


Сознательно дала такой заголовок, чтобы напомнить читателю о статье двухлет­ней давности в нашей газете. Интервью с доктором исторических наук, профес­сором Ефимом Иосифови­чем Пивоваром называлось "Свой человек со стороны", ибо тогда он только присту­пил к исполнению обязанно­стей ректора Российского государственного гумани­тарного университета, и фактически это было воз­вращение в новом качестве: когда-то работал в этом вузе, но расстался с ним. Уходя из РГГУ в alma mater - Московский университет, не мог и подумать, что через несколько лет вернется обратно на улицу Чаянова, приняв предложение возгла­вить вуз. Профессор Пивовар не скрывал, что это решение далось ему нелегко, да и в РГГУ поначалу встретили настороженно: вроде бы "свой человек", а все-таки  "Со стороны". С тех пор прошло два года, можно уже подвести некоторые итоги.

- Ефим Иосифович, не жале­ли о том, что сделали такой шаг? Все-таки это был серьезный риск, РГГУ в ту пору переживал серьез­ные трудности.

- Ни разу не пожалел. Универ­ситет находился в сложной ситуа­ции, это правда. На его самоощуще­нии не могли не сказаться затянув­шаяся структурная и организацион­ная неразбериха, перманентное безвластие, неясные перспективы, нарастающие противоречия с орга­нами управления высшей школой, Поговаривали даже о возможнос­ти перекройки вуза, его переори­ентации, передачи другим учебным заведениям. Все это, понятно, дей­ствовало на людей. К счастью, се­годня уже можно сказать, что угро­зы позади, университет с честью выдержал испытания, не изменил себе и сегодня продолжает полно­ценно развиваться.

Конечно, все это далось непро­сто, и если университет выстоял, это заслуга каждого, кто здесь работа­ет и учится. Во-первых, коллектив по-настоящему сплотился, в нем сложилась здоровая, консолидиру­ющая людей атмосфера. Во-вто­рых, удалось наладить хорошие, конструктивные отношения с внешними структурами, с которыми вза­имодействует университет, а это и городские, и федеральные власти, огромную поддержку оказало нам ректорское сообщество, за что я бесконечно признателен коллегам. Было бы преувеличением сказать, что все трудности миновали, но уже определенно виден свет в конце тоннеля. Говоря об этом, имею в виду, прежде всего, имущественный комплекс университета, оказав­шийся под ударом. Дело в том, что необходимые формальности в свое время либо вовсе не выполнялись, либо осуществлялись настолько небрежно, что наши права оказа­лось возможным оспорить. Все эти два года, про которые вы спраши­ваете, прошли под знаком судеб­ных процессов. И очень важно, что все это время мы ощущали и про­должаем ощущать реальную под­держку как со стороны Рособразования, так и правительства Моск­вы.

Тогда прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию со зданием Историко-архивного института, куда студенты РГГУ позвали журналистов на митинг. Говорят, вы встречались со студентами. Хотели отговорить от акции?

- Я действительно пригласил их на встречу, посчитав нужным под­робно рассказать, какова ситуация с нашими помещениями на Николь­ской, что делается для решения воп­роса, ведь студенты имеют право получить информацию от первого лица в вузе, а не питаться слухами.

- Речь идет о том, что на вашей территории оказался пивной ре­сторан «Кружка». Какая-то непо­нятная история: существует за­кон, запрещающий торговлю спиртными напитками на значи­тельном расстоянии от учебных заведений, а тут пивной ресторан в здании вуза, да еще в помеще­нии, которое признано памятни­ком культуры!

- Да, это историческое здание, корнями связанное со Славяно-гре­ко-латинской академией, Синодаль­ной типографией. На тер­ритории, которая сейчас от нас от­резана, располагался и Печатный двор Ивана Федорова. С этим зда­нием связано немало других дос­топримечательностей, благодаря чему оно считается памятником ис­тории и культуры федерального значения. Как туда мог заселиться пивной ресторан? Это как раз часть того сложного наследия, которое досталось от предыдущего хозяй­ствования. Такое наследие очень осложняет жизнь: мало того, что у вуза отторгнута часть территории, мы лишились еще и студенческой столовой, пришлось приобрести специальный транспорт, завозить готовые обеды. Соседство ресто­рана доставляет немало других не­удобств, ему, конечно же, не место в учебном заведении, не говоря уже о том, что эта территория - памят­ник истории и культуры. Дело дав­но в суде, а вот каковы перспекти­вы, будет ли судебное решение в нашу пользу, предсказывать не бе­русь. Надеюсь, здравый смысл все-таки восторжествует.

