РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Заседание Школы педагогического мастерства
01.12.2005

Заседание Школы педагогического мастерства

1 декабря в РГГУ состоялось второе заседание Школы педагогического мастерства.


01.12.2005

Заседание Школы педагогического мастерства

1 декабря в РГГУ состоялось второе заседание Школы педагогического мастерства. Повестка дня заседания – мастер-класс Ю.Л. Троицкого «Структура учебной деятельности студентов и развивающая образовательная среда».

Открыл заседание главный куратор Школы педагогического мастерства, начальник методического отдела РГГУ И.А. Коссов. Он рассказал об организационных моментах работы Школы и напомнил о том, что весной 2006 года к концу работы Школы планируется выдача участникам удостоверений государственного образца о повышении квалификации преподавателей.

Школа педагогического мастерства Троицкий Ю.Л.

Также на заседании присутствовала проректор по учебной работе РГГУ Н.И. Басовская, отметившая необычность прошлого заседания, в рамках которого прошел мастер-класс Л.А. Кожариной «Психология общения и современная образовательная среда». Затем Наталия Ивановна предоставила слово канд. ист. наук, доц. кафедры истории русской литературы Ю.Л. Троицкому.

По словам Юрия Львовича, ни в одном другом университете не уделяется столько внимания дидактике, как в РГГУ. Ю.Л. Троицкий заметил, что структура учебной деятельности – это ключевое понятие в образовательной системе, введенное в обиход психологами. Таким образом, в рамках своего мастер-класса «Структура учебной деятельности студентов и развивающая образовательная среда» он попытался отразить свое понимание учебной деятельности студентов.

Далее Юрий Львович охарактеризовал три блока структуры учебной деятельности студента:

I блок (Homo quaerens) - эвристический, включающий в себя учебный курс «Историческая эвристика», читаемый студентам на 1 курсе. Действия, связанные с этим блоком – добывание информации, получение предметных значений, поисковые стратегии. В рамках этого курса Ю.Л. Троицкий составил типологии поисковых задач (предмет исследования и описания).

II блок (Homo investigans) – смыслополагающий, когда появляется индивидуальный авторский смысл при работе с историческими текстами. Этот блок Юрий Львович отнес к такому понятию, как «черный ящик», так как невозможно определить то, о чем и как думает студент. По мнению Ю.Л. Троицкого, второй блок – самый сложный, поскольку там осваиваются аналитические процедуры. Второй блок включает в себя учебный курс «Анализ исторического текста», читаемый студентам 3 курса. Предполагается, что после этого курса студент должен обогатить свои аналитические способности и быть готовым к написанию дипломной работы.

III блок (Homo skribens) – текстопораждающий. Блок включает в себя учебный курс «Введение в риторику исторического повествования», который читается студентам на 2 курсе, а также планы лекционных и практических занятий.

Школа педагогического мастерства Троицкий Ю.Л.

Названные блоки Ю.Л. Троицкий кратко охарактеризовал так: «как историки ищут, думают и пишут». В заключение Юрий Львович добавил, что все три учебных курса, составляющие блоки структуры учебной деятельности студента, складываются в некий модуль, который можно назвать «ремесло историка». Таким образом, по словам Ю.Л. Троицкого, была представлена структура учебной деятельности гуманитария.

После выступления участники заседания провели дискуссию, в ходе которой прозвучали вопросы и комментарии к выступлению.

Логотип