Новости - РГГУ.РУ
Новости
01.12.2007

Письмо от Художественного руководителя Государственного Пушкинского театрального центра В.Э.Рецептера

01.12.2007

Письмо от Художественного руководителя Государственного Пушкинского театрального центра В.Э.Рецептера

  Глубокоуважаемый Ефим Иосифович!

Наталья Леонидовна Дементьева рассказала мне о Вашем ярком выступлении в защиту личных библиотек и просила переслать Вам мое стихотворение «Прощание с библиотекой», что я с удовольствием и делаю. Так же называется и сборник, вышедший в этом году в Москве, в издательстве «Время».

С давним и искренним уважением отношусь и к Вашему Университету.

Надеюсь, что деятельность Пушкинского театрального центра и рожденного недавно Театра-студии «Пушкинская школа» заинтересует Вас, и мы найдем пути и возможности перспективного сотрудничества.

Приложение на 5 л.

С глубоким уважением,

Художественный руководитель

Государственного Пушкинского театрального

центра в Санкт-Петербурге

народный артист России, лауреат Госпремии России

В.Э.Рецептер


ПРОЩАНИЕ С БИБЛИОТЕКОЙ

Прости, моя библиотека!

Тебе грядущий переезд

не пережить. Начало века -

конец времен и смена мест.

 

Под новой крышей меньше полок,

и брать приказано лишь часть,

но дорог твой любой осколок:

что отказаться, что пропасть.

 

Простите, книги и брошюры,

я собирал вас, как скупец,

включая сбор макулатуры,

чтобы добыть вас, наконец.

 

Мои друзья, мои подруги,

скажите мне, ну что с того,

что не вернусь к вам на досуге,

что мало дней у самого?

 

Прости, моя библиотека,

мой ангел, что меня хранил!

Ужель останусь, как калека,

я наперед без глаз и крыл?

 

Ты всей стеной срасталась с нами

на самодельных стеллажах.

Как быть с картонными гробами,

в которые сложу твой прах?

 

Давно компьютеры и диски

нам развращают школяров,

а наши письма и записки

везут на свалки со дворов.

 

Читатель сплошь в чужой опеке

и покупает барахло.

Горят, горят библиотеки,

нищает наше ремесло.

 

Прости, мой клад, тебя не  ценит

моя бесценная жена,

вот-вот с другой стеной изменит

другой идеей зажжена.

 

А я молчу и каменею,

и маюсь, будущность губя,

как выбрать меж тобой и ею,

когда люблю вас, как себя?

 

Моя душа, библиотека,

в зиянье ль страшного огня,

в сиянье ль ангельского века

ты отлетаешь от меня.


Пушкинский центр учрежден Министерством культуры Российской Федерации в 1992 году в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина.

Он возник как возможный ответ на одну из насущных проблем и загадок русской сцены, именуемую "Театр Пушкина", с тем, чтобы сдвинуть в этом направлении российский театр, найти силы и пути движения, выработать методологию, традицию, создать пушкинскую театральную школу.

В художественный совет Пушкинского Центра вошли Д. Лихачев, С.Фомичев, С. Басилашвили, В.Непомнящий, П. Фоменко, Э. Кочергин, Ст. Рассадин и другие.

Инициатор создания и бессменный художественный руководитель Центра - Владимир Рецептер.

За пятнадцать лет Пушкинский центр осуществил себя как уникальная творческая организация, которая успешно объединяет три вида деятельности - театральную, фестивальную и издательскую, активно пропагандируя пушкинское наследие.

На счету Центра - четырнадцать Всероссийских Пушкинских театральных фестивалей в Пскове и Михайловском (1994 - 2007 гг.), в которых приняли участие известные актеры, режиссеры, писатели, русские и зарубежные ученые-пушкинисты (О. Ефремов, А. Васильев, П. Фоменко, Э. Някрошюс, Е. Колобов, Т. Чхеидзе, С. Арцибашев, М. Левитин, М, Розовский, Г. ТростянецкиЙ, Г.Козлов, Г.Цхвирава, С. Юрский, С. Крючкова, О.Чухонцев, Ю. Авшаров, В. Соколов, Ст. Рассадин, С.Фомичев, В. Непомнящий, В.Кошелев, С.Бочаров, Э. Анри, П. Макленан, А. Вуд, Р.-Д. Кайль, Д. Доннеллан и многие другие), театральные коллективы Москвы, Петербурга, России, актеры из Франции и Германии; участие в проведении Всероссийского фестиваля "Пушкинская сцена"; проведение "Пушкинских дней" в Англии, Германии на базе русских культурных центров в пяти столицах Европы (Вена —Берлин —Будапешт — Брюссель — Люксембург), участие в Международных фестивалях в Лионе, Вроцлаве, Киеве, Новосибирске, Оренбурге и др. Центр* активно сотрудничает с ИРЛИ (Пушкинским домом), Всероссийским государственным музеем АХЛушкина.

