РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Конференция-семинар «Болонский процесс: Россия и Германия»
22.04.2005

Конференция-семинар «Болонский процесс: Россия и Германия»

22-23 апреля 2005 г. в Университете Дружбы народов состоялась конференция-семинар «Болонский процесс: Россия и Германия», в работе которой приняло участие Управление двухуровневой подготовки и качества образования РГГУ. Основной задачей конференции, как видно из названия, стал обмен...


22.04.2005

Конференция-семинар «Болонский процесс: Россия и Германия»

22-23 апреля 2005 г. в Университете Дружбы народов состоялась конференция-семинар «Болонский процесс: Россия и Германия», в работе которой приняло участие Управление двухуровневой подготовки и качества образования РГГУ.


Основной задачей конференции, как видно из названия, стал обмен опытом реализации принципов Болонского процесса между российскими и немецкими участниками. Главными темами пленарных заседаний семинара были:• Опыт реализации системы зачетных единиц, совместимой с ECTS• Системы обеспечения качества высшего профессионального образования

Дискутировались также проблемы и вопросы, связанные:• С экономикой учебного процесса в контексте введения системы кредитов• С проблемами понимания и реализации системы ECTS как накопительной• А также – с критериями качества образования, аккредитационными процедурами и системами внешнего контроля качества.

В конференции приняли участие представители более 20-ти российских и 2-ух немецких вузов. С докладами выступили:
  • Бывший глава минобрнауки Владимир Филиппов, ректор РУДН;
  • Нелли Розина, координатор Рабочей группы по осуществлению Болонского процесса в России;
  • Виктор Чистохвалов, член европейской Рабочей группы по БП

    В дискуссии принимали участие представители таких вузов, как РУДН, МГИМО, Уральский и Челябинский университеты, Современная гуманитарная академия.

    С германской стороны участвовали:
  • Вице-президент Германской конференции ректоров Стефан Хормут;
  • Представитель европейской сети агентств по обеспечению качества (ENQA) Ашим Хорбач;
  • А также представители Магдебургского университета, университета прикладных наук Оснабрука и немецкой службой академических обменов DAAD.
    В общем и целом, судя по материалам различных российских конференций последних лет, проходивших в СПбГУ, УрГУ или же в самом РУДН, который, как известно, возглавляет эксперимент по введению системы кредитов, - прошедшая конференция носила не столько теоретический, исследовательский, сколько подчеркнуто деловой, рабочий характер. На ней уже не сопоставлялись образовательные модели разных стран Европы, но – обсуждались насущные проблемы внедрения принципов БП в российской и немецкой средней и высшей школе. Таким образом, БП из любопытной и небесспорной концепции превратился в повседневный опыт.Поэтому в центре внимания участников конференции находились не общие принципы, а конкретные проекты, уже реализованные отдельными нашими вузами, а также опыт применения двухуровневой системы, системы кредитов и модульного принципа в университетах Германии. Причем обмен опытом проходил не только на организационном уровне, но и на чисто психологическом уровне.

    Коротко о содержании ключевых докладов.

    Виктор Чистохвалов сделал доклад, в котором резюмировал последние данные, касающиеся нынешнего места России и других европейских стран в БП, их положения относительно реализации целей последнего. Так, он привёл данные об опыте рейтинга соответствия разных государств болонским принципам, составленный Европейской рабочей группой. В этом рейтинге Россия на данный момент суммарно оценена «тройкой». При этом лучшие показатели у России здесь по параметрам «Стадия развития системы обеспечения качества», «Развитие двухуровневой системы» и «Степень доступности ко 2-му циклу обучения». Самый низкий балл у России по уровню участия студентов в образовательном процессе, а также по номинации «Стадия внедрения общеевропейского приложения к диплому» и принципов ECTS.Проф. Университета Оснабрук Волькер Гемлих подвёл предварительные итоги применения в Германии системы учебных кредитов и её взаимосвязи с модульным принципом. (Эта взаимосвязь в цифрах выражается, например, так:
  • Для получения квалификации «бакалавр» студенту необходимо набрать за 3-4 года примерно 180 кредитов. При этом модуль равен 5-6 кредитам (следовательно, за семестр возможно освоение 5-6 модулей). Один кредит равняется, таким образом, 30 учебным часам, что близко кредитно-часовому эквиваленту, принятому в экспериментальном порядке в России (1 кредит = 36 ч.)

