РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Круглый стол «Итоги проведения аспирантских спецкурсов в рамках образовательной программы по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»
15.05.2007

Круглый стол «Итоги проведения аспирантских спецкурсов в рамках образовательной программы по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»

11 мая в РГГУ состоялся круглый стол «Итоги проведения аспирантских спецкурсов в рамках образовательной программы по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»


15.05.2007

Круглый стол «Итоги проведения аспирантских спецкурсов в рамках образовательной программы по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»

 

В работе Круглого стола приняли участие: проректор по научной работе, канд. филол. наук, проф. Д.П. Бак; начальник Управления по координации вузовских проектов и программ, канд. ист. наук, доц.   Л.Н. Простоволосова; начальник Управления аспирантурой и докторантурой, канд. ист. наук, Л.П. Трембич; д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории культуры   Г.И. Зверева; канд. филос. наук, доц. кафедры истории и теории культуры Ю. А. Асоян;    д-р филос. наук, канд. филол. наук, проф. кафедры истории и теории культуры    И. В. Кондаков; д-р филол. наук, проф. кафедры истории и теории культуры     А. В. Каравашкин; аспиранты, обучающиеся по специальностям 24.00.01 - Теория и история культуры и 07.00.03 – Всеобщая история.

 

круглый стол 1

 

Во вступительном слове Д.П. Бак отметил, что Дни аспирантуры РГГУ проводятся в университете впервые. Они состоят из трех мероприятий. Первое из них – Круглый стол «Итоги проведения аспирантских спецкурсов в рамках образовательной программы по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры». 18 мая состоится День открытых дверей для абитуриентов, которые в будущем намереваются поступить в аспирантуру РГГУ. 23 мая состоится Вторая научная конференция «Подготовка аспирантов РГГУ в системе современного гуманитарного образования: перспективы развития». Д.П. Бак остановился на проблемах, которые будут обсуждаться на предстоящей конференции. Главные вопросы касаются структуры обучения аспирантов, места аудиторных занятий в их подготовке, роли современных методологий гуманитарных наук в подготовке аспирантов, соотношения специализированных и междисциплинарных подходов и др. Д.П. Бак высказал пожелание обсудить эти вопросы в ходе проведения Круглого стола, пригласил аспирантов принять участие в конференции 23 мая.

 

круглый стол 3

 

Г.И. Зверева отметила, что главной целью Круглого стола является открытый разговор об образовательной программе, которая осваивалась аспирантами в течение второго семестра 2006/2007 уч. г. Такая программа подготовлена впервые кафедрой истории и теории культуры для аспирантов – культурологов. Важная составляющая образовательной программы – приобщение на аспирантском уровне к современному мировому социально-гуманитарному знанию, идея более ясного, рефлексивного включения аспиранта в современное научное знание. В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема известной теоретической и методологической изоляции российских исследований в ряде областей социально-гуманитарного знания от того, что делается в мировом научном пространстве.

Аспирантские исследования, в какой-то степени, остаются замкнутыми, выходы бывают только на кафедру, на факультет, на диссертационный совет, в научные коммуникации по необходимости, когда аспирант, представляет результаты своей работы, например, на научной конференции. Когда задумывалась образовательная программа, предполагалось, что именно в этом сообществе, которое создается в рамках настоящей программы, окажется возможным лучше реализовать коммуникативные потребности аспирантов, поделиться с коллегами своими проблемами, своими трудностями, первыми находками, опробовать свои идеи. Предполагается создание плодотворной, позитивной коммуникативной среды – очень важная задача, которая могла бы решаться в ходе аспирантской образовательной программы. Эти идеи вдохновляли разработчиков данной экспериментальной образовательной программы в области культурологии. Г.И.Зверева подчеркнула, что в ходе Круглого стола хотелось бы услышать первые впечатления аспирантов об образовательной программе в целом, об ее узловых составных частях (по структуре программы, ее насыщенности, видам работы, результативности, сильных и слабых сторонах), а также рекомендации на будущее Управлению аспирантурой и докторантурой, ректорату, участникам программы, профессорам, преподавателям, которые составляли программу и работали с аспирантами.

 

круглый стол 4

 

Выступления аспирантов – участников Круглого стола были посвящены актуальным проблемам аспирантской подготовки в рамках образовательной программы. Аспирантка второго года обучения Т. Вайзер отметила в своем выступлении, что программа явилась бесценным культурным опытом для обучающихся. Программа была чрезвычайно насыщенной. Не всем аспирантам хватает первого базового образования в качестве основного культурологического образования, хочется восполнить эти лакуны. Аспирантская образовательная программа по культурологии предоставила такие возможности. Аспиранты овладели методологическими навыками проведения исследований, стали понятными способы проблематизации тех областей знания, в которых работают аспиранты. Аспирантка второго года обучения А. Герштейн обратила внимание на то, что в процессе изучения аспирантской программы были показаны возможности междисциплинарных исследований.

Аспирантам часто не хватает знаний по смежным специальностям. А. Герштейн выразила пожелание организаторам Дней аспирантуры РГГУ проводить больше круглых столов, аспирантских конференций, в том числе по междисциплинарным проблемам. Аспирант первого года обучения              А. Назимко отметил, что для создания востребованного интеллектуального продукта необходимы обсуждения, дискуссии, коммуникации с коллегами. Эту задачу решают аспирантские образовательные программы. С учетом дефицита временных ресурсов требуется тщательный отбор учебных компонентов программы, исходя из потребностей написания диссертации. Важна открытость программ, адаптация базовых курсов, которые читаются в рамках высшего профессионального образования, к аспирантским. Следует избегать повторений, усиливать межпредметные связи, развивать гибкость, маневренность соотнесения курсов. Целесообразно начинать обучение с круглого стола, где преподаватели презентуют свои курсы. В дискуссии приняли участие аспиранты и соискатели: Н. Глебкина, В. Садовский, И. Абраменко, Н. Дарсавелидзе, И. Сорокин и др. В ходе обсуждения образовательной программы аспирантами был высказан ряд пожеланий и предложений, которые будут учтены в дальнейшей работе.

 

круглый стол 2

 

Подводя итоги дискуссии, Д.П. Бак поставил перед аспирантами – участниками Круглого стола ряд вопросов для обсуждения на конференции, которая состоится 23 мая, в том числе: о взаимосвязи образовательной программы с личностью преподавателя; возможности осуществления подобных программ в рамках других специальностей аспирантуры; взаимосвязи аспирантуры и магистратуры и организации обучения по образовательным программам на уровне магистратуры и др.

Выступления участников дискуссии будут опубликованы в сборнике материалов конференции и размещены на сайте Управления аспирантурой и докторантурой РГГУ.

 

лого