РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Теоретический семинар «Своевременна ли современность»
15.04.2005

Теоретический семинар «Своевременна ли современность»

Нет времени читать статьи глупцов,...Нет времени. И даже на любовьНет времени......время – душа пространства. Не спешахоть это уясни без озверенийместа остались. Но душа ушла.НЕТ ВРЕМЕНИ.А. Вознесенский.Современны ли мы? Возможна ли, вообще, современность? Какие вызовы она...


15.04.2005

Теоретический семинар «Своевременна ли современность»

Нет времени читать статьи глупцов,
.Нет времени. И даже на любовь
Нет времени.
.время – душа пространства. Не спеша
хоть это уясни без озверений
места остались. Но душа ушла.
НЕТ ВРЕМЕНИ.

А. Вознесенский.



Современны ли мы? Возможна ли, вообще, современность? Какие вызовы она бросает человеку? Подобными вопросами задавались участники теоретического семинара «Своевременна ли современность?», прошедшего в пятницу 15 апреля 2005 года на факультете истории, политологии и права (ФИПП). Встреча была организована кафедрой современных коммуникативных, социальных и политических теорий при участии Российской Коммуникативной Ассоциации и Российского Философского Общества. Во всестороннем обсуждении этой актуальной проблемы участвовали историки, философы и филологи.
Среди них профессора: Г. С. Кнабе, Л. Г. Березовая, Н.М. Смирнова, В.М. Розин, Ф.И. Гиренок; кандидаты исторических наук, доценты: Е.Ю.Наумов и А.В.Юдельсон; кандидат филологических наук М.А.Штейнман и др. На открытии семинара выступил декан факультета истории, политологии и права, профессор Александр Петрович Логунов. Провел семинар профессор С.В.Клягин.
В рамках семинара были выделены 3 тематических блока: «Возможность современности», «Мышление современности» и «Душа современности», с помощью которых была сделана попытка составить дорожную карту современности.
Традиционно считается, что пространство современности соткано из научного знания. Однако, по мнению доктора исторических наук, профессора РГГУ Л.Г.Березовой, наука – это всего лишь суфлер, режиссурой же занимается национальное сознание, которое питается национальным мифом и занято созданием национальных героев как ключевых элементов современности. По данным социологических опросов, 40 % респондентов самым великим россиянином называют императора Петра I, которому уступают Сталин, Ломоносов и Пушкин. Еще одна закономерность: поскольку современный человек живет в мире брендов, то для звания героя современности реальные поступки становятся не так важны.



По словам доктора философских наук, профессора института философии РАН Н.М. Смирновой, наше время парадоксально по сути. Мы умудряемся жить одновременно в трех цивилизационных измерениях: душа наша витает в традиционном обществе, а телесно мы обитаем в индустриальном обществе, пользуемся современными средствами связи, бытовой техникой, наше сознание же принадлежит постиндустриальному (информационному) обществу. С другой стороны, современность характеризуется не только бурным развитием новых технологий, но и деградацией социальности. Недаром некоторые уверены, что повышение уровня жизни происходит за счет понижения уровня образования.
Современность есть повод для сомнений человека в собственной идентичности. Сегодня смыслы ускользают, скорость информационных потоков увеличивается, человек ощущает пропасть под ногами. Доктор философских наук, профессор РГГУ С.В. Клягин подчеркивает то, что, страшась выпасть из современности, мы вынуждены постоянно поддерживать коммуникацию.
Насколько соответствуют требованиям времени формы коммуникации современного мирового сообщества? Такой вопрос поставил перед присутствующими доктор исторических наук, профессор РГГУ Г.С. Кнабе. Вечное равновесие «Я» и «не-Я» было нарушено в ХХ веке. Эра тоталитаризма рассматривала человека как жертвоприношение сверхзадаче, как инструмент построения чего-то неведомого, тем самым нарушив исконную внутреннюю структуру человека, в которой все построено вокруг неповторимого «Я». Так возникла новая цивилизация, именуемая постмодернизмом.



Кандидат исторических наук, доцент А.В. Юдельсон предложил собравшимся проанализировать тему расширения сферы профессиональной компетенции как признак современной специальности на примере связей с общественностью. Рассуждения дополнялись яркими схемами в формате медиа-презентации. Кандидат исторических наук, доцент РГГУ, глава компании «Коммуникатор» Виктор Майклсон, в своем выступлении трансформировал известный лозунг М. Маклюэна, «The medium is the message» в «The heading is the message», так как с учетом скорости подачи информации заголовок становится нашим единственным ориентиром в сфере масс-медиа.
Так что же такое современность? Доктор философских наук, профессор института философии РАН В.М. Розин, ссылаясь на Мишеля Фуко, предложил дилемму: современность есть этап исторического времени, или же наше отношение к событиям (как прошедшим, так и еще не случившимся). Поэтому в познании современности невозможно ждать объективности от себя и других. В свою очередь, доктор искусствоведения, профессор института философии РАН О.И. Генисаретский предположил, что каждый человек сегодня живет в своем времени и его время может пересекаться или расходиться с чужим.
Новое видение коммуникаций в современности было предложено доктором философских наук, профессором Ф.И. Гиренком. По его убеждению, коммуникация требуется человеку, находящемуся не на своем месте, поскольку быть на своем месте значит сохранять молчание. Коммуникация, в таком случае, есть способ борьбы со временем. Поэтому монолог как речь, стремящаяся к молчанию, насыщенная знаками, ссылающимися на себя в современном мире неактуален и даже неуместен. Мы, люди современности, стремимся к коммуникации, ибо любая остановка грозит нам пустотой.



Музыка и литература – еще одни варианты заполнения коммуникативнй пустоты. Согласно мнению кандидата исторических наук, доцента РГГУ Е.Ю. Наумову, наиболее тесно связана с современностью именно музыка, которая рождает новое измерение коммуникации. Поэтому коммерциализации музыкальной сферы заметно сужает пространство современности. Как полагает кандидат исторических наук М.А. Штейнман, литература рубежа ХХ-ХХI вв. также представляет собой реакцию на современность. И здесь особенно показателен процесс поиска нового героя, который, впрочем, все более приобретает черты антигероя, современного Демиурга. Причем, его характерным воплощением все чаще становятся представители вполне современных профессий.
В ходе многочасовой дискуссии участники обсудили множество тем, пересекающихся с понятием «современность». Как и все в нашем мире, данное явление с трудом укладывается в рамки однозначного определения, верного для каждого человека. Мы в праве мириться с массовой культурой, как компонентом современности, а можем и сопротивляться ей или стремиться к бесконечной коммуникации.