Как надеюсь и на то, что циви­лизованно решится вопрос с дру­гими помещениями на той же Ни­кольской: в соответствии с приня­тым постановлением они возвраща­ются двум монастырям, располагав­шимся там исторически, но на части этой площади находятся некоторые подразделения нашего вуза. И если мы будем освобождать эту терри­торию, то взамен должны получить другую.

-Минувшие два годы были свя­заны не только с имущественны­ми вопросами?

-Конечно. На этом фоне мы занимались самой главной для универcитета задачей - стратегией его раз­вития. Когда-то РГГУ был первым гу­манитарным университетом в новой России, но с тех пор создано нема­ло других, и мы не можем это не учитывать. Нельзя сбрасывать со сче­тов и тот факт, что за период, пока РГГУ находился «в подвешенном со­стоянии, многое было упущено, а потому нам важно тщательно про­думать, в каком направлении дви­гаться вузу, как ему развиваться, что нового он привнесет в гуманитар­ные науки и в гуманитарное обра­зование. Этой теме было посвяще­но специальное заседание Ученого совета, на котором мы обратились с просьбой к каждой кафедре: сформулировать свои предложения по развитию вуза. Идеи, которые идут от кафедр, лягут в основу стра­тегической программы университе­та. Этой цели послужат и регуляр­ные ежегодные Гуманитарные чте­ния, которые мы решили проводить в наших стенах, а дебют состоится ровно через месяц, 27 марта.

- В чем тут новизна, ведь кон­ференции, симпозиумы, публич­ные лекции проводились в стенах гуманитарного университета и раньше?

- И будут еще проводиться. Но идея чтений совершенно другая, она в том, чтобы с их помощью по­нять, каковы тенденции развития гуманитарного знания, что тут ново­го, какие проблемы выдвигаются на первый план, как меняются подхо­ды к их решению и т. д. В чтениях будут принимать участие не только наши профессора и преподаватели, но и ученые из других научных цен­тров как России, так и зарубежья. А чтобы проблематика гуманитар­ных чтений была репрезентативной, сохранялась на должном уровне, создаем наблюдательный совет, привлекая в него специалистов-гуманитариев из разных стран, совет будет помогать в разработке про­граммы.

Мы считаем, что наш универси­тет - идеальная площадка для про­ведения таких чтений, потому что специфика РГГУ уникальна. Во-пер­вых, у нас ведутся исследования в области всех фундаментальных гу­манитарных наук. Во-вторых, здесь представлена значительная часть социальных областей знания, связанных с гуманитарной сферой, это, в частности, политология, социоло­гия, музеология и т. д. В-третьих, у нас решают большую часть прикладных задач в области гуманитар­ных знаний. Более того, есть и та­кие исследования, которые нахо­дятся на стыке гуманитарных и ес­тественно научных дисциплин. Та­кой многоплановости вы не найде­те ни в одном другом гуманитарном университете, вот почему рассчи­тываем, что предстоящие чтения помогут, в частности, выявить междисциплинарные пограничные поля в области гуманитарных исследований.

Надеюсь, чтения помогут осуществить еще одну важную задачу. Сегодня много говорят, например, об инновациях, а что такое инновации в применении к гуманитарным наукам? Здесь могут быть самые разные подходы, и очень важна всесторонняя экспертная оценка, которая позволит действовать грамотно, точно, с учетом соответствующего опыта. Скажем, есть такая сфера, давно требующая систематизации, как гуманитарное интернетоведение. Существование виртуального пространства-данность, но его еще никто толком не изучал, не исследовал. Это пространство пока используется только в качестве средства - общения, образования, информации {и дезинформации), торговли, рекламы и т. д. Но если существует такое пространство, должны быть и специалисты, спо­собные обеспечить его качество, надежность, структурирован­ность. Развитие информационного общества делает актуальным и та­кое направление инновационного развития гуманитарных знаний, как, например, социальное проектиро­вание. Под этим понимаются не проекты зданий, а подходы к совер­шенствованию социума, что являет­ся неизбежным следствием научно-технической революции,

Как видите, задач много, и здесь очень важен всесторонний анализ, который может обеспечить лишь широкий круг ученых из самых раз­ных научных центров как в России, так и за рубежом. Перспективной площадкой для такого обсуждения, надеюсь, станут Гуманитарные чте­ния в РГГУ.

