РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



15.03.2007

Круглый стол «Февральская революция в России 1917 г.:история и современность»

13 марта 2007 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялся круглый стол «Февральская революция в России 1917 г.: история и современность».


15.03.2007

Круглый стол «Февральская революция в России 1917 г.:история и современность»

 

13 марта 2007 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялся круглый стол «Февральская революция в России 1917 г.: история и современность».

Открывая заседание, ректор РГГУ Е.И. Пивовар отметил особую важность обсуждаемой проблемы не только для историков, но и для всего российского общества. Он обратил внимание на то, что формально нынешний форум проходит в 90-ю годовщину второго дня начала Февральской революции. Однако, по словам ректора, события того времени по-прежнему являются актуальными для наших граждан, и этот круглый стол обращен к новым поколениям, поскольку некоторые уроки февральских событий 1917 года непреходящи. Е.И. Пивовар акцентировал внимание на то, что в истории России дважды причиной революций являлась проигранная война, и подчеркнул важность соответствия долго ожидаемых перемен в обществе степени их реализации. По словам ректора, история революций показывает, что как только теряется стержень государственности, система рассыпается. По мнению Е.И. Пивовара, одним из свидетельств интереса общества к Февральской революции является недавняя публикация в «Российской газете» «Размышлений над Февральской революцией» Александра Солженицына – историко-философских размышлений, ставших одной из важнейших тем обсуждения на круглом столе.

 

Круглый стол  Круглый стол

 

Ректор отметил, что одна из ключевых функций гуманитарного вуза состоит как раз в том, чтобы посредством всестороннего изучения и объективного преподавания истории молодым людям воспитывать подрастающее поколение и формировать общественное сознание современной России, учиться извлекать уроки из прошлого. Е.И. Пивовар подчеркнул, что только при комплексном подходе к событиям февраля 1917 года, анализе всех факторов, влиявших на развитие ситуации в стране в рассматриваемый период – военно-политических, социальных и экономических, возможно восстановить адекватную картину тех дней. По словам ректора, РГГУ, являясь одним из крупнейших вузов гуманитарного профиля в России, имея солидную научно-исследовательскую базу и квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в который входят многие видные ученые, уделяет большое внимание изучению причин и последствий Февральской революции 1917 года, выработке новых методик и подходов в разработке этой проблематике.

Политолог, обозреватель «Литературной газеты» А.С. Ципко обратил внимание на то, что, хотя «Размышления над Февральской революцией» были написаны в начале 80-х годов, они публикуются только сейчас. По его мнению, главная причина этого феномена состоит в том, что в эссе Солженицына, основанном на глубоком осмыслении исторических фактов, высказываются мысли, которые не были близки значительной части общества эпохи перестройки и кризиса советской государственности, но чрезвычайно актуальны для современного поколения, в системе ценностей которого идея сильного, стабильно развивающегося государства вновь занимает приоритетное место.

 

Круглый стол  Круглый стол

 

Заместитель главы Администрации Президента РФ В.Ю. Сурков в своем выступлении акцентировал внимание на том, что Февральская революция учит нас, насколько опасным может быть распространение в обществе радикальных взглядов, которые в сочетании с кризисом власти привели в 1917 году к кровавой гражданской войне. По его мнению, политическое самоубийство правящих имущих слоев дореволюционной России произошло задолго до февраля 1917 года, в то время, когда власть оказалась не способна обеспечить своевременную модернизацию механизмов управления, социальной сферы, рост благосостояния широких масс населения.

Возвращаясь к сегодняшним реалиям, В.Ю. Сурков дал несколько советов «начинающим либералам». В частности, он отметил, что для развития демократического общества в современной России молодому поколению необходимо учиться самостоятельности мышления, объективности оценок и суждений, не путать собственное мнение с общественными стереотипами. Современная российская молодежь должна вырабатывать «интеллектуальный суверенитет». По словам В.Ю. Суркова, не нужно искусственно прививать в России чужие идеи, развитие демократии должно быть неразрывно связано с историческим опытом и особенностями нашей страны. Не нужно говорить о демократии и свободе чужими словами. В.Ю. Сурков отметил, что демократия является властью народа, а власть народа по своей природе суверенна.

Стремление к критике существующей действительности, по мнению В.Ю. Суркова, всегда было характерно для молодежи, однако это не должно перерастать в беспринципность и безответственность в принятии решений. В.Ю. Сурков подчеркнул, что недаром слово «демократия» включает в себя понятие «власти» - то есть, силы и порядка в государстве. В заключение он акцентировал внимание на том, что на современном этапе нашей стране необходима планомерная работа в рамках демократических преобразований, укрепляющая стабильность в обществе, а не нарушающая ее.

