Новости - РГГУ.РУ
Новости
04.04.2005

Лекция профессора Эрланген-Нюрнбергского университета (Германия) Йоханны Форстер «Эволюционная педагогика как направление современных антропологических исследований»

04.04.2005

Лекция профессора Эрланген-Нюрнбергского университета (Германия) Йоханны Форстер «Эволюционная педагогика как направление современных антропологических исследований»

4 апреля в РГГУ при поддержке Института "Русская антропологическая школа" открылся цикл лекций профессора Эрланген-Нюрнбергского университета (Германия) Йоханны Форстер «Эволюционная педагогика как направление современных антропологических исследований».

Первой в его рамках стала лекция «Феномен детского и подросткового возраста с антрополого-педагогической точки зрения».

Йоханна ФорстерЛекция профессора Эрланген-Нюрнбергского университета (Германия) Йоханны Форстер «Эволюционная педагогика как направление современных антропологических исследований»



В своей лекции Йоханна Форстер рассмотрела те области знания, которые исследуются современными учеными в рамках эволюционного подхода. Как отметила проф. Форстер, даже для немецкой педагогики это достаточно новый подход.

Проблемами детства занимаются многие науки – среди них такие как медицина, социология, психология, педагогика. Выделяется три основных методологических подхода к изучению детства – герменевтический (качественные методы исследования), эмпирический (количественный методы), а также комплекс этнографических методов.

Лекция профессора Эрланген-Нюрнбергского университета (Германия) Йоханны Форстер «Эволюционная педагогика как направление современных антропологических исследований»Лекция профессора Эрланген-Нюрнбергского университета (Германия) Йоханны Форстер «Эволюционная педагогика как направление современных антропологических исследований»



Основной акцент был сделан на определение такого знакомого всем нам понятия детства. Основываясь на проведенных исследованиях, Йоханна Форстер, рассмотрела современные аспекты изучения детства и попыталась ответить на следующие вопросы:
  • с какого момента в истории человечества появляется детство?
  • почему существует детство?
  • каковы функции детства?

    Начиная свой анализ, г-жа Форстер выделила основные модели взросления, характерные для животного мира:

    1. Модель, при которой у животных нет детства как такого. Примером может служить амеба.

    2. Модель, при которой в детской фазе организм существенно отличается от взрослого организма того же вида – здесь в качестве примера стоит упомянуть бабочку.

    3. Заключительная модель, при которой организм, рождаясь, имеет сходство с взрослыми.

    Также Йоханна Форстер выделила три основные модели воспитания:

    1. Животные-родители готовят гнездо (или соответствующую среду) для детенышей, которые, в свою очередь, после рождения вовсе не видят своих родителей. Такая модель характерна, например, для черепах, а также для многих насекомых.

    2. Более комплексная модель «гнездовой уход», при которой детеныши остаются в контакте с родителями. Данной модели характерно учение через подражание, имитацию.

    3. Третья, наиболее комплексная модель, характерна и для человека. В ней основные места занимают как уход, так и научение. Именно в этой модели с эволюционной точки зрения заметны зачатки воспитания в том виде, в котором оно представлено сегодня.

    В соответствии с этим, для приматов характерно невербальное научение, тогда как первобытные люди уже практиковали вербальное (устное) научение детей. Институционализация же воспитания началась примерно 3000 лет назад.

    С точки зрения эволюции, у человека достаточно длительное детство. Объясняя это явление, Йоханна Форстер рассмотрела физический аспект эволюционного развития человека, результатом которого стал тот факт, что сейчас человек рождается с мозгом небольшого объема, и ему необходимо его «нарастить». Кроме того, человек нуждается в особой атмосфере, в которой возможно именно воспитание и общение ребенка со взрослым. Воспитание также необходимо ребенку потому, что он не имеет необходимого репертуара поведения и может получить его только от субъекта воспитания.

    Вместе с тем, именно длительным периодом детства объясняется конституциональная предрасположенность человека к социальности, сохранению социальных связей.

    Подводя итоги, проф. Форстер отметила, что детство есть не явление, характерное только определенным культурам, а четкая антропологическая константа. А что касается раннего или позднего детства, мы должны принять этот феномен как некий факт.

    Цикл лекций проф. Йоханны Форстер будет продолжен 5 и 6 апреля 2005 г.

    Пресс-центр



    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









  • Версия для печати