- Это планы, но что-то, навер­ное, уже удалось и осуществить?

- Когда я только пришел сюда в качестве исполняющего обязанно­сти ректора, счел нужным навестить каждую кафедру, каждую лабора­торию, чтобы получить представле­ние, чем вуз располагает, какой у него потенциал. Традицию таких встреч мы продолжаем. Надеюсь, сохраним ее и в дальнейшем. Во многом благодаря таким встречам сегодня в вузе происходит немало позитивных изменений. Мы создали, например, информационно-анали­тическое управление при ректора­те, существенно укрепили научные лодразделения. Появилось немало новых кафедр - в частности, кафед­ра москвоведения, которую воз­главил такой выдающийся ученый, как профессор Сигурд Оттович Шмидт. Под его же руководством создали отделение краеведения, при котором будет школа экскур­соводов, это возможность допол­нительного образования для сту­дентов, людей самых разных про­фессий, домохозяек. Проект будем осуществлять вместе с правитель­ством Москвы, уже сформирована первая группа - 58 человек, она скоро приступит к занятиям.

Мы постарались придать новое дыхание таким нашим старинным кафедрам, как, скажем, кафедра археографии, сегодня ее возглавил директор архива РАН Виталий Юрь­евич Афиани, кафедрам архивове­дения, документоведения, где так­же много важных перемен. В тече­ние ряда лет, к сожалению, связи вуза с отраслью оставались факти­чески разорванными, а это, конеч­но же, очень плохо и для универси­тета, и для отрасли. Сейчас можно сказать, что подобные перекосы в развитии вуза в прошлом. Сегодня у нас очень действенные, хорошо отлаженные контакты с отраслью, ее ведущие специалисты ведут в университете занятия, и это помогло открыть новые направления подготовки, разработать качественные, новые стандарты для двухуровневой системы обучения по документоведению и архивоведению, обеспечить выпускникам неплохие перспективы. Важные шаги сделаны для дальнейшего развития фундаментальных наук, новые кафедры появились, в частности, в структуре юридического факультета, на факультете истории и филологии, где не было, например, кафедры романской филологии, а сейчас есть, то же можно сказать о кафедрах, которые занимаются сравнительным анализом развития государств Центральной Европы и славянских стран.

- Были направления, которые вы закрыли?

- Я не сторонник политики, при которой что-то сворачивается или закрывается, ведь направления ис­следований сами по себе ни в чем не виноваты. Но нужны корректировки, чтобы не страдало качество. Мы решили, например, полностью отказаться от экстерната, который не обеспечивал качество образо­вания. Основательно укрепили ме­дийное направление, пригласив к руководству им такого известного тележурналиста, как Николай Кар­лович Сванидзе, с ним пришли дру­гие люди, тесно связанные с прак­тикой радио и телевидения. Наде­юсь, это поможет вернуть нашему институту Массмедиа тот высокий уровень, который был при Алек­сандре Евгеньевиче Бовине.

У вас много направлений ис­следований. Можете выделить главное?

- Главное - чтобы мы всегда от­вечали своему названию, очень точ­ному, могу гордиться тем, что оно по явилось не без моего участия: Российский государственный гума­нитарный университет. В этом на­звании каждое из четырех слов на месте, несет глубокий смысл, и если вуз в полной мере соответствует им, значит, он выполняет свою за­дачу.

- Есть новости для абитуриен­тов? Меняется ли что-то с прием­ными испытаниями?

- Да, новшества ожидаются, ведь в этом году все московские школьники в обязательном поряд­ке сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а потому вступительных экзаменов по этим дисциплинам в РГГУ не будет, достаточно предъя­вить сертификаты единого экзаме­на. Набор дисциплин на вступитель­ных экзаменах изменится, но более точно об этом мы сможем сказать весной, когда все вопросы будут согласованы.

- А сколько лет будут учиться те, кто поступит на первый курс? Им предстоит бакалавриат или в этом году набор еще на пятилет­нее обучение?

- И на этот вопрос у меня еще нет ответа, мы пока не получали даже контрольных цифр приема. Могу только предположить, что в нынешнем году система еще не го­това к полномасштабному пере­ходу на двухуровневую подготов­ку. На некоторых направлениях пятилетний срок обучения может сохраниться. Но всю исчерпыва­ющую информацию наши абиту­риенты обязательно получат в ап­реле, на Дне открытых дверей. Приглашаю также внимательно следить за информацией на сайте РГГУ.

Виола Егикова





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.