В.Ю. Сурков подчеркнул, что будущее России во многом зависит от того, насколько удастся обеспечиить инновационное развитие российской экономики при одновременном сохранении статуса России как энергетической державы. Должно быть усилено внимание к сбережению и увеличению интеллектуального капитала России.

 

 Круглый стол  Круглый стол

 

Историк, писатель Э. Радзинский подчеркнул, что воспринимать февральские события 1917 г. необходимо именно как революцию, а причины ее лежат в том пути, по которому Россия пошла во второй половине XIX-начале XX веков. Э. Радзинский констатировал, что правящий класс в России не смог выдержать ответственности, которая возлагалась на него в 1917 году, в период, когда Россия вела войну, сопровождающуюся внутриполитическим и экономическим кризисом. Э. Радзинский подчеркнул, что произошедшее в феврале 1917 года зависело не от степени жесткости правящего режима в тот или иной момент, а от более глубинных причин. В частности, по мнению Э. Радзинского, правящий класс оказался неспособен модернизировать страну, в которой преобладали, по сути, феодальные порядки. Он констатировал важность обсуждения проблематики февральской революции в РГГУ, ведь именно молодое поколение будет ответственным за страну и от того, как оно будет воспринимать историю – эту «карту мореплавания России», зависит будущее нашей страны.

Заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы РФ Н.А. Нарочницкая подчеркнула необходимость изучения Февральской революции в общемировом контексте. Она отметила большую роль внешнего фактора в событиях Февраля 1917 г. когда Центральные державы сделали все чтобы подорвать Россию изнутри, а союзники России по Антанте не были заинтересованы в серьезном ее усилении. Н.А. Нарочницкая отметила, что в первые десятилетия XX века действия радикалов внутри страны, определенных кругов на Западе во многом не позволили нашей стране  избежать потрясений 1917 года. Развитие событий в России в начале 90-х годов XX века, по оценке Л.А. Нарочницкой, имеет много общих черт с положением страны в годы Первой мировой войны. Но сейчас, по словам депутата, российские граждане начинают по другому смотреть на свое прошлое, оценивать настоящее и перспективы, в обществе отмечается рост патриотизма, увеличение внимания к прошлому страны.

Академик РАН, директор ИНИОН РАН Ю.С. Пивоваров подчеркнул, что не следует взваливать всю вину за создание в России революционной ситуации на российскую интеллигенцию, которая, по мнению Ю.С. Пивоварова, была вполне зрелой, учитывая опыт ее работы в земских учреждениях. Причины Февраля 1917 года, с точки зрения Ю.С.Пивоварова заключаются в неспособности властей и либерально ориентированных общественных слоев соблюдать тот компромисс, который они достигли по итогам революции 1905 года. В результате эти две силы вступили в противостояние, которое закончилось отречением Николая II. Отречение государя в условиях «властицентричности» России нанесло непоправимый удар по всей системе государственной власти в стране. Ю.С.Пивоваров также отметил, Февральская революция 1917 г. была направлена не только против царя и правящего класса, а против частной собственности – общество не приняло ту модель построения индустриального общества, тот модернистский проект, который реализовывался в начале XX века.

Политолог, глава Фонда эффективной политики Г.О. Павловский добавил, что в России именно просчеты, допущенные властью, чаще всего приводят к революции, а потому предложил поддерживать ту систему, которая способна сохранять внутреннюю стабильность в обществе.

Директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН А.И. Уткин в своем докладе подчеркнул, что Февральская революция никогда бы не произошла, если бы не Первая мировая война, пагубность которой, по его мнению, заключалась, прежде всего, в ее абсолютной бесцельности.

Профессор, заведующий кафедрой российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте РФ Р.Г. Пихоя проанализировал влияние Февральской революции на политическое развитие России в XX веке. Он подчеркнул, что приход к власти временного правительства, оказавшегося не в состоянии выйти из губительной для страны войны и справиться с многочисленными внутренними проблемами, вызвал всплеск радикализма и стало прологом к событиям октября 1917 года.

Профессор, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН А.В. Шубин в своем выступлении остановился на анализе ряда стереотипов, связанных с Февральской революцией, таких как «если бы не война», «бездарное временное правительство» и др., подчеркнув, что революционная ситуация стала результатом комплекса причин внутри- и внешнеполитического и социально-экономического характера.

Подводя итоги круглого стола, Е.И. Пивовар поблагодарил собравшихся за активное участие, интересные выступления и комментарии, отметив, что данное мероприятие послужит стимулом к дальнейшему осмыслению событий Февраля 1917 года, инициирует новые исследования, обращенные как в настоящее, так и в будущее.

 

лого