    В свете этих и подобных сведений, озвученных на конференции мне показалась интересной очередная презентация опыта реализации системы зачетных единиц, а также изложение проблем менеджмента качества в РУДН, который уже 3 года участвует в эксперименте по введению этой системы.

    Декан факультета гуманитарных и социальных наук Кирабаев и первый проректор Ефремов продемонстрировали документацию, которую удалось за эти годы запустить в работу, а также рассказали о реальной организации учебного процесса на гуманитарных направлениях, основанной на так наз. «нелинейной» схеме и использовании зачетных единиц.

    Наиболее любопытным из этого опыта для нас может быть, например,
  • Использование трёх форм учебного плана по каждой специальности (базовых или стабильных, индивидуальных и рабочих)
  • Далее, тот факт, что при формировании базовых планов предусматривается максимальная унификация учебных планов смежных направлений
  • Интересно также практикуемое в университете требование, согласно которому в индивидуальном плане студента не должно быть менее 50 з. е. в года.(т. е. менее 1800 часов), хотя студент имеет право брать и меньше кредитов, увеличивая при этом срок своего обучения. Ограничение здесь только одно: чтобы студент обязательно освоил 100% кредитов по дисциплинам, изучаемым обязательно (так наз. Дисциплин группы А)
  • Любопытно, что методисты РУДН предусмотрели такую психологическую особенность российских студентов, как недостаточную инициативность в выборе дисциплин. Это – проблема переходного этапа для России, т. к. формирование индивидуальной образовательной траектории не является для нее традиционной. По опыту РУДН если студент затрудняется с выбором дисциплин, то за основу его уч. плана принимается типовой учебный план данного курса.
  • Интересны и те очевидные выгоды, которые предоставляет система кредитов:1.Так, например, студент имеет право осваивать в год больше 50 кредитов. В этом случае, при условии успешного выполнения им учебного плана, срок обучения может быть существенно сокращен2.Очевиден плюс также и для преподавателя, так как зарплата начисляется соответственно числу кредитов, отработанных преподавателем. Следовательно, чем больше число студенов записалось на его курс, тем выше эта сумма. То есть оплата труда преподавателя связана не с количеством часов, а с популярностью курса у студентов.

    Было на конференции ещё множество замечательных примеров, но я не буду на них останавливаться. В целом же можно сказать, что разговор – особенно в режиме дискуссии – нередко, хотя и в основном в подтексте, как бы обнаруживая некую бессознательную тревогу, обращался к вопросу «зачем?» - зачем России нужен БП? Однако при этом можно отметить, что этот вопрос «зачем?» разворачивался теперь несколько иной стороной, нежели «нужно ли это России вообще?». Он ставится теперь скорее в смысле: «Как эффективнее адаптировать эти принципы к наличной реальности, не теряя уже накопленного опыта, особенно пресловутой фундаментальности образования».

    В целом на конференции, поскольку каждое заседание завершалось «выработкой рекомендаций», были высказаны конструктивные выводы и предложения:1.Много говорилось о необходимости практической реализации компетентностного подхода, который является ключевым как для насущного сейчас введения зачетных единиц, так и для выработки ГОС третьего поколения. Проблема дескрипторов уровня образования, как заметила Нелли Розина, особенно актуальна для начального и среднего профобразования, но проблемы этих ступеней образования тесно связаны с проблемами высшей школы.2.Так же неоднократно выступавшие формулировали проблему признания, востребованности специалистов (особенно – бакалавров) на рынке труда. Проблема здесь, по мнению многих, коренится в известном аутизме образования по отношению к бизнес-среде. Немецкие коллеги в этом отношении с большим удивлением отмечали, что на конференции отсутствуют представители российской промышленности. В Германии, по их словам, много делается именно для налаживания связи между образованием и рынком труда. В этом контексте на конференции прозвучало предложение о формировании условий подготовки специального посредующего тьюторского звена в вузах, которое координировало бы и информационно обеспечивало контакт выпускника и работодателя.3.Неоднократно на конференции звучала мысль (напоминание) о необходимости использования в реформе, так сказать, до-болонского, аутентичного российского опыта. Так, представитель Таганрогского радиотехнического ун-та предложил коллегам учесть опыт своего вуза, в котором уже в конце 80-х начали формироваться принципы, сходные с болонскими. Он рассказал, в частности, о программе РИТМ (развитие индивидуальных творческих способностей), в которой был сформулирован модульно-циклический принцип систематизации дисциплин; конвертируемая рейтинговая система оценки; практиковался принцип тьюториала, служивший связи учебного процесса с наукой.