Важное место в реализации идей Центра занимает издательская деятельность. В серии "Пушкинская премьера", открывающей новые аспекты пушкинского творчества, вышло 12 уникальных книг, отмеченных международными и отечественными премиями, получивших высокую оценку пушкинистов. В книге М.Шемякина, В. Рецептера «Возвращение пушкинской Русалки» впервые трагедия Пушкина печатается в соответствии с последним указанием автора, полностью и в новом для читателя порядке сцен, с параллельным переводом на английский язык Д. Томаса и А. Вуда. Книга стала  лауреатом      Всероссийских   конкурсов   как   лучшее   юбилейное пушкинское издание, с большим успехом представлена на международной конференции юбилейного года "Александр Пушкин и гуманитарные науки" в Стендфордском Университете (США) и на Пушкинской конференции в Вене.

В 2001 году в содружестве с выдающимся художником Б. Заборовым (Париж) и известным пушкинистом, переводчиком, издателем А. Вудом (Лондон) вышло издание «Притяжение "Скупого рыцаря"», также предлагающее новое осмысление известной пушкинской трагедии, в 2004-м -аналогичное издание с всемирно известным художником Ю.Купером «Трагедия Моцарта и Сальери сочинения А.С.Пушкина», в 2005-м -«Приглашение Командора, "Каменный гость" А.С.Пушкина» с Валерием Бабановым, которые отмечены дипломами по итогам конкурсов АСКИ «Лучшие книги года - 2004, 2005». За альбом «Притяжение "Скупого рыцаря"» В.Рецептер, Б.Заборов и А.Вуд удостоены премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, за издание «Играем Пушкина»— Н. Бржозовская, А. Дзяк (2002 год).

В серии «Пушкинская премьера» осуществляется выпуск уникального научного четырехтомника «Пушкин в прижизненной критике», впервые ь мире представляющего полный свод критических материалов, опубликованных при жизни поэта.

Главное направление деятельности Центра - программа "Театральное собрание сочинений Пушкина" - осуществление пушкинских постановок в российском театре, в том числе по произведениям, не имевшим ранее сценической истории. С 1993 по 2007 годы Центром созданы двадцать восемь оригинальных спектаклей, среди которых — "Роман в письмах", "Моцарт и Сальери", "Песни западных славян", "Пушкин. Диалоги. Версия 1998", "Руслан и Людмила", "Странные женщины", "Медный всадник", "История читательских заблуждений", "О вы, которые любили.", "Table Talk, или Кто убил барона Филиппа?" и др.

Основной сценической площадкой Центра является анфилада Дома Кочневой (Фонтанка,41). Здание построено в 1805-1808 гг. по проекту архитектора Л. Руска, интерьеры украшены оригинальными барельефами ИТеребенева, автора легендарных атлантов Эрмитажа. Парадная лестница и анфилада комнат второго этажа прекрасно сохранились и до сих пор берегут дух пушкинской эпохи.

Высокий уровень деятельности Пушкинского центра подтверждает его сотрудничество с выдающимися мастерами мировой культуры, участие в его спектаклях известных актеров петербургской сцены - Зинаиды Шарко, Ольги Антоновой, Нины Ольхтшой, Киры Петровой, Татьяны Тарасовой, Алексея Девотченко, Сергея Барковского, Вячеслава Захарова, Игоря Волкова, Юрия Томашевского и других. С созданием Театра-студии «Пушкинская школа» в Пушкинском центре появилась собственная труппа.

Развитие Театра-студии «Пушкинская школа» — один из главных стратегических проектов Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге.

Театр-студия «Пушкинская школа» открылся весной 2006 года при Государственном Пушкинском театральном центре в Санкт-Петербурге. Это первый в мировой и отечественной практике театр, основой репертуара которого стали произведения величайшего поэта России и русской классики ближнего пушкинского круга.

В спектаклях театра-студии нет и тени скучного академизма. Скрещение двух начал - молодой мобильной яркой театральной труппы и крупнейших пьес мирового репертуара, сценическое открытие малоизвестяых пушкинских произведений, создает особый художественный язык, в котором кипит энергия страстей и театральная образность не менее значима, чем постижение авторского текста.

Пластика и танец, зонги и хоры, острота психологических поединков и массовых сцен, умение соотнести классический текст с собственным опытом и сердцем составляют насыщенную энергетическую ткань спектаклей «Русалка» А.С. Пушкина, «Самозванцы» (по пьесе А. С.Пушкина «Борис Годунов»), «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др., готовятся к постановке «Каменный гость и другие» по маленьким трагедиям А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю Лермонтова




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати