РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



26.11.2003

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВИЗУАЛЬНОСТИ

26-28 ноября в РГГУ прошла Конференция по визуальности, организованная Институтом «Русская антропологическая школа». Оргкомитет конференции под председательством ведущего научного сотрудника Института РАШ Елены Петровской пригласил принять участие в заседаниях не только представителей разных дисциплин, так или иначе работающих с проблемами зрительного восприятия - искусствоведов, культурологов, философов, социологов, - но и практиков, кураторов выставок.


26.11.2003

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВИЗУАЛЬНОСТИ

26-28 ноября в РГГУ прошла Конференция по визуальности, организованная Институтом «Русская антропологическая школа». Оргкомитет конференции под председательством ведущего научного сотрудника Института РАШ Елены Петровской пригласил принять участие в заседаниях не только представителей разных дисциплин, так или иначе работающих с проблемами зрительного восприятия - искусствоведов, культурологов, философов, социологов, - но и практиков, кураторов выставок. Целью конференции стала попытка понять, насколько сложилась в современном гуманитарном знании дисциплина с условным названием «visual studies», можно ли говорить о ее методологической специфике и собственном инструментарии.

Отдельные заседания конференции были посвящены различным явлениям и проблемам, представляющим материал для исследований по визуальности: современному искусству (доклады Дж. Флэтли, М. Алленова, А. Морозова, В. Мизиано), кино (Н. Сосна, Н. Самутина, А. Пензин, В. Колотаев, В. Куренной, О. Аронсон), фотографии (О. Гавришина), телевидению (Д. Дондурей, В. Зверева), философии и психологии сновидений (И. Протопопова, А. Сосланд) и соотношению зрительного восприятия с историей (И. Бакштейн, А. Олейников).

Широта исследовательских подходов и материала не помешала участникам заседаний и дискуссий выделить несколько общих проблем гуманитарной науки, связанных с изучением визуальности. Это прежде всего проблема «перекодировки», выражения с помощью визуальных образов некоторых социальных (коллективных, групповых и индивидуальных), культурных, психологических и - шире - ментальных практик и опыта. Кроме того, важную роль в исследованиях по визуальности играют вопросы, связанные с «организационным пространством» современного искусства, в частности, с соотношением «национального» и «глобального». И, наконец, проблематика визуального тесно вплетена в общетеоретическую дискуссию о концептуализации modernity и post-modernity как особых состояний современной культуры, для изучения которых необходимы новые методологические и дисциплинарные основания.