Русский семинар. Второе заседание. Евгений Пчелов "Российский государственный герб: композиция и семантика в историческом контексте"
28.01.2004

Русский семинар. Второе заседание. Евгений Пчелов "Российский государственный герб: композиция и семантика в историческом контексте"

Доклад к.и.н., доцента кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ Евгения Пчелова на втором заседании Русского семинара, организованного Русской антропологической школой и Институтом высших гуманитарных исследований, был посвящён исследованию композиции и семантики российского государственного герба в историческом контексте.


28.01.2004

Русский семинар. Второе заседание. Евгений Пчелов "Российский государственный герб: композиция и семантика в историческом контексте"

Доклад к.и.н., доцента кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ Евгения Пчелова на втором заседании Русского семинара, организованного Русской антропологической школой и Институтом высших гуманитарных исследований, был посвящён исследованию композиции и семантики российского государственного герба в историческом контексте.

В своём выступлении Е.В. Пчелов рассмотрел эволюцию герба на протяжении его пятисотлетней истории от времён Ивана III до наших дней, особо выделив композиционно сложные изображения и детально прокомментировав основные геральдические изменения главных эмблем - двуглавого орла и всадника, убивающего змия. Внимание докладчика было сосредоточено также на появлении принципиально новых эмблем - элементов герба, и их семантике, привносившей новое значение в общую геральдическую композицию.

История российского государственного герба берёт начало с печати Ивана III 1490-х гг., на аверсе которой помещено изображение всадника («ездеца»), а на реверсе - двуглавого орла. В историографии существует два традиционных толкования эмблемы всадника: либо как Георгия Победоносца, либо как правителя, государя, защищающего свою землю от врагов и побеждающего их. Двуглавый же орёл, судя по всему, обозначал государство с притязаниями на особый, имперский статус. Детальный анализ самого изображения всадника привёл А.Л. Юрганова к справедливому выводу о глубинной связи этой эмблемы с эсхатологическими ожиданиями на Руси в преддверии 7000 года от Сотворения мира. Такими же настроениями проникнута символика большой государственной печати Ивана Грозного (1577 г ?), в которой появились и совершенно новые геральдические эмблемы - единорог и голгофский крест. Это первая сложная геральдическая композиция, включающая и эмблемы тех земель, на которые распространялась власть московского царя.

При Михаиле Фёдоровиче над головами орла появилась третья корона, что объяснялось необходимостью отразить в гербе титул «самодержец». Ещё более показательной в этом смысле стала Большая печать Алексея Михайловича 1667 г., созданная после окончания войны с Речью Посполитой за Левобережную Украину. Всадник на груди орла назван наследником (как правило, он именовался государем), в лапах орла появились символы царской власти - скипетр и держава. Эмблемы вокруг орла обозначали три царства - Казанское, Астраханское и Сибирское, три России - Великую, Малую и Белую, и три страны - Восточную, Западную и Северную.

При Петре I произошло весьма существенное изменение, связанное с эмблемой всадника. К 1730 г. окончательно утвердилось его понимание в качестве Георгия Победоносца. Религиозно-мистический смысл государственного герба вновь приобретает особенное значение при Павле I. В гербе появились Мальтийский крест - эмблема Ордена Св. Иоанна Иерусалимского, рыцарский шлем, щитодержатели - фигуры архистратига Михаила и архангела Гавриила.

Следующий, эмблематически и композиционно сложный, вариант государственного герба появился в 1857 г. В 1882 г. в этот герб были внесены некоторые коррективы, и с этого времени и до 1917 г. государственный герб России оставался без изменений. Он объединил сразу несколько геральдических традиций - и композицию печати Ивана Грозного при расположении территориальных гербов, и нововведения павловского герба, и европейские геральдические правила. Религиозная семантика была усилена изображением государственной хоругви, увенчавшей всю композицию.

После февральской революции «древняя эмблема Российского государства» сохранилась, но без символов царской власти. Под орлом поместили изображение здания Таврического дворца, где заседала Государственная дума, а затем и первые составы Временного правительства. В гербе СССР появились совершенно новые эмблемы, но, по мнению Е.В. Пчелова, его композиционное построение напоминало имперский герб 1882 г. После ликвидации СССР герб новой РФ вернулся к наиболее простым формам дореволюционного государственного герба.





© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.